Основные направления исследования общения в отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить общение, как научный феномен в отечественных психологических школах.
Задачи
рассмотреть теоретические аспекты общения.
изучить основные направления к исследованию общения в отечественных школах.
обобщить полученные данные.

Содержание работы

Введение 3
1. Общение, как научный феномен 3
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 3
2. Основные направления исследования общения в отечественной психологии 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии общения Наумова И.А 2 курс Тужба Т.Е.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО МО

  «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа :

Основные направления

исследования общения в  отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения.

по  дисциплине

 

«психология общения »

 

Направление подготовки 030300.62 Психология

 

 

 Выполнил:  студентка 2 курса 

Наумова.И.А Группа ПЗ – 1131

Форма обучения: заочная

Проверил  :

Преподаватель :

Тужба Евгения Николаевна 

 

2013г

Содержание 

Введение 3

1. Общение, как научный феномен 3

1.1 Структура, функции и основные понятия общения 3

2. Основные направления исследования общения в отечественной психологии 9

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

Введение

 

Темой нашего исследования являются « основные направления исследования общения в  отечественной психологии»  В настоящее время уже не приходится доказывать, что общение – совершенно необходимое условие жизни людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом, динамике ее функционирования.

В нашей работе мы попытались рассмотреть  сам процесс общения и направления  к его исследованию в разных психологических  школах. Актуальность проблемы, на наш  взгляд, обусловлена использованием такого явления как «общение»  во всех сферах человеческой жизни. Влиянием общения на развитие всех сторон жизни  личности, начиная от психического развития, заканчивая взаимодействием  человека с другими людьми. Ведь именно благодаря общению мы можем  понимать друг друга, взаимодействовать  друг с другом, вступать в совместную деятельность.

Объект нашего исследования – общение, как сложный психологический  процесс.

Предмет – основные направления  исследования общения в отечественной  психологии.

Цель: изучить общение, как научный  феномен  в отечественных психологических  школах.

Задачи

  1. рассмотреть теоретические аспекты общения.
  2. изучить основные  направления  к исследованию общения в отечественных школах.
  3. обобщить полученные данные.

Основной метод исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической литературы.

1. Общение, как  научный феномен

1.1 Структура, функции и  основные понятия общения

 

В этом разделе  мы рассмотрим основные вопросы, касающиеся понятия общение

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. (Андреева Г.М.)

Общение – это взаимодействие двух и более  людей, направленное на согласование и  объединение усилий с целью налаживания  отношений и достижение общего результата. (Лисина М.И.)

Общение – это межличностное взаимодействие людей при обмене информацией  познавательного или аффективно-оценочного характера.

В принципе общение характерно для  любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд  аспектов 1 - содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт  общения?». Здесь имеет место тот  же принцип, что уже упоминался в  пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических  потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы  кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

Процесс общения (коммуникации)

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты (общающиеся). Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном  акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим,   эвенк , то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

 

 

 

 

 

Структура общения

К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной 1 Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в боле или менее аналогичном  смысле употребляют и другие: в  общении выделяют три функции  – 

    • информационно-коммуникативная,
    • регуляционно-коммуникативная,
    • аффективно-коммуникативная2

Рассмотрим эти три стороны  общения поподробнее:

а) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет  место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение  – имеет место в различных  образовательных системах).

б) Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством  использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Вербальная  использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение»  и «слушание» 3. «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла 4 (включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств  общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или  кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)
  • описательные (их смысл понятен только при словах)
  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

в) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, порождается  самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Общение выполняет целый ряд  функций в жизни человека:

  1. Социальные функции общения
  1. Организация совместной деятельности
  1. Управление поведением и деятельностью
  2. Контроль
  1. Психологические функции общения
  1. Функция обеспечения психологического комфорта личности
  2. Удовлетворение потребности в общении
  3. Функция самоутверждения

Уровни  общения

Общение может происходить на различных  уровнях:

  1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
  2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
  3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Виды  общения 5

В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно разделить  на несколько видов.

1. По  содержанию:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Информация о работе Основные направления исследования общения в отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения