Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста;
2. Изучить способы диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте;
3.Разобрать основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста……………………………………………………………………………5
2.Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте……………...6
3.Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте…………………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

конт.работ. по основам кор. пед-ке..docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к двум годам, а в норме – к четырем-шести месяцам), его необращенность к взрослому – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений.

Плюс ко всему лепет характеризуется фрагментарностью, бледностью звуковых комплексов, назализуются гласные о, э, ы, и; согласные п, б, к, с. Согласные не дифференцируются по признакам: звонкие – глухие, твердые – мягкие. Бедность интонации иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. Словарь накапливается медленно. Первые слова могут появиться к трем-пяти годам. Фраза появляется поздно. Ее характеризует невнятность, скомканность, свернутость.

По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения. Речь у такого ребенка неразборчивая, говорит «будто каша во рту», страдает вся просодическая сторона речи. Позднее развитие речи не должно оставлять родителей спокойными. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до пяти лет). Только ранняя диагностика и своевременная коррекция помогут достигнуть успехов.

На самых ранних этапах заметить патологию, уточнить диагностику, провести профилактическую работу, не отодвигая сроки комплексного медико-педагогического воздействия, помогут знания шкалы Апгар, основных эмбригенетических стигм и других диагностических критериев.

Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в раннем возрасте (В.К.Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова). Методика неврологического обследования новорожденного представлена в литературе рядом авторов [Л.Т. Журба, 1968; Е.М. Мастюкова,1969, 1971, 1979, 1983, 1991, 1996; И.И.Панченко,1979; Л.А. Давидова,1975; Prechtl Н.,1977; Saint-Anne Dargassies, 1977.

 

Заключение

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, немотивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.

Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. для правильной диагностики нарушений речи. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

В возрасте, когда процесс развития речи еще не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких-то лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор рациональных и экономных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка.

Надо отметить, что чем раньше диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.

 

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая  работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 1969.

3. Белякова Л.И., Дьякова  Е.А. Заикание. Учебное пособие для  студентов педагогических институтов  по специальности “Логопедия”  — М.: В. Секачев, 1998.

4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 1992.

5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. – М.: Изд-во  АПН РСФСР,1961. 7. Громова О.Е., Соломатина  Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.

9. Жукова Н.С. Отклонения  в развитии детской речи.- М., 1994.

10. Жукова Н.С. Преодоление  недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.

11. Зееман М. Расстройства  речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте