Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: Выявить профессиональный интерес старшеклассников и определить направления психолго-педагогической помощи в выборе профессии.
Объект курсовой работы: Профессиональная подготовка старшеклассников.
Предмет курсовой работы: Содержание профессиональных интересов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональных интересов старшеклассников.
1.1Изучение школьников в целях профориентации.
1.2Содержание, формы, методы изучения профессиональных интересов старшеклассников.
Выводы по первой главе.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования .
2.2 Анализ результатов исследования.
Выводы по экспериментальной главе
Заключение

Файлы: 1 файл

курсоваяоригинал.docx

— 61.34 Кб (Скачать файл)

Рис. 1 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»

Согласно полученным данным, 60% учащихся, что составляет 12 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 40 % учащихся, что составляет 8 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию.

На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 2.

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

 беседы с родителями

8

40%

экскурсии

4

20%

СМИ

3

15%

Школа

5

25%


 

Рис.2 Источники знаний о профессиях

Согласно полученным данным, 40 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 8 человек,  25% в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 5 человек; 20 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 4 человек; 15 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 3 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.

 

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

посещение факультативов, курсов

14

70%

 знакомство с учебными  заведениями и правилами приема

3

15%

Самостоятельная подготовка

3

15%


Рис. 6 Подготовка к будущей профессии

Согласно полученным данным, 70 % учащихся посещают факультативы, и курсы что составило 14 человека; 15 % учащихся знакомятся с учебными заведениями и правилами приема, что составило 3 человека. 15% учащихся что составило 3 человека занимаются самостоятельной подготовкой.

Таким образом, деятельность классных руководителей является малоэффективной, т. к. больше половины учащихся, не определены с выбором профессии, многими учащимися не связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Автор методики: Холланд Дж.

Тип

Кол-во человек

Показатели в %

Р-ый

5

25%

И-ый

3

15%

С-ый

2

10%

К-ый

2

10%

П- ый

2

10%

Х-ый

6

30%


 Наглядно посмотреть  можно на Рис 7

Данный результат опросника свидетельствует о том, что 30% учащимся, а это 6 человек подходит художественный стиль(подробно о этом типе см приложение 1)

Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по экспериментальной главе

  1. Наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение, являются сам ученик и родители.
  2. Для большинства старшеклассников мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего "Я". 
  3. Трудности выбора будущей профессии, связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Я считаю, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна.  
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.  
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если школьник общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, трудно понять, понравится ли психология или та же экономика - ведь в школе не изучается ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, необходимо расширять кругозор по отношению к миру профессий.  
Анализируя данные необходимо помнить, что окончательный выбор только за самим человеком, ибо выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (пользу обществу). 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. – 288с.
  2. 3. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1988. – 284с 
  3. Дубровина, И.В. "Формирование личности старшеклассника" / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1989. - 169 с. 
  4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. - Минск: Народная асвета, 1978. –112 с
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. –207 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. – 432с
  7. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В.Л. Ословского. - Киев: Наукова Думка, 1978. – 306с
  8. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
  9. Павлова Т.Л. "Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости". / Т.Л. Павлова. - М: ТЦ «Сфера», 2005.
  10. Павлютенков, Е.М. "Формирование мотивов выбора профессии" / Е.М. Павлютенков.- Киев: Рад. школа, 1980. - 143 с.
  11. Резапкина Г.В. "Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов"./ Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2004.
  12. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -283с.
  13. http://forpsy.ru/methodology/proforientatsionnye_metodiki/oprosnik_khollanda/
  14. http://rudocs.exdat.com/docs/index-14582.html
  15. http://www.effecton.ru/730.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников