Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 15:41, реферат
Формирование личности опирается на природные задатки и предрасположенности, но главную роль в этом процессе играют социальные воздействия. Так как конкретные обстоятельства, в которых протекает жизнедеятельность людей, неодинаковы, степень развития их личности может быть различной. Уровень развития личности зависит от того, в каких социальных условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих поколений и как использует его в своей деятельности.
1. Введение………………………………………………………………………………………….3
2. Личность, как социальная система ………………………………………… ………………5
2.1 Социализация личности……………………………………………………………………6
2.2 Ролевая теория личности…………………………………………………………………..9
3. Личность, как субъект и продукт социальных отношений……………………………...11
4. Заключение……………………………………………………………………………………...17
5. Список использованной литературы……………………………………………………...…18
«ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
Реферат
по дисциплине:
Отечественная история
на тему:
«Основные концепции конфликта и управление конфликтной ситуацией»
Выполнил студент
1 курса группы ДМ (5,5) - 09
Иванов И.И.
Проверил преподаватель:
План.
1. Введение…………………………………………………………
2. Личность, как социальная система ………………………………………… ………………5
2.1 Социализация личности…………………………………………………………
2.2 Ролевая теория личности…………………………………………………………
3. Личность, как субъект и продукт социальных отношений……………………………...11
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Человек является существом биологическим и социальным одновременно. Человек вышел из животного мира и никогда не освободится от свойств, присущих его представителям. Его тело, кровь, органы принадлежат природе. Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Лишь в общении между людьми труд влечет за собой формирование новых, человеческих качеств, языка, способности мыслить, вступать в общение. У каждого человека, как и у любого из животных, есть инстинкт самосохранения, но он может его преодолевать под воздействием общественной необходимости. Благодаря мышлению человек не только приспосабливается, как животное, к природным условиям, а преобразует окружающий мир, создает "вторую природу". Значит, в человеке биологические и социальные начала органически связаны между собой, что позволяет сказать: человек есть существо биосоциальное, но собственно человеком он становится только в обществе. Мышление, сознание, речь, творчество, научное познание, искусство и вера — все, что отличает человека от животного мира, зарождается в обществе и только под воздействием его передается каждому конкретному человеку.
Социологию интересует в человеке личность по разным основаниям:
а) само общество, общественная жизнь — это не что иное, как совокупность явлений и процессов, происходящих между личностями;
б) люди постоянно воздействуют друг на друга, в первую очередь своими особенностями, и данные особенности несомненно важны для социологической науки;
в) что произойдет с культурой, если у человека возникнут дополнительные возможности быть самим собой, он освободит себя от детерминирующих ее условий, осознает свою свободу и неповторимую индивидуальность?
г) современная социология все в большей степени стала склоняться к позиции, что самое главное изучение поступков человека, а не исследование несуществующих в реальности идей, мифов, идеалов.
Формирование личности опирается на природные задатки и предрасположенности, но главную роль в этом процессе играют социальные воздействия. Так как конкретные обстоятельства, в которых протекает жизнедеятельность людей, неодинаковы, степень развития их личности может быть различной. Уровень развития личности зависит от того, в каких социальных условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих поколений и как использует его в своей деятельности.
2. Личность как социальная система.
Социологическое изучение такого сложного явления, как личность, предполагает необходимость анализа социальной структуры личности. К целостной характеристике личности можно подойти, лишь восстанавливая социально значимые качества, которые формируются на разных этапах жизни человека.
Психологический уровень развития человека реализуется в становлении эмоционально-волевой сферы личности, сферы познавательной деятельности, в становлении характера. Эмоционально-волевые качества индивидуума закладываются в раннем возрасте, но окончательное их становление происходит тогда, когда завершается становление личности. Целеустремленность и настойчивость, терпение и способность завершать начатые дела — все эти качества предполагают развернутую структуру личности, наличие целостного мировоззрения, жизненно важных устремлений, системы ценностей как основы деятельности. В свою очередь, формирование системы ценностей и мировоззрения опирается на познавательную деятельность. Психология изучает этот процесс, анализируя основные психические функции человека. Социология отдает предпочтение изучению значения познавательной деятельности в социализации и освоении системы социальных ролей.
2.1 Социализация личности.
Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа. Когда употребляется понятие формирование личности, то имеется виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.
Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.
По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует, почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений, продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.
Печать, радио, телевидение выступают мощным инструментом социализации личности. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный прогресс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества?
Наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.
Информация о работе Основные концепции конфликта и управление конфликтной ситуацией