Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:54, контрольная работа
Целью работы является определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста;
2. Изучить способы диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте;
3.Разобрать основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста……………………………………………………………………………5
2.Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте……………...6
3.Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте…………………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23
Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.
Афазия – нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться различными средствами языка. При этой форме дефекта ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. При афазии вследствие травмы происходит утрата уже сформированной речи. Это отличает афазию от алалии.
Следующий вид нарушений
этой классификации – это
Дисграфия – частичное специфическое расстройство процессов письма. Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замена и пропуск букв.
Самая тяжелая форма дисграфии – аграфия или полная неспособность к овладению письмом.
Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушен сам процесс чтения: он не может правильно распознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слов. Из-за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии – алексия или неспособность к чтению. Часто нарушения письма и речи выявляются при поступлении ребенка в школу и значительно затрудняют его обучение. Дисграфию и дислексию необходимо отличать от дислексии и дисграфии, которые возникают как вторичное проявление при афазиях. В этих случаях речь идет не о нарушениях речи, а об ее утрате.
Вторая классификация или психолого-педагогическая классификация речевых нарушений разработана Р. Е. Левиной еще в 1950–1960-х г., когда возникла необходимость ее практического применения в логопедии. В ее основе лежат принципы реабилитации детей с дефектами речи, которые позволяют проводить комплектацию детей в речевые группы, особенно это важно в дошкольных и специализированных учреждениях.
В психолого-педагогической классификации нарушения речи также подразделяются на две группы.
Первая группа предполагает нарушение речи как средство общения.
В первую группу или при нарушении средств общения включаются: фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При этом дефекте выделяют целый ряд таких проявлений: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков. Все эти нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, которые вызваны нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и некоторых других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие может быть выражено в разной степени – от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности средств общения у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.
3.Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте.
С первых недель жизни имеется ряд симптомов, опираясь на которые, можно предположить дизартрию.
Это специфический крик ребенка (монотонный, слабый, низкий, непродолжительный, прерывистый, реже резкий, пронзительный.
Рот ребенка в покое открыт, язык выступает за его пределы, возможна его девиация (отклонение) в здоровую сторону. Причина этого – парез лицевого нерва. Ребенок с трудом удерживает сосок, так как круговая мышца губ паретична, в результате затруднено грудное вскармливание, молоко постоянно подтекает. Сосет вяло, быстро устает, постоянно не доедает, поэтому рано (с 2-3 месяцев) вводят прикорм, ребенок бросает грудь.
Отмечаются насильственные движения у детей, у которых в дальнейшем выявляется гиперкинетическая дизартрия. Так, уже с двух-трех месяцев возможны гиперкинезы в мышцах языка, в то время как в мышцах туловища, конечностей они возникают лишь к концу первого года жизни.
Вялый, распластанный язык, гипотонические губы и язык, характер интонаций дают заподозрить мозжечковую дизартрию.
Отсутствие или слабость безусловных рефлексов, их длительное угнетение, особенно сосательного, глотательного, поискового свидетельствуют о поражении мозга (у здорового ребенка они исчезают после шести месяцев).
Анализ состояния глазодвигательного, блоковидного и отводящего нервов показывает, что прямая и содружественная реакция зрачков на свет у ребенка в норме – с двух-четырех недель); спонтанные, рефлекторные и произвольные движения глазных яблок в норме – с трех месяцев ребенок следит за движущимися предметами, с шести месяцев – движения глаз в сторону звука; парез взора в сторону – при поражении варолиева моста заднего продольного пучка; вверх и вниз – при двухстороннем поражении коры головного мозга в лобной доли. «Рефлекс кукольных глаз» указывает на поражение нижних отделов ствола. При повороте головы ребенка в сторону возникает движение глаз в противоположную. При опускании головы вниз – глаза поднимаются вверх.
Наибольшую прогностическую ценность имеют такие синдромы как судорожный, гипертензионный синдром гипотрофии, что помогает наиболее вероятно спрогнозировать результаты работы.
Гипертензионный синдром может быть одним из частых проявлений внутриутробно начавшегося и продолжавшегося в постнатальный период энцефалита. Нарушение ликвородинамики влечет за собой развитие водянки; высокое внутричерепное давление может само по себе привести к задержке развития мозга. Развивается порочный круг, что лишает мозг потенциала его дальнейшего развития. Для диагностики важно знать проявление этого синдрома: расхождение швов черепа, большого и маленького родничка; уплотнение краев костей швов и родничков; напряженные, расширенные вены кожи головы, шеи; беспокойство ребенка, плохой сон, частые вскрикивания по ночам, громкий, безудержный плач, в связи с нарастанием ликворного давления; иногда отрицательная реакция на свет. Особая опасность заключается в атрофии зрительных нервов (Э.Л. Басова, 1977г.). При своевременно принятых мерах гипертензионный синдром может быть компенсирован.
Судорожный общемозговой синдром чаще всего развивается у детей с врожденным поражением и недоразвитием мозга. Это подтверждает то, что у большинства детей с этим синдромом отмечались: дисплазия костей черепа; широкая переносица; неправильное развитие ушных раковин; высокое готическое небо, что делает дефектным резонирующую часть ротовой полости; короткая уздечка языка; укорочение кожной складки между первым и вторым пальцами кисти; гипотрофия и гипотония мышц разгибателей кисти, спины; врожденные деформации стоп и другое.
Судороги, как правило, полиморфны, чаще всего в форме вздрагиваний – одномоментных тонических напряжений в основном разгибательной спины, нижних, а еще чаще верхних конечностей.
На этом фоне могут наблюдаться клонические судороги, обычно верхних конечностей, реже – лица, еще реже – ног. Наиболее прогностически тяжелыми, неблагоприятными в отношении речевого и психического развития являются: абсансы – остановки взора, с одномоментным «застыванием» мышц лица, мимики (до 70-ти раз в день); кивки – Саламовы – количество от 1 до 15 раз в день (могут быть тоническими, клоническими, смешанными).
Для прогноза важно учитывать, что если судороги наблюдались только после рождения, а затем вскоре прекращались, то их появление может отразиться на дальнейшем нервно-психическом и речевом развития ребенка. В случаях, когда у ребенка судорожный синдром, особую значимость приобретает электроэнцефалографическое исследование, так как судорожный приступ вызывает увеличение амплитуды колебаний в лобных и затылочных зонах коры.
Синдром гипотрофии – несоответствие веса и роста ребенка-дизартрика его возрастной норме. Ряд авторов (Н.И.Попова, М.А.Наперстак, Е.М. Мастюкова) отмечают, что соматические расстройства, дисгармония веса и роста соответствуют тяжести поражения мозга. У этих ребят наблюдается снижение аппетита, воскообразная сухая кожа, бледность, кожа часто бывает вялой, дряблой, все антропометрические показатели снижены, отмечаются частые запоры, так как мускулатура кишечника, спастична.
По анализу крови можно определить органику у детей раннего возраста (Г.Д.Якименко, Р.С.Гершман, 1974). Снижено содержание натрия, а повышено содержание калия в крови. Это указывает, как подчеркивают ученые, на минерало-кортикоидную дисфункцию.
В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам, особенно педиатрам, своевременно выявить предрасполагающие факторы и принять меры к их устранению.
Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если у него крик слабый, монотонный, немодулированный, то это должно насторожить взрослых; необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Крик у ребенка должен быть громким, модулированным. Впоследствии по его окраске, интонированию близкие смогут определить причину плача. Прислушайтесь к своему ребенку: всегда ли вам удается по его плачу определить, чего он хочет? У нормально развивающегося ребенка имеются свои оттенки плача. Он специфичен при голоде, дефицит общения, болях или дискомфорте от мокрых пеленок и т.д.
Другим настораживающим фактором должен стать ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены, паретичны мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (у таких детей часто подтекает молоко). Причина этому одно – или двусторонний парез губ. В покое – рот приоткрыт из-за слабости круговой мышцы рта (парез лицевого, нерва, YII пары), жевательной мускулатуры, мышц удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного, Y пары черепно-мозговых нервов).
Нельзя равнодушно относиться и к тому, что эти дети в грудном возрасте часто захлебываются пищей, для них характерны постоянные отрыжки. Возможно, это вызвано слабостью небно-глоточного затвора (парез языко-глоточного, IX пары черепно-мозговых нервов). Эта же причина может придать голосу ребенка назальный оттенок (незначительную гнусавость). Иногда затрудняет грудное вскармливание укороченная подъязычная уздечка, поэтому, если ребенок при кормлении быстро устает, покажите его хирургу.
Так что мамам не нужно спешить вводить прикорм, давать воду из бутылочки – этим самым они провоцируют ранний отказ от грудного вскармливания, требующего, определенных мускульных усилий. Необходимо постараться найти причину нежелания ребенка сосать, помочь устранить ее, используя массаж, круговой мышцы рта, языка, мягкого неба. Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Решит и сделает это при необходимости хирург. Операция эта безболезненна, длится одну-две минуты, проводят ее в поликлинике, а через час-два ребенку уже можно кушать. Отличным заживляющим средством является мед, который кладут ребенку под язычок.
Признаками неврологической симптоматики могут быть сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей, слабость, глазодвигательных нервов, что проявляется в неумении следить за движущейся яркой игрушкой. Поэтому родителям важно уделять ребенку как можно больше внимания для общения с ним, для игр, массажа, упражнений. Особенно большое внимание в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Народная педагогика, опыт наших бабушек интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д.
Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (до десяти раз). В зимнее время года прекрасно оправдали себя растирания рук снегом. Искусственная локальная гипотермия улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус.
Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, особенно в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнает близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему, - все это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки).
Информация о работе Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте