Основные подходы к рассмотрению понятий «руководство» и «лидерство» в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать

руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность

быть руководителем проявляется или будет подавлена (К. Киллен).

Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано

эффективное управление организацией. Руководство — это формальная

властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное

положением, занимаемым на служебной лестнице

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА
1.1 Образование формального и неформального лидерства .……………………5
1.2 Понятие «формальный лидер»………………………………………………....7
1.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………………....9
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства……………12

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА
2.1 Признаки и функции лидерства в теориях лидерства……………………....14
2.2 Стили лидерства и руководства ……………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Московская открытая социальная академия

 

 

Факультет социальная психология

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Основные подходы к рассмотрению понятий «руководство» и «лидерство» в социальной психологии

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил студент

                                                                                    гр. СП 09/6 соц. псих.

                                                                                    Левина Е.Н.

                                                                                    Преподаватель:

                                                         Петрошенко А. И.                                                                    

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгодонск

2012г.

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ  ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА

1.1 Образование формального и неформального лидерства .……………………5

1.2 Понятие «формальный лидер»………………………………………………....7

1.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………………....9

1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства……………12

 

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА

2.1 Признаки и функции лидерства в теориях лидерства……………………....14

2.2 Стили лидерства и руководства ……………………………………………..17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…21

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать

 

руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность

 

быть руководителем проявляется или будет подавлена (К. Киллен).

 

Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано

 

эффективное управление организацией. Руководство — это формальная

 

властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное

 

положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же —

 

комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление

 

реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким

 

образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель

 

является лидером.

 

Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах.

 

Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где

 

практически возникла теория лидерства. Насчитываются более 5000

 

независимых исследований в этой области. Исследователи определяют

 

лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя

 

из того, что их больше всего интересует в этом феномене.

 

Ранние подходы к изучению феномена лидерства заключались в попытках

 

определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные

 

лидеры. В более поздних исследованиях отмечены попытки определить

 

характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть эффективными

 

в определенных ситуациях. Такие ситуационные теории лидерства оказались

 

более продуктивными, но и они не все могли объяснить. В последних

 

исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как социальный

 

процесс, а не как особенность отдельного человека или его взаимодействия

 

с ситуацией. Такой взгляд позволяет рассматривать основную функцию

 

лидерства как «управление смыслом». В настоящее время появляются труды

 

российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Например, книга

 

Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии

 

менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации.

 

Цель курсовой работы: изучение лидерства и руководства, их

 

взаимоотношения в организации.

 

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

 

-  изучить сущность неформального  лидерства;

 

-  определить роль лидера  и руководителя в организации;

 

-  изучить проблему управления  неформальным лидерством и способы его

 

сосуществования с руководством.

 

Предмет исследования: взаимоотношение лидера и руководителя.

 

Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-

педагогической литературы по данному аспекту.

 

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения,

2-х частей, заключения и списка  литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ  ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА

1.1 Образование формального  и неформального лидерства

 

Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа —

 

формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа —

 

это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для

 

достижения какой-либо цели[3]. Неформальные группы образуются

 

в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности

 

людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные

 

группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные —

 

продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни

 

и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному

 

плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на

 

их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности

 

в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования

 

неформальных групп являются следующие факторы:

 

-  потребность в социальной  принадлежности;

 

-  потребность в помощи;

 

-  потребность в защите;

 

-  потребность в общении.

 

Эти базовые психологические потребности человека являются причинами

 

возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти

 

группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно — как

 

естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы

 

(организации) имеют противоположный генезис — они навязываются,

 

устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего,

 

исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности.

 

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то

 

организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно

 

наиболее простым способом такой организации является выделение среди

 

членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации.

 

Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой,

 

делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило,

 

ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной

 

группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной —

 

наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и формальное

 

лидерство — это достаточно разные по своему возникновению и

 

закономерностям явления[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие «формальный лидер»

 

Формальный лидер или руководитель — это человек, который направляет

 

работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

 

Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую

 

работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах

 

и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать

 

пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости

 

ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их

 

для проведения изменений.

 

Официально назначенный руководитель подразделения обладает

 

преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он

 

чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить,

 

что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как

 

лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

 

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится

 

ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим

 

настоящим положением и особенно не стремится к продвижению.

 

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они

 

строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые

 

подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или

 

в формальном процессе принятия и реализации решений.

 

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их

 

поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

 

Используя свой профессионализм, различные способности и умения,

 

руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они

 

пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются

 

на основе прошлого опыта[2].

 

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных

 

полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной

 

области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей

 

оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие «неформальный лидер»

 

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель",

 

"глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние  на других 

 

людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), однако не любое, а такое, которое отвечает

 

следующим условиям[7]:

 

1) влияние должно быть постоянным. К лидерам нельзя причислять людей,

 

оказывающих, хотя и большое, но разовое, кратковременное воздействие на

 

членов группы;

 

2) руководящее воздействие лидера  должно осуществляться на всю  группу

 

(организацию). Известно, что внутри  любого крупного объединения существует

 

несколько или даже множество центров локального влияния. Причем

 

постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер.

 

Особенностью лидера является широта его влияния;

 

3) лидер должен иметь явный  приоритет во влиянии. Отношения лидера и

 

ведомых отличают асимметричность, неравенство во взаимодействии,

 

однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы;

 

4) влияние лидера, особенно организационного, должно опираться не на прямое 

 

применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности

 

руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не

 

лидер.

 

 

Лидерство - это неформальное влияние. Оно отличается от руководства,

 

которое "предполагает достаточно жесткую и формализованную систему

 

отношений господства - подчинения". Лидер - это символ общности и образец

 

поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и

 

принимается последователями.

 

"Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий

 

место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство –

 

феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений.

 

Причем роль руководителя заранее определена "на табло" социальной

 

организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера

 

возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет...

 

Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство –

 

психологический"[5].

 

Существует взгляд, что лидер должен обладать особыми индивидуальными

 

качествами, которые делают его способным управлять. Он должен владеть

 

искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным,

 

справедливым, но все эти замечательные свойства натуры являются не только

 

субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об

 

абсолютной необходимости этих качеств, то было бы просто невозможно найти

 

такое количество достойных людей на руководящие должности. А если

 

вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр

 

Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами

 

добродетели.

 

Думается, что лидер должен обладать и другими важными индивидуальными

 

особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике,

высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч.

Информация о работе Основные подходы к рассмотрению понятий «руководство» и «лидерство» в социальной психологии