Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 15:41, реферат
Формирование личности опирается на природные задатки и предрасположенности, но главную роль в этом процессе играют социальные воздействия. Так как конкретные обстоятельства, в которых протекает жизнедеятельность людей, неодинаковы, степень развития их личности может быть различной. Уровень развития личности зависит от того, в каких социальных условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих поколений и как использует его в своей деятельности.
1. Введение………………………………………………………………………………………….3
2. Личность, как социальная система ………………………………………… ………………5
2.1 Социализация личности……………………………………………………………………6
2.2 Ролевая теория личности…………………………………………………………………..9
3. Личность, как субъект и продукт социальных отношений……………………………...11
4. Заключение……………………………………………………………………………………...17
5. Список использованной литературы……………………………………………………...…18
Попирает моральные принципы жизни людей и протекционизм. Стремление удержаться у власти любой ценой породило целую серию приемов, причем семейственность была скорее примитивной отрыжкой прошлого. Гораздо опаснее было создание различных, групп давления, групп взаимоподдержки, от которых недалеко до формирования мафиозных групп.
Существует и сознание воинствующего мещанства, т.е. той категории людей, которая привыкла «красиво жить». На определенном этапе они как-то скрывались, хотя общество знало об их существовании. Но вот с 1970-х годов эти люди открыто стали кичиться своими «достоинствами», проповедуя не «тихую» мещанскую, а наступательную идеологию, перед которой иногда пасовали честные люди, не найдя способов бороться с ней.
Следует отметить и феномен социологической пропаганды, которая во многом преуспела в СССР и преуспевает в сегодняшней России. С помощью эталонов поведения, атрибутов повседневной жизни людям навязываются образцы, несовместимые с национальными традициями, обычаями и культурой. Вместе с тем социологическая пропаганда может использоваться и в позитивном направлении, когда пропагандируются материальные носители духовного богатства народа.
Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную или без полной адаптации в новой общности. Примеры маргинальности: горожане сельского происхождения, дети из межнациональных семей, представители третьих стран, получившие европейское образование, эмигранты.
Понятия маргинальность ввел американский социолог Роберт Парк (1864—1944). Изучая расовые проблемы в южных штатах, он обозначил этим понятием положение мулатов. Иначе говоря, это характеристика пограничных, промежуточных, стоящих на рубеже культур, явлений, социальных субъектов, статусов. Маргинальные люди имеют отношение к двум или даже нескольким различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; их субъективное представление о себе и объективное положение довольно противоречивы. Маргинальный человек «живет в двух мирах и в обоих он более или менее посторонний» (Р. Парк). Затрудняя личностную идентификацию с определенной группой, эта амбивалентность способствует размыванию норм ценностей исходной субкультуры без соответствующего приобщения к новой субкультуре.
Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности восстанавливаются, причем установление социальных и духовных связей, как правило, сильно отстает от установления связей экономических.
Социальная и территориальная мобильность, изменения социально-экономического статуса, перемещения в культурном пространстве, столкновение с моральными нормами иного типа приводят личность к необходимости борьбы за выживание, в которой она может проходить через конкуренцию, конфликт, адаптацию вплоть до ассимиляции. Именно поэтому маргинальность характеризуется стремлением к интеграции - желанием «войти» в группу, занимающую более высокий социальный статус, преодолеть значительную социальную дистанцию.
Маргинализация личности в условиях нарушения сложившихся социальных связей может вести к диссоциации человека, тем самым вызывая психологическое напряжение, страх, стесненность, зависть, поведение, не совпадающее с общепринятыми нормами. Маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, эгоцентричностью. Однако ее социальное значение может быть положительным: отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению активности, проявлению инициативы, выработке культурных и социальных нововведений.
Таким образом, личность - продукт исторического развития, результат активной предметной деятельности и общения. Свойства личности зависят от общественно-экономических, социально-культурных и предметно-деятельностных особенностей ее образа жизни. Личность не только объект, но и субъект социальных отношений. Она характеризуется автономностью, способностью противопоставлять себя обществу, формировать новые общественно необходимые функции и образцы поведения. Вместе с тем личная независимость, творческая активность предполагают наличие самосознания, эжспособность к рефлексии — самоанализу, самооценке, самоконтролю — и их согласование с объективными условиями жизни общества.
4. Заключение
Многие мыслители прошлых лет обосновали большую роль личности в развитии общества. «Человеком рождаются, а личностью становятся» - говорили они, это ключевая фраза, которая не теряет актуальности и в наше время. Какой личностью станут те или иные люди зависит от общества, в котором они живут, учатся, работают.
Система социальных свойств личности функционирует и развивается под влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется в конкретных социально- исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Эти системы работают и развиваются, как основные подсистемы целостной системы личности _ системы всех ее социальных свойств. Личность может существовать только в системе этих связей и отношений. Для того, чтобы правильно сформировать личность, полезную для общества, необходимо сформировать соответствующие общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и другие, на основе которых при соответствующих системах воспитания и образования можно возрастить такую личность. Поэтому формирование личности надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.
Важным фактором в современной жизни является правильное осознание личностью своих подлинных интересов и интересов других субъектов, что способствует ее адекватному пониманию происходящих в обществе процессов и отмиранию ложных представлений о них, внушаемых различными манипуляторами в корыстных целях.
Чрезвычайно важно для современной России такой подход к проблемам формирования и развития личности людей, залог ее подлинного возраждения.
5. Список использованной литературы.
1.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для Вузов. - М.: ГАРДАРИКА, 1998. - 244 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; ЛОГОС, 2002. - 640 с.
3. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 580 с.
4. Социология: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Маркетинг, 2002. - 1036 с.
5. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 448 с.
6. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. Перераб. - М.: Юрайт-м, 2001. - 527 с.
Тощенко Ж.Т. Социалогия: Общий курс. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 332
Социология: Учебник/ Отв. Ред. П.Д.Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2002. - С.330
Тощенко Ж.Т. Социалогия: Общий курс. 2-е изд.., доп. И перераб. – М.; Юрайт-М, 2001. –С.341
PAGE
PAGE 2
Информация о работе Основные концепции конфликта и управление конфликтной ситуацией