Основные концепции конфликта и управление конфликтной ситуацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 15:41, реферат

Описание работы

Формирование личности опирается на природные задатки и предрасположенности, но главную роль в этом процессе играют социальные воздействия. Так как конкретные обстоятельства, в которых протекает жизнедеятельность людей, неодинаковы, степень развития их личности может быть различной. Уровень развития личности зависит от того, в каких социальных условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих поколений и как использует его в своей деятельности.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………………….3
2. Личность, как социальная система ………………………………………… ………………5
2.1 Социализация личности……………………………………………………………………6
2.2 Ролевая теория личности…………………………………………………………………..9
3. Личность, как субъект и продукт социальных отношений……………………………...11
4. Заключение……………………………………………………………………………………...17
5. Список использованной литературы……………………………………………………...…18

Файлы: 1 файл

Реферат - Личность как социальная система.doc

— 207.58 Кб (Скачать файл)

 

«ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

 

 

Реферат

 

по дисциплине:

 

Отечественная история

 

на тему:

«Основные концепции конфликта и управление конфликтной ситуацией»

 

 

Выполнил студент

 

1 курса группы ДМ (5,5) - 09

 

Иванов И.И.

 

 

 

Проверил преподаватель:

 

 

 

 План.

1. Введение………………………………………………………………………………………….3

2. Личность,  как  социальная   система …………………………………………  ………………5

    2.1  Социализация  личности……………………………………………………………………6

    2.2  Ролевая  теория  личности…………………………………………………………………..9

3.  Личность,  как  субъект  и  продукт  социальных  отношений……………………………...11

4.  Заключение……………………………………………………………………………………...17

5.  Список  использованной  литературы……………………………………………………...…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Человек является существом биологическим и социальным одновременно. Человек  вышел  из  животного мира  и  никогда  не освободится  от  свойств,  присущих его представителям. Его тело, кровь, органы принадлежат природе. Но только в обществе  дитя  человеческое может стать человеком. У  каждого  родившегося  есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Лишь  в  общении  между  людьми  труд влечет за собой формирование новых, человеческих качеств, языка, способности мыслить, вступать в общение. У каждого  человека,  как  и  у  любого  из  животных,  есть  инстинкт  самосохранения,  но он может его преодолевать под воздействием общественной необходимости. Благодаря мышлению  человек не только приспосабливается, как животное, к природным условиям,  а преобразует окружающий мир, создает "вторую природу". Значит, в человеке  биологические и социальные начала органически связаны между собой, что позволяет сказать: человек есть существо биосоциальное, но собственно человеком  он становится только в обществе. Мышление, сознание, речь, творчество, научное познание, искусство и вера — все, что отличает человека от животного мира, зарождается  в  обществе  и только под воздействием его передается каждому конкретному  человеку.

       Социологию  интересует  в  человеке  личность по  разным  основаниям:

 а)  само  общество,  общественная жизнь — это не что иное, как совокупность явлений  и  процессов,  происходящих  между  личностями;

 б) люди постоянно воздействуют друг на друга, в первую очередь своими особенностями,  и  данные  особенности  несомненно важны для  социологической науки;

 в) что произойдет с культурой, если у человека возникнут дополнительные возможности  быть  самим собой, он освободит себя от детерминирующих ее условий, осознает  свою  свободу  и  неповторимую  индивидуальность?

  г) современная  социология  все  в  большей  степени  стала  склоняться  к  позиции,  что самое главное изучение поступков человека,  а не исследование несуществующих в реальности идей, мифов, идеалов.

 

 

 

              Формирование  личности  опирается  на  природные задатки и предрасположенности,  но  главную  роль  в  этом  процессе  играют социальные воздействия. Так  как  конкретные  обстоятельства,  в  которых  протекает жизнедеятельность людей, неодинаковы, степень развития  их  личности  может  быть  различной.  Уровень  развития   личности  зависит  от  того, в  каких  социальных  условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих  поколений  и  как  использует  его  в  своей  деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личность  как  социальная  система.

        Социологическое изучение такого сложного явления, как личность, предполагает  необходимость  анализа  социальной  структуры  личности.  К  целостной характеристике  личности  можно  подойти,  лишь восстанавливая  социально значимые качества,  которые  формируются  на  разных  этапах  жизни  человека.

                Психологический уровень развития человека реализуется в становлении эмоционально-волевой сферы личности, сферы познавательной деятельности, в становлении  характера.  Эмоционально-волевые качества  индивидуума  закладываются  в раннем  возрасте,  но  окончательное  их становление происходит тогда, когда завершается становление личности. Целеустремленность и настойчивость, терпение и способность завершать начатые дела — все эти качества предполагают развернутую структуру  личности, наличие целостного мировоззрения, жизненно важных устремлений,  системы  ценностей как основы деятельности. В свою очередь, формирование системы ценностей и мировоззрения опирается на познавательную деятельность. Психология изучает этот процесс, анализируя основные психические функции  человека.  Социология  отдает предпочтение изучению значения познавательной деятельности в  социализации  и  освоении  системы  социальных  ролей.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  Социализация  личности.

               Социология   личности  оперирует  категориями,  которые  нередко  рассматриваются как синонимы,  —  формирование,  развитие,  воспитание,  социализация.  Их  неодинаковое использование затрудняет возможности социологического  анализа. Когда употребляется понятие  формирование личности, то имеется виду единство объективных условий и субъективных  факторов,  целенаправленно  воздействующих  на  процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений  в сочетании  с  субъективной  деятельностью  классов,  общественных  организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно  формировать  ее  развитие.

         Понятие  развитие  личности характеризует последовательность и поступательность изменений,  происходящих  в  сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной  деятельностью,  с  выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире.

           Социализация  представляет  собой  процесс становления личности, постепенное  усвоение  ею  требований  общества,  приобретение  социально  значимых характеристик сознания  и поведения, которые  регулируют  ее  взаимоотношения  с  обществом.  Социализация личности  начинается  с  первых  лет  жизни  и  заканчивается  к  периоду  гражданской  зрелости человека,  хотя,  разумеется,  полномочия,  права  и  обязанности,  приобретенные  им,  не говорят о том,  что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается  всю  жизнь. Социализация  означает  процесс  постоянного  познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

         Первые элементарные сведения человек получает  в семье, закладывающей основы  и сознания,  и  поведения.  В  социологии  обращено  внимание  на  тот  факт,  что  ценность  семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории  пытались  снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка,  которые  впоследствии  обернулись  крупными  издержками в трудовой и общественно-политической  жизни.

             По  мере  взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов  и  поныне  волнует,  почему  так  различен этот первоначальный процесс социализации  личности,  почему  школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся  не  просто  своими  взглядами  и  представлениями,  но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу. Социализация той части молодежи, которая  приходит  на  работу после окончания учебных заведений, продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

         Печать,  радио,  телевидение  выступают мощным  инструментом  социализации  личности. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование.  При  этом  в  одинаковой  степени  возможна реализация как созидательных,  так  и  разрушительных  задач.

         Социализация  личности  органично  включает  в  себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются  к  решению  экономических,  социальных, политических и духовных проблем  общества.

          Социализация  личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной  деятельностью  человека. Именно соединение знаний, убеждений и практических  действий  образует  характерные  черты  и качества,  свойственные  тем  или иным  типам  личности.

          Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму  присвоения  человеком  тех  гражданских  отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено,  во-первых,  тем,  что  осуществление  социально-экономических,  политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным  и  сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только  человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может  быть  активной,  действенной  силой  исторического  процесса.

       Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность  человека  при  решении  как  общественных,  так  и  личных  проблем.

        В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный  процесс,  что  он  в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять)  общественный прогресс,  если  не  учитываются  объективные  перемены,  а также  изменения  в  сознании  и  поведении  людей.

       В-четвертых,  социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся  хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? почему формируются антиобщественные  типы  поведения,  социально  опасные  для  общества?

        Наконец,  социализация  личности  происходит  в  условиях взаимодействия  мировой и  национальной  культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания  и поведения,  влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Информация о работе Основные концепции конфликта и управление конфликтной ситуацией