Ощущения и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
Для того чтобы прийти к намеченной цели автору необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Что такое ощущения, виды, свойства ощущений и их изменения?
Что такое восприятие, восприятие пространства и движения?
Что такое память, основные её подходы и виды памяти?
Что такое внимание и его основные свойства?
Что такое воображение, его функции и характеристики?

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………3
Ощущения………………………………………………………………..4

Свойства ощущений…………………………………………………..4
Виды ощущений………………………………………………………5
Измерение ощущений………………………………………………...6

Восприятие………………………………………………………………7

Восприятие пространства и движения………………………………8

Память…………………………………………………………………...10

Основные психические подходы в исследованиях памяти………..10
Двигательная, эмоциональная, образная и
словесно-логическая память………………………………………….13
Производственная и непроизводственная память………………….14
Эксплицитная и имплицитная память………………………………14
Кратковременная, оперативная и долговременная память………...15
Основные мнемические процессы…………………………………..16

Внимание………………………………………………………………...18

Производительное и непроизводительное внимание………………19
Основные свойства внимания……………………………………….20
3. Теоретические направления в исследованиях……………………...22
3.1. Внимание как активность личности……………………………22
3.2. Внимание как способ управления поведением и
функция контроля……………………………………………… 23
3.3. Внимание как результат организации деятельности………….24
V. Воображение…………………………………………………………….. 24

Основные функции воображения……………………………………25
Формы воображения………………………………………………….25
Характеристики воображения……………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………..……...29

Файлы: 1 файл

ощ.и воспр..doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

    В теории Ошанина Д. А. (1977) была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в зрительной модальности. Оперативный образ складывается при выполнении конкретной деятельности. Его содержание не изоморфно сенсорной информации: в нем акцентированы характеристики объекта, существенные в условиях конкретного действия, и, наоборот, свернуты мало информативные в данный момент свойства объекта.

    В исследованиях В. П. Зинченко и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием. 

2. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. 

    В различных видах деятельности могут  преобладать различные виды активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается соответственно в движениях, чувствах, образах, мыслях. Виды памяти, которые обслуживают эти процессы, получили название двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

    Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться ходить, писать и т. д.

    Эмоциональная память — это память на эмоции, чувства, переживания. Эмоции всегда сигнализируют нам, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступает как сигналы, которые либо побуждают нас к действию, либо удерживают от него. Способность сочувствовать другому человеку также основана на эмоциональной памяти. Часто именно эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти.

    Образная  память - это память на образы, представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Некоторые люди способны вызвать в своем сознании очень яркие образы памяти, которые детализированы и наглядны - эйдетические образы.

    Словесно-логическая память - это память на мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память присутствует только у человека (в отличие от эмоциональной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. 
 
 

3. Произвольная и непроизвольная память. 

    В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и  произвольную.

    Непроизвольная  память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Что влияет на непроизвольное запоминание? Какие ситуации непроизвольно "врезаются" нам в память? Отечественный психолог П. И. Зинченко (1961) провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания.

    Экспериментатор неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили  по дороге из дома на работу и рассказать. В ходе исследования выяснилось, что  испытуемые чаще всего запоминали:

   - то, что делали (а не то, о чем думали);

   - то, что способствовало или препятствовало цели;

   - нечто странное и необычное;

   - то, что было связано с кругом знаний и интересов испытуемого.

    Автор сравнивал продуктивность непроизвольного  запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели. Фоновые раздражители запоминались хуже всего.

    П. И. Зинченко также исследовал особенности  запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, "внутри которой осуществлялось запоминание". Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова. Итак, психологами был сделан вывод о том, что непроизвольное запоминание зависит от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов и намерений, определяющих эту деятельность.

    Произвольная  память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Изучению этого аспекта процесса запоминания также было посвящено много экспериментов.

    Так, в отечественной психологии с 1960-х гг. изучалась роль мне-мических средств в организации и функционировании мнемической системы. А. А. Смирнов (1966), рассматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А. Н. Леонтьевым (1972) для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В. Я. Ляудис (1976) показали, что в процессе развития памяти у детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризуются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания. 

4. Эксплицитная и имплицитная память. 

    Исследователи процесса хранения и воспроизведения  информации в памяти выделяют имплицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознаваемой или активной и пассивной.

    Впервые эффект имплицитного научения был получен  Ребером в 1967г.: он предлагал испытуемым автомат, который работал по сложной программе. Эту программу, названную «грамматикой», испытуемые имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует.

    Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

    Эксплицитная  память — это осознаваемая память.

    Феномены  имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления. Например, исследователь предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины. Испытуемый, как правило, оценивал эту женщину как добрую, если у нее были длинные волосы.

    В 1984г. психологи Граф и Шехтер описали больных амнезией, которые были способны к имплицитному научению, но имели серьезные нарушения в эксплицитной памяти. Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно имплицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа был обнаружен феномен модальной специфичности имплицитной памяти. Оказалось, что имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния. Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства «знакомости». Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым. 

5. Кратковременная, оперативная и долговременная память. 

    В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. Если классифицировать память по времени, то можно выделить следующие ее виды: кратковременную, оперативную и долговременную. Основное различие между ними — это время хранения информации.

    1. Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). В кратковременной памяти информация хранится не более 20 секунд.

    В 1956г. Дж. Миллер предположил, что в кратковременной памяти удерживается неизменное  число  единиц  кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти у взрослого человека является фиксированным, будь то единицы зрительной информации (буквы) или слуховой. Эгот объем стал известен как «магическое число», равное 7 ± 2. Эта величина изменяется с возрастом; объем непосредственной памяти от двух до десяти лет увеличивается от 2,5 до 5 единиц.

    Можно сказать, что кратковременная память — это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

    2.   Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти — сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия.

    3. Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы. Для определения объема долговременной памяти невозможно разработать расчетную экспериментальную процедуру, аналогичную измерению кратковременной памяти. Объем долговременной памяти принято считать бесконечным. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

Соотношение между кратковременной, оперативной  и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. 

6. Основные мнемические процессы. 

    К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также хранение и забывание' материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

    1. Запоминаниеэто процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание — необходимое условие обогащения опыта индивида новыми формами поведения и знаниями. Запоминаем мы далеко не все. Прежде всего запоминается то, с чем человек действует. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается лучше. 

Непроизвольное  запоминание Произвольное  запоминание
• Непроизвольно запоминается лучше  тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Обнаружили, что очень легкий текст запоминается хуже, чем текст средней трудности

• Непроизвольно  запоминается полно и точно то, что имеет для нас особо важное жизненное значение, что вызывает наш интерес и эмоции

• В произвольном запоминании большую роль играют мотивы, побуждающие запоминать

  • При использовании рациональных приемов произвольное запоминание протекает эффективнее

 • Понятое запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями

 
 

    При изучении запоминания используют такие  характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность, так как продуктивность от осмысленности и бессмысленности материала, говорят об осмысленном и механическом запоминании.

    2. Воспризведение — это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Информация о работе Ощущения и восприятие