Основные направления обучения в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:53, доклад

Описание работы

В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит психологическое учение Л.С. Выготского об интериоризации. Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я. Гальперина определяет один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Файлы: 1 файл

сем. №5.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение —  это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении  проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных  знаний (В.Оконь, 1975).

Проблемное обучение —  это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами  действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев, 1991).

Проблемное обучение —  это такая организация учебных  занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

В разработке принципиальных положений концепции проблемного  обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для  учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей  проблемы, в процессе которого они  овладевают обобщенными способами  приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Теория провозглашает  тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося  и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и  определяет способы реализации через  формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования  творческой деятельности обучающихся  посредством постановки проблемно  сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

 

 Проблемное обучение это   не  абсолютно  новое  педагогическое  явление.

Элементы  проблемного  обучения  можно  увидеть  в   эвристических   беседах

Сократа, в разработках  уроков  для  Эмилля  у Ж.Ж.Руссо.  Особенно  близко

подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. Он,  например,  писал:  «Лучшим  способом

перевода  механических  комбинаций  в  рассудочные  мы  считаем   для   всех

возрастов, и в особенности для  детского, метод, употреблявшийся Сократом  и

названный по его имени Сократовским.  Сократ  не  навязывал своих мыслей

слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей  и  фактов  лежат  друг

подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал  вопросами  эти

противоречащие ряды в светлый  круг сознания и, таким образом,  заставлял  их

сталкивать,  или  разрушать  друг  друга,  или  примиряться  в  третьей   их

соединяющей и уясняющей мысли».

     История собственно  проблемного  обучения  начинается  с  введения  так

называемого исследовательского метода, многие правила которого в  буржуазной

педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

     Глубокие исследования  в области проблемного обучения  начались  в  60-х

годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования  психологии

мышления   разрабатывались    советскими    психологами    С.Л.Рубинштейном,

Д.Н.Богоявленским,  Н.А.Менчинской,  А.М.Матюшкиным,  а   в   применении   к

школьному обучению такими дидактами,  как М.А.Данилов,  М.Н.Скаткин.  Много

этими  вопросами  занимались  Т.В.Кудрявцев,  Д.В.Вилькеев,   Ю.К.Бабанский,

М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой  области ведутся   сейчас  и

другими представителями педагогической науки.

     Задачей школы является  формирование гармонически развитой  личности.  В

современной педагогике исследуются  вопросы общего развития детей в  процессе

обучения. Важнейший показатель всесторонне  и гармонично развитой личности  –

наличие высокого уровня мыслительных способностей.

      Развивающим  обучением,  то  есть  ведущим  к  общему  и  специальному

развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель,  опираясь

на знания закономерностей развития  мышления,  специальными  педагогическими

средствами  ведет  целенаправленную  работу  по  формированию   мыслительных

способностей своих учеников  в  процессе  изучения  ими  основ  наук.  Такое

обучение и является проблемным.

      Проблемное  обучение  возникло  как  результат   достижений   передовой

практики и теории обучения и  воспитания в  сочетании  с  традиционным  типом

обучения  является  эффективным   средством   общего   и   интеллектуального

развития учащихся.

     В педагогической  литературе имеется ряд попыток  дать определение  этому

явлению.

      Под  проблемным  обучением  В.Оконь   понимает   «совокупность   таких

действий,  как  организация  проблемных  ситуаций,  формулирование  проблем,

оказание ученикам  необходимой  помощи  в  решении  проблем,  проверка  этих

решений и,  наконец,  руководство  процессом  систематизации  и  закрепления

приобретенных знаний».

     Д.В.Вилькеев под проблемным  обучением имеет в виду  такой характер

обучения, когда ему придают  некоторые черты научного познания.

     Сущность проблемного  обучения И.Я.Лернер видит в том,  что «учащийся

под  руководством  учителя  принимает  участие  в  решении  новых  для него

познавательных   и   практических    проблем    в    определенно    системе,

соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы»].

     Т.В.Кудрявцев суть  процесса проблемного обучения  видит  в   выдвижении

перед учащимися дидактических  проблем, в их решении  и  овладении  учащимися

обобщенными знаниями и принципами проблемных  задач.  Такое понимание

имеется и в работах Ю.К.Бабанского.

     На  основе  обобщения   практики  и  анализа  результатов   теоретических

исследований М.И.Махмутов дает  следующее определение понятия «проблемное

обучение»: «Проблемное обучение –  это тип развивающего обучения,  в  котором

сочетаются систематическая самостоятельная  поисковая  деятельность  учащихся

с усвоением или готовых выводов  науки, а система методов построена  с  учетом

 целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия  преподавания

и  учения  ориентирован  на  формирование  познавательной  самостоятельности

учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и  творческие)

способностей в ходе усвоения ими  научных понятий  и  способов  деятельности,

детерминированного системой проблемных ситуаций».

 


Информация о работе Основные направления обучения в современном образовании