Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:51, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение таких вопросов, как:
понятие «управленческая культура», методы её выявления;
основные черты и особенности управленческих культур различных стран;
факторы, влияющие на изменение модели менеджмента.
Введение ……………………………...…………………………………………..3
Глава I. Понятие культуры в контексте управления………………………
1. Понятие «культура» в контексте управления……………………………………
2. Национальная культура и социально-экономический генотип …….………..
Характеристика национальной организационной культуры. Исследование Хофстеда…………………………………………………………………………………..
Глава II. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности……………………………………………………………………
1.Американская управленческая культура………………………………………
2.Японская управленческая культура………………………………………………..
3.Европейская управленческая культура……………………………………………..
3.1. Английский национальный стереотип………………………………………………
3.2. Французский национальный стереотип……………………………………………
3.3. Германский национальный стереотип………………………………………………
4.Китайская управленческая культура…………………………………………………
Глава III. Российская (советская) управленческая культура……………
1.Российские традиции управления……………………………………………………
2.Особенности российской деловой культуры……………………………………..
3.Роль российской культуры в современном менеджменте………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………….
Министерство Образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Сыктывкарский Государственный Университет
Факультет управления
Кафедра менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по управленческой психологии
Тема: Основные управленческие культуры,
их черты и особенности.
Исполнитель
Проверил
Содержание:
Введение ……………………………...…………………………………………
Глава I. Понятие культуры в контексте управления………………………
1. Понятие «культура» в контексте управления……………………………………
2. Национальная культура и социально-экономический генотип …….………..
Характеристика национальной организационной культуры. Исследование Хофстеда…………………………………………………………
Глава II. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности…………………………………………………
1.Американская управленческая культура………………………………………
2.Японская управленческая культура………………………………………………..
3.Европейская управленческая культура……………………………………………..
3.1. Английский национальный стереотип………………………………………………
3.2. Французский национальный стереотип……………………………………………
3.3. Германский национальный стереотип………………………………………………
4.Китайская управленческая культура…………………………………………………
Глава III. Российская (советская) управленческая культура……………
1.Российские традиции управления……………………………………………………
2.Особенности российской деловой культуры……………………………………..
3.Роль российской культуры в современном менеджменте………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение.
Важная составляющая проблемы эффективной работы фирмы за рубежом – это учет и эффективное использование культурных особенностей страны или региона.
На мой взгляд, эта тема актуальна, поскольку профессиональному менеджеру необходимо знать национальные стереотипы, которые предполагают определённую модель поведения иностранных фирм и партнёров, что немаловажно для успешного ведения бизнеса на международном уровне. Кроме того, в последнее время интерес к национальным культурам и их влиянию на культуры организаций всё более увеличивается – уже существует целый ряд подходов к данной проблеме, ведутся обширные исследования.
Целью работы является рассмотрение таких вопросов, как:
понятие «управленческая культура», методы её выявления;
основные черты и особенности управленческих культур различных стран;
факторы, влияющие на изменение модели менеджмента.
В рамках этой работы важно раскрыть понятие «управленческая культура» и причины её становления; рассмотреть образование основных управленческих культур, которые включают в себя американскую, европейскую, китайскую, японскую и советскую.
Нужно отметить, что в данной работе в контексте европейской управленческой культуры будут рассматриваться три «подкультуры»: английская, французская и германская. Наиболее подробно будет рассмотрена тема советской или российской культуры управления, истоки и этапы её формирования.
Основная литература, использованная для написания контрольной работы, является учебной - это «История менеджмента» И.И. Семёновой и С.Н. Чудновской и «Международный менеджмент» под ред. Пивоварова С.Э.
Данная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, и заключения. Кроме того, в конце контрольной работы имеется приложение, в котором представлены различные схемы, таблицы и графики, в которых будет отражён некий сравнительный анализ основных управленческих культур.
Глава I. Национальная культура и менеджмент
1.Понятие «культура» в контексте управления
В самом общем смысле культуру можно определить как образ жизни того или иного народа или этнической общности. Эта широкая трактовка феномена культуры естественным образом позволяет включить в него все то, что в течение многих веков складывалось и оформлялось в народном сознании в виде традиций, привычек, обычаев, верований, стереотипов поведения и т. д. и соответственно передавалось из поколения в поколение, становясь основой существования нации, определяя образ жизни ее членов.
Первоначальное формирование культурных констант, безусловно, определялось географическими и природно-климатическими характеристиками районов компактного проживания национальных общностей, и эти особенности сохраняют свое важное значение до сих пор: достаточно, например, сопоставить национальные характеры северян и южан, особенности поведения жителей Востока или Африки и т. д. Но по мере хода исторического развития отдельных наций, становления и эволюции национальных государств эти культурные константы существенно изменялись под влиянием политических, экономических, религиозных, социальных и иных процессов.
На эту динамику, в свою очередь, накладывались разнообразные моменты межнационального взаимодействия; происходило своего рода взаимопроникновение культур, и прежде всего — в среде наций, проживающих в одном регионе.
Вообще же, серьезные социально-политические катаклизмы зачастую до основания потрясали культурную основу нации, и Россия в период существования Советского Союза — наиболее наглядный тому пример. Тем не менее на рубеже XX и XXI вв. можно говорить о достаточно устойчивых культурных особенностях, сложившихся в национальных государствах и в более крупном масштабе в отдельных регионах планеты. Именно это обстоятельство дает возможность многим исследователям оперировать такими глобальными понятиями, как «американская», «европейская», «восточная», «советская» культура, что, конечно, является известным упрощением, но вполне пригодно не только при проведении культурных исследований общего характера, но даже и на операционном уровне.
Таким образом, возникает понятие «управленческая культура» [6], которое обозначает «присущие данному обществу основные идеи, ценности, концепции и теории управления». Она является доминирующей в данном обществе и оказывает влияние на организационную (корпоративную) культуру. Также данный термин имеет ряд синонимов: «модель менеджмента»[1], «национальный стереотип», « национальная организационная культура»[1].
2. Национальная культура и социально-экономический генотип
В рамках данной работы важно выявить более глубокие индивидуальные особенности наций, которые позволяют характеризовать влияние национальных факторов на культуру организации. Для этого следует использовать более обширное, чем «управленческая психология», понятие, включающее в себя помимо психологических еще социальные и экономические факторы, характерные для той или иной нации, - так называемый социально-экономический генотип (СЭГ)[2].
Он включает и стимулы к инновациям и формы обучения, типичные для данного общества. Социально-экономический генотип - механизм социальной эволюции, совмещающий основные характеристики трех ее сторон: наследственность, изменчивость, селекцию. Носителями социально-экономического генотипа является общество, или крупные общественные группы (этносы, классы и т.д.). У каждого отдельного индивида основные черты социально-экономического генотипа "впечатываются" в процессе социализации его личности средой, путем обучения, воспитания, принуждения и т.д. Это то, что Хофстед называет "ментальным программированием"[3]. В совокупности эта многослойная социальная память общества образует как бы информационную матрицу, по которой воспринимается структура функционирования данного общества, способы взаимодействия его членов.
В отличие от национального экономического мышления, в основе социально-экономического генотипа помимо социально-экономических интересов лежит также система культуры данного общества. Их пересечение синтезируется в системе ценностей. Это конкретизируется в парадигме социального поведения и действия и, наконец, олицетворяется в системе норм и стимулов. От глубинных социальных и духовных ценностей социально-экономический генотип ступень за ступенью поднимается на поверхность общественной жизни в виде элементов социального и хозяйственного механизма[1].
Таким образом, СЭГ служит своеобразным мостом между национальной культурой, экономическим мышлением и обучением, которые во многом определяют черты и развитие национальной экономики. Поэтому можно обоснованно говорить о том, что национальная культура страны в большой степени оказывает влияние как на социальное, так и на экономическое ее развитие.
3. Характеристика национальной организационной культуры. Исследование Хофстеда
Национальная культура проявляется в культуре организации, или в организационной культуре. Черты национальной культуры определяют поведение людей в разнообразных сферах жизни общества. Они определяют то, как люди выполняют свои роли в различных организациях и группах. Аналогично другим явлениям жизни общества, ОК[4] может быть рассмотрена с позиции системного подхода. Так, может быть выделено пять иерархических уровней рассмотрения организационной культуры [3]:
общечеловеческая культура;
национальная культура;
отраслевая культура;
культура организации;
субкультуры в организации.
Это позволяет предположить, что все уровни культуры взаимосвязаны и соподчинены. Национальная культура имеет общечеловеческие черты, поскольку множество национальных культур в совокупности составляют общечеловеческую культуру и взаимно влияют друг на друга. Иными словами, все уровни культуры взаимосвязаны, и более узкие имеют черты более широких, но со своими специфическими особенностями. Влияние одних уровней на другие достаточно ощутимо, поскольку одни являются составной частью других и соответственно несут в себе согласованные с "вышестоящим" уровнем культуры ценности, предположения, нормы.
В рамках системного подхода выдвинута модель формирования и изучения национальных черт в организационной культуре. В этой модели ОК рассматривается как целостность, состоящая из 8 составных элементов [1]:
Семья
Образование
Политическая система
Экономическая система
Система здравоохранения
Система отдыха
Система социализации
Религия
Все эти составляющие общества участвуют в формировании национальной культуры и оказывают воздействие на организационную культуру. Их необходимо учитывать для объяснения происхождения организационной культуры предприятия. C.П.Болотов [1] в своей работе отмечает, что для практики управления важно получить от теории ответ на два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли «сращивать» элементы разных национальных культур в рамках одной организации. В этой связи следует рассмотреть подход Герта Хофстеда.
Исследование национальной культуры Хофстеда.
Голландский профессор Герт Хофстед с группой коллег в 1979-1980 годы одним из первых провел сравнительное исследование особенностей национальных культур 64 стран мира [8]. Им была разработана собственная концепция организационной культуры. Хофстед ввел понятие «ментального программирования», под которым подразумеваются генетически заложенные и развиваемые в процессе воспитания культурные предположения, нормы и ценности каждого отдельного индивида.
Хофстед пояснил, что в разных странах национальные факторы влияют на культуру организаций по-разному. Но все организации в некоторой степени открыты для окружающих, поэтому происходит общение, существуют взаимосвязи. Чтобы избежать недоразумений и ролевых конфликтов, при общении необходимо учитывать ценности и культуру организаций, которые диктует им их национальная культура. Вторая важная причина изучения национального в организационной культуре – это «ментальное программирование» работников организации, которое определяет их культуру и также специфично в разных странах. Учет национальных факторов в данном случае дает возможность эффективно управлять работниками и строить лидерское поведение на основе их ожиданий.
Хофстед разработал так называемые переменные национальных культур, которые измеряются в баллах по специальной методике. Значения этих показателей относительны и лежат в пределах от 0 до 100 баллов. Такие показатели могут быть рассчитаны для каждой страны и в совокупности характеризуют ее национальную культуру. Также важно то, что благодаря этим количественным показателям стало возможным сравнивать между собой национальные культуры, анализировать и группировать их. Эти переменные следующие [1]:
1. Дистанция власти;
Информация о работе Основные управленческие культуры, их черты и особенности