Организация нерегламентированной познавательной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………..5
Понятие и формы нерегламентированной познавательной деятельности………………………………………………………………………9
Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников……………………………………………………………………12
Коллекционирование и экспериментирование как виды познавательной деятельности…………………………………………………..15
Решение проблемно-практических ситуаций…………………….19
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….27

Файлы: 1 файл

Дошкольная педагогика.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ДОУ является пространством, открытым для родителей. Последние пять лет широко в ДОУ апробируются инновационные личностно-направленные формы работы с использованием методов активного обучения родителей.

Просветительским целям служат и групповые консультации в адрес родителей. Содержанием консультативной помощи становится совместный с родителями поиск приемов индивидуализации подхода к детям и их развития сообразно потребностям личности и возраста. С другой стороны, предметом обсуждения становятся не только детско-родительские, но в целом семейные отношения, разногласия между членами семьи по поводу воспитания детей. Частично представлены в консультировании личностные запросы: трудности общения с коллегами, поиски путей профессионального роста, принятие собственных личностных черт и моделей поведения.

Целенаправленная работа с семьей, как показывает профессиональный опыт, возможна только на основе комплексного ее изучения, создания социально-психологического портрета семей детского сада, отдельной группы. Обработка результатов анкетирования родителей позволяет определять психологические характеристики родителей, их педагогический потенциал, условия воспитания и развития в семье и основные проблемы детско-родительских отношений.

Формы организации познавательной деятельности подразделяются на: регламентированная познавательная деятельности (занятия), нерегламентированная познавательная деятельность (сюжетно-дидактические игры, экспериментирование, коллекционирование, решение проблемно-практических ситуаций и т.д.), свободная познавательная деятельность.

 

 

 

3.Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. [1; 4]

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. [13, 100].

Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами.

Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

 

 

 

4. Коллекционирование и экспериментирование как виды познавательной деятельности

Еще одной   эффективной формой организации познавательной деятельности, которая дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей является коллекционирование.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Во - первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Во - вторых, все  в детстве увлекалась коллекционированием. Собирали марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась у многих родителей и они с интересом рассматривают ее до сих пор.

 В - третьих, детский сад посещают  разные дети, это дети с неровным  поведением,   двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении  взаимоотношений с детьми можно  преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

В - четвертых, коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности. Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления познавательной активности ребенка.

 Стойкость пытливого отношения  детей к коллекционированию зависит  от того, культивируют взрослые  это отношение к собирательству  или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования  необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.   Люблинская А.А. подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.

 В процессе коллекционирования  развиваются внимание, память, умение  наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Вообще, коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать.

Коллекционирование – это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей:

- собирая коллекцию, ребенок занимается  познавательно-исследовательской деятельностью, т.е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции;

-оно расширяет кругозор ребенка, развивает его познавательную  сферу,

-способствует развитию общения, умению поддержать беседу;

- у ребенка развивается аккуратность, бережливость.

Экспериментирование

«Экспериментирование – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А. Поваляева).

«Экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка» (С.А.Козлова; Т.А. Куликова)

«Экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков)

В научной и методической литературе доказывается эффективность экспериментирования как метода познания окружающего мира. Деятельность экспериметирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. По мнению академика Н.Н.Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Ученые предлагают организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериметированием как видом деятельности, но его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, т.к. возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Информация о работе Организация нерегламентированной познавательной деятельности дошкольников