Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа
Цель курсовой: Выявить профессиональный интерес старшеклассников и определить направления психолго-педагогической помощи в выборе профессии.
Объект курсовой работы: Профессиональная подготовка старшеклассников.
Предмет курсовой работы: Содержание профессиональных интересов.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональных интересов старшеклассников.
1.1Изучение школьников в целях профориентации.
1.2Содержание, формы, методы изучения профессиональных интересов старшеклассников.
Выводы по первой главе.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования .
2.2 Анализ результатов исследования.
Выводы по экспериментальной главе
Заключение
Рис. 1 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»
Согласно полученным данным, 60% учащихся, что составляет 12 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 40 % учащихся, что составляет 8 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию.
На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 2.
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
беседы с родителями |
8 |
40% |
экскурсии |
4 |
20% |
СМИ |
3 |
15% |
Школа |
5 |
25% |
Рис.2 Источники знаний о профессиях
Согласно полученным данным, 40 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 8 человек, 25% в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 5 человек; 20 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 4 человек; 15 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 3 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
посещение факультативов, курсов |
14 |
70% |
знакомство с учебными заведениями и правилами приема |
3 |
15% |
Самостоятельная подготовка |
3 |
15% |
Рис. 6 Подготовка к будущей профессии
Согласно полученным данным, 70 % учащихся посещают факультативы, и курсы что составило 14 человека; 15 % учащихся знакомятся с учебными заведениями и правилами приема, что составило 3 человека. 15% учащихся что составило 3 человека занимаются самостоятельной подготовкой.
Таким образом, деятельность классных руководителей является малоэффективной, т. к. больше половины учащихся, не определены с выбором профессии, многими учащимися не связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Автор методики: Холланд Дж.
Тип |
Кол-во человек |
Показатели в % |
Р-ый |
5 |
25% |
И-ый |
3 |
15% |
С-ый |
2 |
10% |
К-ый |
2 |
10% |
П- ый |
2 |
10% |
Х-ый |
6 |
30% |
Наглядно посмотреть можно на Рис 7
Данный результат опросника свидетельствует о том, что 30% учащимся, а это 6 человек подходит художественный стиль(подробно о этом типе см приложение 1)
Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.
Выводы по экспериментальной главе
Заключение
Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.
Я считаю, что при выборе
профессии очень важно соответствие между
психологическими особенностями человека
и соответствующими характеристиками
профессии. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует,
чтобы у человека присутствовали так называемые
"профессионально важные качества"
- например, корректору важно внимание,
художнику - образное мышление и т.д. Поэтому,
выбирая определенную профессию, важно
осознать, есть ли способности, соответствующие
профессионально важным качествам.
Тип реализуемой профессиональной
деятельности должен совпадать с личностным,
характерологическим типом. Если школьник
общителен, то больше подойдут профессии,
связанные с многочисленными контактами.
Кроме того, трудно понять, понравится
ли психология или та же экономика - ведь
в школе не изучается ничего подобного….
Для того, чтоб не ошибиться, необходимо
расширять кругозор по отношению к миру
профессий.
Анализируя данные
необходимо помнить, что окончательный
выбор только за самим человеком, ибо выбирая
профессию, выбираешь судьбу. Профессия
должна приносить удовольствие (положительные
эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию
возможностей (пользу обществу).
Список литературы