Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой: Выявить профессиональный интерес старшеклассников и определить направления психолго-педагогической помощи в выборе профессии.
Объект курсовой работы: Профессиональная подготовка старшеклассников.
Предмет курсовой работы: Содержание профессиональных интересов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональных интересов старшеклассников.
1.1Изучение школьников в целях профориентации.
1.2Содержание, формы, методы изучения профессиональных интересов старшеклассников.
Выводы по первой главе.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования .
2.2 Анализ результатов исследования.
Выводы по экспериментальной главе
Заключение

Файлы: 1 файл

курсоваяоригинал.docx

— 61.34 Кб (Скачать файл)

Профессиональная консультация учащихся

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Содержание, формы, методы изучения профессиональных  интересов старшеклассников.

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления  в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в  школе, мотивированный выбор старшеклассниками  той или иной профессии, профессиональное  обучение).

2. Период обучения в  профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими  знаниями, практическими умениями  и навыками, предварительная апробация  правильности выбора, развитие профессиональных  способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

- индивидуальные

- групповые

- массовые.

К методам профессиональной ориентации относятся:

-информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы- краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

- методы профессиональной  психодиагностики (в идеале —  помощь в самопознании): беседы-интервью  закрытого типа (по строго обозначенным  вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения  от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

- методы морально-эмоциональной  поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы  индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.

- методы оказания помощи  в конкретном выборе и принятии  решения: построение цепочки основных  ходов, построение системы различных  вариантов действий клиента для  достижения цели, использование  различных схем альтернативного  выбора

Составными компонентами профориентационной работы являются:

- профессиональное просвещение;

- изучение школьников  в целях профориентации;

- профессиональная консультация;

- профессиональный отбор;

- социально-профессиональная  адаптация молодежи.

Профессиональное просвещение

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

- профинформацию

- профпропаганду

- профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

- профпросвещение предполагает  формирование целостного, многопланового  представления учащихся о народном  хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;»

- в процессе проведения  работы по профессиональному  просвещению необходимо учитывать  направленность в развитии отраслей

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

- профессиональное просвещение  молодежи должно основываться  на реальной потребности в  конкретных профессиях;

- ознакомление с миром  профессий следует тесно увязывать  с профессиональными интересами, склонностями и способностями  молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе 

  1. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.
  2. Старшеклассники отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». 
  3. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий.
  4. Наиболее важным психологическим критерием успешного выбора профессии и места работы является удовлетворенность человека сделанным выбором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Организация  исследования

Эмпирическое исследование проводилось с целью определения профессиональных интересов старшеклассников.

Исследование проводилось в Верхнедробинской средней общеобразовательной школы МОУ. Исследование проводилось в ноябре 2013 года 5 ноября. В нем приняло участие 20 человек, 10 и 11 класса.

Основными методами изучения стал опросник Холлонда и составленная мной анкета.

Опросник Дж. Холлонда.

Цель: Выявление подходящей сферы деятельности.

Процедура проведения:

Исследования проводится с старшеклассниками, им предоставляется опросник с инструкцией; бланк ответов, в котором испытуемые отмечают выбранные ими варианты профессий (специальностей).

Инструкция для испытуемых: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено.

Обработка и анализ результатов позволяет выявить:

- к какому типу относится  испытуемый;

-личностные характеристики;

-Предпочитаемое окружение;

-Хобби, наиболее подходящие  профессии;

-Примечание.

Бланк ответов, опросник Холлонда можно посмотреть в приложение1.

 

Разработанная мною анкета позволяет выявить на сколько старшеклассникам известны разного рода профессии, из каких источников они об этом узнали и насколько хорошо учителя проводят профконсультационную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  и интерпретация полученных результатов

 
Таблица 1. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

Кол-во человек

Показатели в %

да

8

40%

нет

12

60%


 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1

Информация о работе Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников