Организация нерегламентированной познавательной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………..5
Понятие и формы нерегламентированной познавательной деятельности………………………………………………………………………9
Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников……………………………………………………………………12
Коллекционирование и экспериментирование как виды познавательной деятельности…………………………………………………..15
Решение проблемно-практических ситуаций…………………….19
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….27

Файлы: 1 файл

Дошкольная педагогика.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Организация нерегламентированной познавательной деятельности дошкольников.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………..5
  2. Понятие и формы нерегламентированной познавательной деятельности………………………………………………………………………9
  3. Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников……………………………………………………………………12
  4. Коллекционирование и экспериментирование как виды познавательной деятельности…………………………………………………..15
  5. Решение проблемно-практических ситуаций…………………….19

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………….27

 

 

 

Введение

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Цель данной контрольной работы – изучить организацию нерегламентированной познавательной деятельности дошкольников.

 Актуальность настоящего исследования  обусловлена тем, что дошкольный  возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Для достижения цели контрольной работы необходимо реализовать следующие задачи:

- выявление познавательных интересов  у детей дошкольного возраста;

-разработка форм нерегламентированной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте

Учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Или могут быть только мотивами, непосредственно связанные с ее содержание, т.е. мотив приобретения обобщенных способов действий, или мотив самосовершенствования. В ходе обучения мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, похвалы; в других – интерес к самому содержанию знаний. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфические новообразования.

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.

 По данным, полученным в исследованиях  А.В. Запорожца и его сотрудников, первоначально такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А.В. Запорожца Е.А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решение головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой – у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучится решать трудные задачи.

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности (8, с.223-227).

Методист – словесник В.И. Водовозов, касаюсь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннего процесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.

П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна не только к достижению главной цели образования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности (6, с. 158).

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

На протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

– постановка цели и планирование;

– прогнозирование возможных эффектов действий;

– контроль за выполнением действий;

– оценка результатов и их коррекция.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности у обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличии от боязни ошибиться.

 

 

2. Понятие нерегламентированной познавательной деятельности

Нерегламентированная деятельность (совместная деятельность детей и педагога и самостоятельная деятельность детей) осуществляется в соответствии с возрастными особенностями дошкольников  и сезонными изменениями  в рамках режима жизнедеятельности.  Игровая деятельность составляет ядро нерегламентированной деятельности, осуществляемой в рамках режима жизнедеятельности ДОУ.

В группе   созданы  условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: познавательной,  игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной,  конструктивной и т.д.

В группе имеется зона для отдыха, которая дает ребенку возможность уединиться, посидеть на диване. Каждому ребенку в детском саду  обеспечено личное  пространство: для игр,  творчества, для реализации собственных интересов, склонностей.

Развернуты уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Салон красоты», «Магазин» и др., которые насыщены предметами  с  выраженными  функциональными  особенностями. Для  старшего и подготовительного к школе возраста созданы «уголки уединения» и психологического отдыха. В  группе расположен  «зеленый уголок» с различными видами растений, где содержатся птицы и животные, собраны коллекции и гербарии.

Полки с  дидактическими  играми, пособиями,  художественной литературой, необходимые  для организации разных видов деятельности детей не стационарны, а мобильны, что позволяет активно варьировать интерьер группы.

Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер окружают  ребенка в группе. Пространство группы организовано  так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям.

Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определённый баланс различных видов деятельности (таблица № 1).

Таблица № 1

Возраст детей

Регламентируемая деятельность

Нерегламентируемая деятельность

Совместная

Самостоятельная

2-3 года

20 минут

7 часов

3 часа

3-4 года

30 минут

7 часов

3 часа

4-5 лет

40 минут-1 час

7 часов

2,5 часа

5-6 лет

50 минут-1 час 15 минут

6 часов

3-3,5 часа

6-7 лет

1 час-1 час 30 минут

6 часов

3часа

Информация о работе Организация нерегламентированной познавательной деятельности дошкольников