Основные направления исследования общения в отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить общение, как научный феномен в отечественных психологических школах.
Задачи
рассмотреть теоретические аспекты общения.
изучить основные направления к исследованию общения в отечественных школах.
обобщить полученные данные.

Содержание работы

Введение 3
1. Общение, как научный феномен 3
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 3
2. Основные направления исследования общения в отечественной психологии 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии общения Наумова И.А 2 курс Тужба Т.Е.docx

— 47.48 Кб (Скачать файл)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По  целям общение:

    1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
    2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3.По средствам общение может быть:

    1. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
    2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
    3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
    4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт  друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило  беспроблемно,  оно должно состоять из следующих этапов:

  1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
  2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
  3. Обсуждение интересующей проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Завершение контакта (выход из него).

Здесь  мы  рассмотрели различные взгляды на определение понятия общения, в которых общение трактуется, как деятельность, как взаимодействие двух или более людей направленное на достижение определенного результата, как межличностное взаимодействие при обмене информацией. В качестве рабочего мы выбираем определение М.И. Лисиной, которая понимает общение, как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

 

2.Основные направления исследования общения в отечественной психологии

 

Рассмотрев понятия общения, структуру, функции и стороны. Мы переходим  к основным подходам исследования общения  в отечественной психологии

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому  с неизбежностью встает задача выявления  специфически психологического аспекта  этой категории.6

При этом вопрос о связи общения  с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов  раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности.7

Исходя из этого принципа, общение  понимается очень широко: как такая  реальность человеческих отношений, которая  представляет собой специфические  формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается  как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность и общение как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. А.А. Леонтьев интерпретировал общение как особый вид деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем  большинстве психологических трактовок  деятельности основу ее определений  и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека, В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно – отношений «субъект–субъект (ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения, В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б.Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не только (и не столько) преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект–субъект (ы)».

А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние на развитие личности изучали такие советские психологи, как Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах». 8 Рассматривая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.

«Общение, – пишет он, – столь  же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения  – языке, индивидуальным проявлением  и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т.е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную  функцию» 9

Помимо речевых и неречевых  средств общения, Б.Г. Ананьев выделяет и внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей (по А.А. Бодалеву (1983)).

В.Н. Мясищев также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов, относящихся к психологии общения.

По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком.

Причины, определяющие наличие или  отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди.

Он считал, что взаимоотношение  играет существенную роль в характере  процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают  в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.

А также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может воздействовать на те или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно изменять и перестраивать   10

М.С. Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты

Л.П. Буева предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы» (А.В. Мудрик, 1984).

Все эти ученые сходятся во мнении, что общение является одним из основных видов деятельности. Ими  подчеркивается тот факт, что межличностное  общение по основным своим характеристикам  представляет собой специфический  вид деятельности. И как всякая деятельность, общение направлено на удовлетворение потребности, а именно, коммуникативной. Сущность общения  состоит в стремлении человека, с  одной стороны, к самопознанию и  самооценке с помощью познания другого  человека и через его посредство. А с другой стороны, оно есть деятельность, которая «устремлена к другому, как к активному, сознательному и самосознательному, свободно целеполагающему и свободно избирающему способы своих действий уникальному существу». 11

Подход к общению как к  стороне совместной деятельности осуществлен  в исследованиях Г.М. Андреевой. Автором сделана попытка синтезировать различные трактования проблемы общения. Г.М. Андреева предлагает более широко понимать связь деятельности и общения, где бы общение рассматривалось и как сторона «совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный депреват».

М.И. Лисиной прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности. На первой стадии развития доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого. Данная стадия приходится на период с двух до шести месяцев первого года жизни младенца.

В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается эволюция потребности  в общении, у детей появляется потребность в сотрудничестве. Далее (на этапе среднего дошкольного возраста – от трех до пяти лет) у ребенка  формируется потребность в уважительном отношении взрослого, в самовыражении  и в соучастии со взрослыми и сверстником. К концу дошкольного возраста (шестой – седьмой год жизни) у ребенка проявляется потребность во взаимопонимании и сопереживании.

На основании вышеперечисленных  потребностей дошкольника в общении  выделяется четыре формы общения. Это  дает наглядную возможность проследить развитие коммуникативной деятельности ребенка как процесса качественных преобразований, а не количественных накоплений. Связь форм общения с  определенным возрастным периодом носит  закономерный характер, позволяя соотнести общение с другими видами активности ребенка, входящих в состав его жизнедеятельности на разных этапах детства.

Первая форма общения характеризуется  как ситуативно-личностная. Удовлетворение потребности младенца в доброжелательном внимании взрослого является существенной чертой данной формы. Ведущим мотивом общения в этот период жизни ребенка выступает личностный мотив. Эта форма общения тесным образом связана с эмоциями. Ребенок выделяет из окружающей его жизненной среды взрослого и реагирует на него «комплексом оживления», сопровождающимся мимическими и специфическими голосовыми реакциями.

Во втором полугодии ребенок  начинает овладевать предметной деятельностью  и его общение со взрослым приобретает обслуживающий характер. Данная форма общения была названа М.И. Лисиной ситуативно-деловой. Этой форме общения характерно доминирование делового мотива, что в свою очередь обусловлено потребностью ребенка в сотрудничестве со взрослым. А.Г. Рузской, в свою очередь, отмечается тот факт, что на этапе раннего дошкольного возраста у ребенка не наблюдается потребности в общении со сверстниками, однако прослеживается внимание и некоторое эмоциональное отношение к ним. На втором году жизни происходит первоначальное становление общения со сверстниками, которое носит неустойчивый, эпизодический характер.

В среднем дошкольном возрасте у  ребенка наблюдается третья форма  общения – внеситуативно-познавательная. На этом этапе жизни оно включено в совместную познавательную деятельность. Центральным мотивом общения выступает познавательный мотив. Ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого к ребенку. Наравне с этим, ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками. Его стремление к свободному проявлению своих возможностей и эмоциональной разрядке объясняет появление потребности в общении со сверстниками как условия реализации данных стремлений. Интерес к другому ребенку характеризуется теперь уже большей прочностью и устойчивостью.

В старшем дошкольном возрасте у  ребенка проявляется четвертая  форма общения – внеситуативно-личностная. Главенствующее место вновь занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельности – игра, активизируется процесс обучения. Взаимосвязи игры и искусства мы уделяем особое внимание. Данная взаимосвязь представляет для нас интерес в плане разработки развивающих методик, построения общения ребенка с искусством в форме игры, поскольку, искусству присуще игровое начало. (Й. Хейзинга) Ведущей потребностью в общении у ребенка старшего дошкольного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если раннее у ребенка в процессе общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. Все это является фундаментом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности, и позволяет понять другого человека, рассматривая его как полноправного субъекта взаимодействия.

Информация о работе Основные направления исследования общения в отечественной психологии. Структура, функции и основные понятия общения