Ощущения и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
Для того чтобы прийти к намеченной цели автору необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Что такое ощущения, виды, свойства ощущений и их изменения?
Что такое восприятие, восприятие пространства и движения?
Что такое память, основные её подходы и виды памяти?
Что такое внимание и его основные свойства?
Что такое воображение, его функции и характеристики?

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………3
Ощущения………………………………………………………………..4

Свойства ощущений…………………………………………………..4
Виды ощущений………………………………………………………5
Измерение ощущений………………………………………………...6

Восприятие………………………………………………………………7

Восприятие пространства и движения………………………………8

Память…………………………………………………………………...10

Основные психические подходы в исследованиях памяти………..10
Двигательная, эмоциональная, образная и
словесно-логическая память………………………………………….13
Производственная и непроизводственная память………………….14
Эксплицитная и имплицитная память………………………………14
Кратковременная, оперативная и долговременная память………...15
Основные мнемические процессы…………………………………..16

Внимание………………………………………………………………...18

Производительное и непроизводительное внимание………………19
Основные свойства внимания……………………………………….20
3. Теоретические направления в исследованиях……………………...22
3.1. Внимание как активность личности……………………………22
3.2. Внимание как способ управления поведением и
функция контроля……………………………………………… 23
3.3. Внимание как результат организации деятельности………….24
V. Воображение…………………………………………………………….. 24

Основные функции воображения……………………………………25
Формы воображения………………………………………………….25
Характеристики воображения……………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………..……...29

Файлы: 1 файл

ощ.и воспр..doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

      Введение…..……………………………………………………………………3 

  1. Ощущения………………………………………………………………..4

      

    1. Свойства ощущений…………………………………………………..4
    2. Виды ощущений………………………………………………………5
    3. Измерение ощущений………………………………………………...6
 
  1. Восприятие………………………………………………………………7
 
    1. Восприятие пространства и движения………………………………8
 
  1. Память…………………………………………………………………...10
 
    1. Основные  психические подходы в исследованиях  памяти………..10
    2. Двигательная, эмоциональная, образная и

    словесно-логическая память………………………………………….13

    1. Производственная и непроизводственная память………………….14
    2. Эксплицитная и имплицитная память………………………………14
    3. Кратковременная, оперативная и долговременная память………...15
    4. Основные мнемические процессы…………………………………..16
 
  1. Внимание………………………………………………………………...18
 
    1. Производительное  и непроизводительное внимание………………19
    2. Основные свойства внимания……………………………………….20

3.  Теоретические направления в  исследованиях……………………...22 

      3.1. Внимание как активность личности……………………………22

      3.2. Внимание как способ управления  поведением   и    

             функция контроля……………………………………………… 23

      3.3. Внимание как результат организации  деятельности………….24 

     V.    Воображение…………………………………………………………….. 24

 

  1. Основные функции воображения……………………………………25
  2. Формы воображения………………………………………………….25
  3. Характеристики воображения……………………………………….26

       

         Заключение…………………………………………………………………..28 

         Список используемой  литературы………………………………..……...29 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 
 
 

    Исследование  внутреннего мира человека, общих  закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология.

    По  задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

    Психология  устанавливает связь между индивидуальным и социальным, между ограниченными  и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.

    В процессе изучения курса  психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека  и состояния». По этому  целью этой работы является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.

    Задачей данной работы является  рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и  их свойства.

    Для того чтобы прийти к намеченной цели автору необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое ощущения, виды,  свойства ощущений и их изменения?
  2. Что такое восприятие, восприятие пространства и движения?
  3. Что такое  память, основные её подходы и виды памяти?
  4. Что такое внимание и  его основные свойства?
  5. Что такое воображение, его функции и характеристики?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Ощущения. 

    Итак, процесс познания — это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познавательного процесса.

    Ощущения  определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

    Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере  развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышищих.

    Ощущения  человека чрезвычайно разнообразь, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др. 

  1. Свойства  ощущений.
 

    Каким бы ни было ощущение, его можно, описать  с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему.

    1.Модальность — качественная характеристик в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным. Преждее всего выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.

    2.Локализация — пространственная характеристика ощущений, т. е. сведения о локализации раздражителя в пространстве.

    Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

    3. Интенсивность — это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является одной из главных в психофизике.

    Основной психофизический закон отражается между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Задача— установить связь тела и души , предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы — значит е есть класть ощущения. Известны такие варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон Г. Фехнера, степенной закрой С. Стивенса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон.

    4. Продолжительность — временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным состоянием орвна чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период  от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

    После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Появление последовательных образов можно объяснить явлением утомления сетчатки глаза.

    Слуховые  ощущения, аналогично зрительным, также могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. 

2. Виды ощущений. 

    С помощью кинестетической и вестибулярной чувствительности индивид информирован о его собственных движениях и положении в пространстве.

1. Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной ин 
формации, поступающей из мышц, сухожилий и связок.

2. Вестибулярные ощущения — это совокупность информации, 
приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одной из основных  функций  вестибулярных ощущений  является  обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Благодаря этой функции перед нами возникает довольно стабильная картина мира, при том что мы сами находимся в движении.

3. Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, что соприкасается с его телом. Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы, язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущения тепла, холода, давления и боли. Болевая чувствительность, например, имеет очень важное биологическое значение: болевые 
ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. Человеку, не имеющему такой чувствительности, что достаточно редко, постоянно угрожает опасность.

4 .Вкусовая чувствительность обеспечивает индивида информацией, можно ли употребить внутрь какое-либо вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. Повидимому, все другие ощущения вызываются сочетанием этих четырех компонентов.

5. Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воз 
духе различных химических веществ. У животных обоняние играет значительную роль, у человека — меньшую. Исследования показывают, что у собак чувствительность превышает чувствительность человека примерно в тысячу раз!

6. С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством 
волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от 
него объектов. Здоровый молодой человек слышит звуки примерно 
в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Один герц соответствует высоте издаваемого предметом звука,    совершающего одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны: у человека наибольшая чувствительность к звуку отмечается при частоте звука в 1000 Гц.

7. Зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка               глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Наиболее интересной проблемой является 
проблема цветового зрения. Существуют две основные теории — три- 
хроматическая теория и теория оппонентного цвета, которые пытаются 
объяснить феномен цветного зрения.
 

Информация о работе Ощущения и восприятие