Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:50, курсовая работа
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать
руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность
быть руководителем проявляется или будет подавлена (К. Киллен).
Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано
эффективное управление организацией. Руководство — это формальная
властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное
положением, занимаемым на служебной лестнице
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА
1.1 Образование формального и неформального лидерства .……………………5
1.2 Понятие «формальный лидер»………………………………………………....7
1.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………………....9
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства……………12
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА
2.1 Признаки и функции лидерства в теориях лидерства……………………....14
2.2 Стили лидерства и руководства ……………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
charisma — милость, божественный дар), на силе личных качеств и
способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием
потребностей и приоритетов коллектива. Лидер должен уметь управлять
вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе,
не говорить лишнего — ведь подавляющее большинство ошибок человек
совершает из-за неумения вовремя промолчать, "слово — серебро, молчание —
золото"[4].
Главные качества лидера — гибкое, нестандартное мышление, харизматические
свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов
и коллектив.
Физиологические качества Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос,
хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность
Психологические качества Властность, амбициозность, агрессивность,
уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение,
упорство, мужество
Интеллектуальные качества Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память,
интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора,
быстрота мышления, образованность, чувство юмора
Личностные качества Деловые качества: организованность, дипломатичность,
надежность, гибкость, обязательность
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства
Основные черты руководителя и лидера находятся как бы в разных измерениях.
При проведении сравнительного анализа представляется правомерным
выделить три аспекта[6]:
1) характер и уровень подготовки: руководителями становятся чаще всего не
в силу профессионального выбора, а в силу определенного стечения
обстоятельств;
2) психологические установки, проявляющиеся в поведении управленцев;
3) социальное положение.
Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их
влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими
основными положениями:
1)лидер в основном призван
осуществлять регуляцию
отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию
официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2)лидерство можно
группа); руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой
общественных отношений;
3)лидерство возникает
группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не
является стихийным, а напротив — целенаправленным, осуществляемым под
контролем различных элементов социальной структуры;
4)явление лидерства менее
зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более
стабильное;
5)руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более
определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6)процесс принятия решения
опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не
обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает
более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7)сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является
лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет
группу в более широкой социальной системе[7].
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА
2.1 Признаки и функции лидерства в теориях лидерства
Лидерство, как и руководство стало объектом исследований в начале 20-х годов
ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке.
Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные
характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является
«теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером
может быть только такой человек, который имеет определенный набор
личностных качеств или совокупность определенных психологических черт.
Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или
характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.
Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором
фигурировали - инициативность, коммуникабельность, чувство юмора,
энтузиазм, уверенность, доброта. Позднее Р. Стокдилл добавил еще
популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает
значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике
лидера присутствуют.
Согласно Максвеллу, потенциальный лидер обязан иметь позитивное
восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста и быть
последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь
широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность
организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений
социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать
эффективность лидера, учитывая только черты личности , недостаточно.
Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание
одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он
действует. Это ситуационные теории лидерства.
Согласно ситуационным теориям лидерства, лидерство - это продукт
определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни
появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед
другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является
необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из
наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера,
которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько
данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от
того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на
нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на
многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий,
администраторов, начальников отделений и пр[9].
Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве
основных признаков лидерства выделяют следующие:
- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой
совместных задач;
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации
в целом;
- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.
Основные функции лидерства - организация совместной жизнедеятельности
в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее
представительство группы во взаимоотношениях с другими группами,
принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление
и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в
группе.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных,
основными из которых являются психологические характеристики личности
самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер
решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.
2.2Стили лидерства и руководства
Как показывает практика, психологический климат в группе определяется
прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями
ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в
значительной мере зависит эффективность деятельности группы, уровень
осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного
участия в их реализации.
Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на
авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству,
проведенных в свое время под руководством К. Левина. Эти эксперименты
выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность
групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский).
Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается
тем, что группой управляет один человек - лидер. Он вырабатывает,
координирует и контролирует ее деятельность.
Демократический стиль управления (руководства) называют еще
коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта - активное общение
между начальником и его сотрудниками, составляющими группу.
Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся,
анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью
передается членам группы, которая становится «группой без руководителя».
В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа
живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.
Типология лидерства К. Левина имеет в отечественной психологии наиболее
широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных
теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория
Дугласа Мак Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от
восприятия лидером человеческой сущности.
Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые
вообще не любят работать, стремятся избежать работы, как таких, которые не
имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, как таких, которые
требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую
принуждение и наказание. Жесткий контроль.
Руководители стиля «У» исходят из того, что работа - это природный процесс,
свойства людей. В соответствующих условиях люди не только не избегают
работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству
присущи многим людям и задача руководителя - использовать их.
Ученые Хьюстонского университета Блейк и Мутон разработали
управленческую матрицу. По их мнению стиль руководства определяется
местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота
о людях» [8].
Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает,
что большую социальную систему общества, которая является живым
организмом, который тяжело смоделировать и описать.
Заключение
В результате изучения и анализа научной литературы по рассматриваемой
нами проблеме необходимо сделать следующие выводы.
В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и
сущность лидерства.
До настоящего времени не существует универсального определения лидерства,
различные авторы дают каждый свое определение.
Среди различных аспектов лидерства выделяется формальное и неформальное.
Неформальный лидер – это член коллектива, занимающий отнюдь не
руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании
с жизненным опытом и поведением имеет на окружающих влияние, большее,
чем непосредственный руководитель.
Основные различия в понятиях лидерства и руководства можно определить
следующими основными положениями:
- лидер, в основном, осуществляет
регулирование межличностных
в группе, а руководитель – регулирует официальные отношения группы как
социальной организации;
- лидерство – это результат стихийного процесса, руководство – это результат
назначения, целенаправленного процесса, который осуществляется под
контролем различных элементов социальной структуры;
- сферой деятельности лидера является, в основном, малая группа; сфера
действий руководителя является более широкой.
Существует несколько теорий «стилей лидерства» - системы приемов влияния
лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной
психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля
руководства - авторитарный, демократический, попустительский.
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация;
Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством.
Список литературы
1.Вергилес Э. В. «Теории лидерства» М.: 2002г.
2. Журнал «На стол руководителю» №14 2006г.
3. Карпов А. В. «Психология менеджмента» М.: Гардарики, 2005г.