Ощущения и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Задачей данной работы является рассмотреть психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение, и их свойства.
Для того чтобы прийти к намеченной цели автору необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Что такое ощущения, виды, свойства ощущений и их изменения?
Что такое восприятие, восприятие пространства и движения?
Что такое память, основные её подходы и виды памяти?
Что такое внимание и его основные свойства?
Что такое воображение, его функции и характеристики?

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………3
Ощущения………………………………………………………………..4

Свойства ощущений…………………………………………………..4
Виды ощущений………………………………………………………5
Измерение ощущений………………………………………………...6

Восприятие………………………………………………………………7

Восприятие пространства и движения………………………………8

Память…………………………………………………………………...10

Основные психические подходы в исследованиях памяти………..10
Двигательная, эмоциональная, образная и
словесно-логическая память………………………………………….13
Производственная и непроизводственная память………………….14
Эксплицитная и имплицитная память………………………………14
Кратковременная, оперативная и долговременная память………...15
Основные мнемические процессы…………………………………..16

Внимание………………………………………………………………...18

Производительное и непроизводительное внимание………………19
Основные свойства внимания……………………………………….20
3. Теоретические направления в исследованиях……………………...22
3.1. Внимание как активность личности……………………………22
3.2. Внимание как способ управления поведением и
функция контроля……………………………………………… 23
3.3. Внимание как результат организации деятельности………….24
V. Воображение…………………………………………………………….. 24

Основные функции воображения……………………………………25
Формы воображения………………………………………………….25
Характеристики воображения……………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………..……...29

Файлы: 1 файл

ощ.и воспр..doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

    Теория  Гальперина предполагала не просто рассмотрение внимания как процесса контроля за действиями, но и развитие этого контроля от сознательных к автоматизированным формам. Существование автоматизированной и неавтоматизированной форм обработки информации как автоматизированных и неавтоматизированных действий никем не подвергается сомнению. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т. д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, в которых показывается, насколько сложной является задача совмещения двух действий. Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды приобретают все большую популярность в современных западных концепциях внимания. 

3.3. Внимание как результат организации деятельности. 

    Следующий подход к психологическим исследованиям  внимания в отечественной психологии связан с развитием идеи уровневой организации деятельности. Ю. Б. Гиппенрейтер, анализируя работы А. Н. Леонтьева, подчеркивала, что природа внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности. Она считала, что нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства, что внимание есть феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности.

    Здесь, во-первых, подчеркивается эффекторная  природа внимания (внимание — лишь отражение в сознании внутренней работы по организации деятельности), а во-вторых, указывается на то, что деятельность имеет несколько уровней организации (в большинстве своем неосознаваемых), и внимание связывается лишь с ведущим уровнем этой организации (Гиппенрейтер Ю. Б., 1983). Идея выделения различных уровней организации деятельности принадлежит Н. А. Бернштейну. Она находит все больше сторонников в современной психологии (Величковский Б. М., 1982). 

  1. Воображение.
 

    Воображение относится к «универсальным»  психическим процессам. Воображение это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

    Продуктом или результатом процесса воображения  являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, Указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Один только Перечень способов продуцирования образов воображения показывает его тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями мышлением).

    Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому  образы воображения всегда вторичны, т. е. «уходят корнями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но в отличие от процессов памяти здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность).

    В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

    Многие  исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше.

    Наконец, с представлением воображение роднит наглядность образов, их можно отнести к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т. п.). 

1. Основные функции воображения. 

    1. Целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого.

    2. Предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных   или   отрицательных   последствий,   хода   взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого.

    3. Комбинирование и планирование — создание образа желаемого 
будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта 
с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка.

    4. Замещение действительности — человек может быть лишен 
возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой.

    5. Проникновение во внутренний мир другого человека — на основе 
описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом,тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

    Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания. 

2.Формы воображения. 

    Все формы воображения можно подразделить на две большие группы: непроизвольные и произвольные формы.

    1.  Непроизвольные формы воображения не зависят от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

    К непроизвольным формам воображения  относятся сновидения. Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга. Расстройство работы сознания порождает такую форму воображения, как бред. Бред может возникнуть в результате психического заболевания (бред преследования, бред величия), вирусного или простудного заболевания, сопровождаемого высокой температурой (горячечный бред), алкогольного отравления (белая горячка). Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску. Под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются галлюцинации. Это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением. Отключение контроля сознания по приказу другого лица называется гипнозом, а образы воображения, возникающие в этом состоянии, гипнотическими. Они напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т. е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера. Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

    2. Вторая группа — это произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

    К этой группе относятся фантазии, вымыслы  или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

    Форму воссоздающего воображения еще  называют представлением. Образы воображения создаются здесь на основе какого-либо вида наглядности (описания, предъявления деталей и т. п.). Воссоздающее воображение — необходимое условие взаимопонимания людей в общении, обязательный элемент обучения, а именно той его части, которая связана с передачей общественного опыта.

    Началом любому виду творчества служит творческий замысел. Он одновременно побуждает человека к действию и воплощает в себе его будущий результат, который должен быть отличным от всего подобного, созданного другими людьми, т. е. иметь личностную (детское творчество) или общечеловеческую ценность (научное, техническое, художественное творчество).

    Мечта — это образ желаемого будущего. Она обладает огромной побудительной силой. Человек стремится к ее осуществлению, невзирая на препятствия и разного рода барьеры.

    Детские фантазии, например страхи, игры, «придумки» и «выдумки», опираются на замещающую функцию воображения. Они могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка. Наконец, вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора.

    Принимая  во внимание различные формы воображения, их различные модальности, эмоциональную окраску и содержание, мы получаем чудесное разнообразие образов воображения, которые участвуют во всех видах деятельности, встречаются в самых типичных и экзотических ситуациях. 

3. Характеристики воображения. 

    Исследователи выделяют следующие характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов1.

    1. Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Маленькие дети даже 
путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями и персонажами.

    2. Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым 
в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей, ведь чем 
полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем 
с большей легкостью она будет реализована в жизни.

    3. Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

    4. Степень активности образов. Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Эмоциональная насыщенность образов повышает активность. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей — грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

 

Заключение 

    В процессе работы автор узнаёт, что психические процессы – это совокупность актов психической деятельности.

      О том, что каждый психический процесс имеет больший объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные.

      Традиционно в отечественной психологии (по В. В. Петухову) принято выделять две группы психических процессов.

    Познавательные  процессы обеспечивают ориентировочную  основу поведения, формируют его  информационную базу. В зависимости  от объектаотражения они подразделяются на пять видов: сенсорные, перцептивные, интеллектуальные, воображение, мнемические  процесс.

      Психические процессы бывают специфические, или собственно познавательные, процессы,которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом 
этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное 
либо с помощью органов чувств, либо рационально:

Информация о работе Ощущения и восприятие