Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: Выявить профессиональный интерес старшеклассников и определить направления психолго-педагогической помощи в выборе профессии.
Объект курсовой работы: Профессиональная подготовка старшеклассников.
Предмет курсовой работы: Содержание профессиональных интересов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональных интересов старшеклассников.
1.1Изучение школьников в целях профориентации.
1.2Содержание, формы, методы изучения профессиональных интересов старшеклассников.
Выводы по первой главе.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования .
2.2 Анализ результатов исследования.
Выводы по экспериментальной главе
Заключение

Файлы: 1 файл

курсоваяоригинал.docx

— 61.34 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава I. Теоретические аспекты профессиональных интересов старшеклассников.

1.1Изучение школьников в целях профориентации.

1.2Содержание, формы, методы изучения профессиональных интересов старшеклассников.

Выводы по первой главе.

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников

2.1 Организация исследования .

2.2 Анализ результатов исследования.

Выводы по экспериментальной главе

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Каждому человеку предоставлено право выбора профессий, род занятий, работы. Каждый год большое число девушек и юношей, закончивших школу стоят перед выбором профессии, они ищут применение своим силам, талантам и интересам. Но как показывает статистика, большинство молодых людей сталкиваются с большими проблемами выбора профессии. А данный выбор очень важен, так как человек выбирает не только профессию, он выбирает свой жизненный путь, потому что на сколько правильно выбрана профессия, зависит общественная ценность человека, зависит наше место среди других людей, удовлетворенность тем, чем придется заниматься, физическое и нервно- психическое здоровье, счастье и радость. Подготовка к выбору профессии лежит в взаимодействии и единстве интеллектуальном, эстетическом, нравственном, трудовым, совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Профессиональный интерес имеет огромное значение в профессиональном становление будущего специалиста, поэтому необходима целенаправленная работа  по развитию профессиональных интересов учащихся, которая должна стремится с учетом современных экономических условий, нового специального опыта, представлений, установок, ценностных ориентаций.

В 20-е годы ленинградским педагогом и психологом, профессором А. П Болтуновым  была создана система профконсультационных мероприятий, увязавших воедино работу школьных психологов-педагогов, бюро профконсультации при бирже труда, работников профессиональных учебных заведений, куда должны были поступать выпускники школ. Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. И в 50-60 гг. наблюдается оживление профориентационной работы.  В крупных городах создаются кабинеты по профориентации, появляется много научных разработок в этой области, а с конца 80-х годов открываются центры по профориентации и консультации молодежи, начинает складываться система управления профориентацией и трудоустройством.

Цель курсовой: Выявить профессиональный интерес старшеклассников и определить направления психолго-педагогической помощи в выборе профессии.

Объект курсовой работы: Профессиональная подготовка старшеклассников.

Предмет курсовой работы: Содержание профессиональных интересов.

Задачи курсовой работы:

1-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональных интересов старшеклассников.

2-Изучить опыт работы учителей по организации профориентации старшеклассников.

3-Изучить особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.

4-Разработать программу профессиональных интересов для старшеклассников.

Гипотеза исследования: Учащиеся в возрасте 16-17 лет  еще не способны к профессиональному самоопределению и нуждаются в психологическом сопровождении при выборе профессии

 

 

 

 

 

 

1.1Изучение  школьников в целях профориентации

Изучение учащихся в целях профориентации, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: интересы, потребности, ценностные ориентации, склонности, способности, мотивы выбора профессии, профессиональную направленность, профессиональные намеренья, черты характера, темперамент.

Профессиональная консультация учащихся.

Ценностные ориентации: Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные  объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

1- Самоутверждение в обществе

2- Авторитет в трудовом  коллективе;

3- Признание родных, знакомых, друзей;

4- Творческий характер  труда;

5-Хороший заработок;

6- Должность, удовлетворяющая  личность, перспектива продвижения  по службе;

7- применение своих знаний, умений, способностей.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

1-Мотив, четко и аргументировано  обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

2-Мотивация нечеткая, недостаточно  мотивированная;

3-Мотивация неуверенная, неаргументированная;

4-Никак неаргументированная  мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Так же большое значение при выборе профессии играет характер и темперамент человека. В психологии под темпераментом подразумевают “индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте”.

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента:

1-Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

2-Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

3-Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

4-Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами”

Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам”. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Психологи различают четыре системы свойств характера:

1-Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);

2-Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);

3-Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);

4-Свойства, выражающие отношения  к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.)”

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Были рассмотрены группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек - дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ - "проб и ошибок". Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор.

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота. В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью. Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

Информация о работе Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников