Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:12, контрольная работа
Цель: изучить общение, как научный феномен в отечественных психологических школах.
Задачи
рассмотреть теоретические аспекты общения.
изучить основные направления к исследованию общения в отечественных школах.
обобщить полученные данные.
Введение 3
1. Общение, как научный феномен 3
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 3
2. Основные направления исследования общения в отечественной психологии 9
Заключение 14
Список литературы 15
Таким образом, анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности. В отечественной психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Их сходство состоит в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Само психическое развитие ребенка, формирование его личности рассматриваются как процесс социализации. Личность формируется как некое целостное образование в процессе жизни и деятельности человека, в практике его взаимоотношений с окружающими.
Этот процесс идет по определенным законам психического развития, которое неразрывно связано как с развитием организма ребенка, так и с воздействием окружающей среды (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин и др.)
Мы поддерживаем мнение М.И. Лисиной, так как считаем ее подход к исследованию общения наиболее полным и наиболее широким. В подходе Лисиной общение рассматривается не как специфический или особый, а как полноценный вид деятельности. Так же Лисина описала развитие ребенка со взрослым и развитие ребенка со сверстниками, что на наш взгляд тоже является немаловажным.
Рассмотрев теоретические
Несмотря на различия в подходах к исследованию общения в отечественных теориях, можно говорить о том, что все исследователи признавали роль и влияние общение на развитие личности.
1 (Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.):
2 (Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, // Психологические проблемы социальной регуляции поведения, – М., 1976).
3 (Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991)
4 Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М., МГУ, 1987)
5 ( Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М., Просвещение, 1994.)
6 (Б.Ф. Ломов, Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1979. – №8. – С. 34–47.)
7 (Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987).
8 (Б. Г Ананьев // Вопросы психологии. – 1972. – №3.)
9 (Б. Г Ананьев // Вопросы психологии. – 1972. – №3.)
10 (Бодалев А.А. «Психология общения», М. – Воронеж, 1996)
11 (М.С. Каган. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. – Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1991, с. 263).