Основные направления исследования общения в отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить общение, как научный феномен в отечественных психологических школах.
Задачи
рассмотреть теоретические аспекты общения.
изучить основные направления к исследованию общения в отечественных школах.
обобщить полученные данные.

Содержание работы

Введение 3
1. Общение, как научный феномен 3
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 3
2. Основные направления исследования общения в отечественной психологии 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии общения Наумова И.А 2 курс Тужба Т.Е.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности. В отечественной психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Их сходство состоит в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Само психическое развитие ребенка, формирование его личности рассматриваются как процесс социализации. Личность формируется как некое целостное образование в процессе жизни и деятельности человека, в практике его взаимоотношений с окружающими.

Этот процесс идет по определенным законам психического развития, которое  неразрывно связано как с развитием  организма ребенка, так и с  воздействием окружающей среды (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин и др.)

Мы поддерживаем мнение М.И. Лисиной, так как считаем ее подход к исследованию общения наиболее полным и наиболее широким. В подходе Лисиной общение рассматривается не как специфический или особый, а как полноценный вид деятельности. Так же Лисина описала развитие ребенка со взрослым и развитие ребенка со сверстниками, что на наш взгляд тоже является немаловажным.

 

Заключение

 

Рассмотрев теоретические аспекты  общения, мы пришли к выводу, что  общение сложный процесс, имеющий  свою структуру, включающую коммуникативную  сторону, как обмен информацией. Интерактивную – как взаимодействие людей, перцептивную – как процесс восприятия людьми друг друга. Общение как социальное научение. Рассмотрели уровни общения: манипулятивный, примитивный и высший. Также описали виды общения: по содержанию общения, по целям общения и по средствам общения. Также представили этапы установления общения. Изучив подходы отечественных психологов, к исследованию такой проблемы как общения пришли к выводу, что отечественные ученые признают роль общения в формировании личности   Все исследователи разделяют позицию о единстве общения и деятельности, разница заключается лишь в том, что большинство ученых признавали общение как специфический вид деятельности, а И.М. Лисина выделила общение как особый вид человеческой деятельности, где общение рассматривается и как сторона совместной деятельности. Также отечественные ученые придерживались мнения о сущности общения как межличностного взаимодействия, в процессе которого каждая из личностей выступает в качестве активного субъекта.

Несмотря на различия в подходах к исследованию общения в отечественных  теориях, можно говорить о том, что  все исследователи признавали роль и влияние общение на развитие личности.

 

Список  литературы

 

  1.   Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  2. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, // Психологические проблемы с
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991
  4. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М., МГУ, 1987
  5. Б. Г Ананьев // Вопросы психологии. – 1972. – №3.
  6. Бодалев А.А. «Психология общения», М. – Воронеж, 1996)
  7. М.С. Каган. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. – Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1991, с. 263).

 

1 (Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.):

2 (Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, // Психологические проблемы социальной регуляции поведения, – М., 1976).

3 (Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991)

4 Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М., МГУ, 1987)

5 ( Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М., Просвещение, 1994.)

6 (Б.Ф. Ломов, Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1979. – №8. – С. 34–47.)

7 (Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987).

8 (Б. Г Ананьев // Вопросы психологии. – 1972. – №3.)

9 (Б. Г Ананьев // Вопросы психологии. – 1972. – №3.)

10 (Бодалев А.А. «Психология общения», М. – Воронеж, 1996)

11 (М.С. Каган. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. – Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1991, с. 263).


Информация о работе Основные направления исследования общения в отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения