Основные управленческие культуры, их черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение таких вопросов, как:

 понятие «управленческая культура», методы её выявления;

 основные черты и особенности управленческих культур различных стран;

 факторы, влияющие на изменение модели менеджмента.

Содержание работы

Введение ……………………………...…………………………………………..3



Глава I. Понятие культуры в контексте управления………………………

1. Понятие «культура» в контексте управления……………………………………

2. Национальная культура и социально-экономический генотип …….………..

Характеристика национальной организационной культуры. Исследование Хофстеда…………………………………………………………………………………..



Глава II. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности……………………………………………………………………

1.Американская управленческая культура………………………………………

2.Японская управленческая культура………………………………………………..

3.Европейская управленческая культура……………………………………………..

3.1. Английский национальный стереотип………………………………………………

3.2. Французский национальный стереотип……………………………………………

3.3. Германский национальный стереотип………………………………………………

4.Китайская управленческая культура…………………………………………………



Глава III. Российская (советская) управленческая культура……………

1.Российские традиции управления……………………………………………………

2.Особенности российской деловой культуры……………………………………..

3.Роль российской культуры в современном менеджменте………………………….





Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

к.р. упр.психология.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Однако исследования показали[12], что есть возрастные границы усвоения человеком другой культуры, по достижении которых изменить что-либо довольно сложно. Значит, теперешнему поколению в бизнесе не стоит рассчитывать на серьезные изменения в поведении отечественных партнеров. Новое поколение российских предпринимателей и менеджеров должно обучаться образцам поведения с детства, тогда будет возможен успешный результат.

 

3. Общая характеристика российской управленческой культуры

Определенное упорядочение и систематизацию в изучение и описание российской культуры внесли работы Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, В.0. Ключевского, П.Н. Милюкова, П.Я. Чаадаева и др.

Так, В.О. Ключевский приводит следующий перечень черт национального характера великоросса[13]: расчетливость; изворотливость в мелких затруднениях; привычка к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями; больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем предусмотрительности; больше замечать следствия, Чем ставить цели; каприз собственной отваги (авось); производить впечатление непрямоты, неискренности; думать надвое, и это кажется двоедушием; кратковременное напряжение сил (аврал); приемлемость совместной работы на больших просторах.

В.О. Ключевский пишет[14], что «расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусское авось».

П.Я. Чаадаев видел проявления противоречивости русского национального характера в следующем: деспотизме, гипертрофии государства (этатизме); в жестокости, склонности к насилию; обрядоверии; безличном коллективизме; национализме и самохвальстве; в эстахологически-мессианской религиозности; воинствующей безбожности; анархизме, вольности (внутренней свободе); в доброте, человечности, мягкости, сострадании, универсализме и всечеловечности; во внешнем благочестии, раболепии, слепой покорности; в бунтарстве, своеволии; в искании Богах [3].

Г. Дилиганский указывает[15] на такие социальные установки современного русского архетипа, как: способность к терпению; духовность, приоритет духовного над материальным; склонность к ценностной, морально-этической рефлексии; государственность и патернализм; внутренний эскапизм, дополненный эскапизмом внешним (экстенсивность); широта русской натуры; антиномичность; вопрошающее, сомневающееся в самом себе самосознание; предрасположенность к социальной утопии, к ожиданию чудесного и внезапного преображения жизни; экстравертность, открытость в коммуникации; адаптационный индивидуализм незападного типа и низкая способность к разумному самоограничению во имя групповых интересов; постоянная потребность в некоем внешнем «образце», подсказывающем, куда надо идти; способность впитывать инородные культурные образования или отвергать их, защищая свою постоянно находящуюся под угрозой самобытность («устойчивая неустойчивость»).

Все эти стороны характера заслуживают того, чтобы их учитывать в деятельности руководителей как системы государственного управления, так и менеджмента. Однако до сих пор остается неясной та степень, с которой проявляются приведенные характеристики, и связь между ними в разных ситуациях. Предстоит изучить, как влияет национальная культура на другие уровни культуры (институциональную, организационную, управленческую культуру — стиль управления).

Кроме того, следует различать культуру русских и культуру россиян, включающую свыше 100 национальных культур.

В основе социоцентрического характера россиян, во многом определявшего взаимоотношения людей, лежит антиличностная социальная установка и замещение понятия свободы в ментальности русского человека понятием воли, которые блокируют всякую индивидуальность, незапрограммированную активность отдельных людей.

В результате коллективизм россиян приобретает все более формальный и искусственный характер. На расположение личности к индивидуализму или коллективизму влияют род занятий, культура региона, возраст и стаж работы, а также степень вовлеченности в руководство другими людьми. Интерпретация соотношений индивидуализма и коллективизма в терминах управления показана в табл.

Для культуры русского человека характерна фетишизация власти, порождающая квазиэтатизм[16], причем не в западном, а в восточно-имперском смысле. Поэтому государственная власть определяется формулой: «желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственности».

Каков же вывод? В России участие в управлении не является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех ситуациях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Следовательно, и ответственность для власти была чуждым делом. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей.

Россия является евроазиатской страной, поэтому российские менеджеры различных форм собственности обязаны знать суть западной и восточной культур. Без этого невозможно совершенствовать собственный гиль руководства, повышать имидж, создавать наиболее благоприятные условия по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности и экономического лидерства [2].


Заключение.

Таким образом, цель моей работы, связанная с раскрытием темы про характерные черты и особенности управленческих культур, достигнута. Мною были рассмотрены все основные модели менеджмента, выявлены основные национальные стереотипы и влияющие на них факторы. Также был проведён частичный сравнительный анализ представленных в работе управленческих культур.

На основе данной работы можно сделать несколько выводов, таких как:

    менеджеры разных стран, действуют своеобразно, в соответствии со своим менталитетом, национальным мышлением и культурой своего народа, которая формировалась на протяжении многих столетий;

    таким образом в науке менеджмент выделяют несколько основных моделей менеджмента (или национальных стереотипа): американский, европейский, японский, китайский, советский (российский). Кроме этой классификации существует и множество других, которые оперируют различными факторами и критериями выделения основных культур управления;

    в настоящее время происходит углубление интернационализации экономики и менеджмента. Поэтому, проблемы национальных культур и их влияние на корпоративные культуры, а соответственно на особенности деятельности организаций в странах  с различными типами культур, становятся всё более актуальными;

    национальная модель менеджмента зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от ее истории и культуры, пути достижения данного уровня развития;

    национальная культура проявляется в культуре организации или в организационной культуре, кроме того её черты определяют поведение людей в разнообразных сферах жизни общества, в том числе и в менеджменте.


Список использованной литературы:

 

1.      Болотов, С.П. Организационная культура и эффективность менеджмента. Учебное пособие. – Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 2000. – 92 с.

 

2.      Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. – М.: Дело, 1999. – 496 с.

 

3.      Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. – М.: Дека,                        1997. – 301 с.

 

4.      Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для вузов. –                    М.: Академический проект, Трикста, 2005. – 560 с.

5.      Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. –             М.: Дело, 2000. – 704 с.

6.      Пивоваров, С.Э. Международный менеджмент: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 576 с.

 

7.      Семёнова, И.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

 

8.       Чудновская, С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. – СПб.: Питер,               2004. – 239 с.

 

9.       Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского языка финским учащимся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/22532

 

10.   Лучшие рефераты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/management/00027004_0.html

 

11. Тарефер – банк рефератов, курсовых, дипломов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.tarefer.ru/55/100056/index.html

 

 

30

 



[1] В книге И.И.Семёновой  «История менеджмента» (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000) этому посвящена отдельная глава (С.144-180)

[2] Социально-экономический генотип (СЭГ) - социально-экономический гено­тип - это информационный механизм социального наследования и социальных изменений, обеспечивающий воспроизведение струк­туры, принципов функционирования, процессов регламентации и обучения (отбора, запоминания и распространения позитивного опыта) в определенной общественной системе (по определению Е.З.Майминаса).

[3] Голландский профессор Хофстед считает, что культура — это «ментальное программирование человека». Это программирование состоит из моделей: как мы думаем, чувствуем и действуем (Hofstede 1993,c.2O). Источником этих ментальных программировании является социальное окружение, в котором человек вырос и приобрел свой жизненный опыт (семья, школа, друзья, место работы и т.д.) [9].

[4] Организационная культура

[5] Прагматизм (от греч. Prágma - дело, действие) - субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны 1939—45, оказав сильнейшее влияние на всю духовную жизнь страны. (Большая Советская Энциклопедия)

[6] Этноцентризм (от греч. ethnоs - народ + kentron - средоточие) - феномен социальной психологии, убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). (Психологический словарь)

[7] Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30% общего числа наемных работников. Сущность этой системы сводится к следующему: каждый год в начале апреля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. [7, c.159]

[8] Однако отношение японцев к понятию «социальный человек» является более гибким по сравнению с американцами. [7, c. 156]

[9] С.Э. Пивоваров в своей книге «Международный менеджмент» (с.356) отмечает, что «в этих представлениях очень чутко улавливается духовная основа национального стереотипа: чувство прекрасного и стремление к гармонии и совершенству, безусловный интеллектуализм и любовь к искусству во всех его проявлениях. Под этим углом зрения и следует рассматривать структуру французского национального стереотипа.

 

[10] Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551-479 до н.э.) (Философский словарь)

[11] «НОТ нужно понимать как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда». (Научная организация труда и управление/Под ред. А.Н.Щербаня. – М.: Экономика. 1965. – С.29.) [7]

[12] Русинова Ф. М. Менеджмент. РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (http://www.smartcat.ru/Management/menagementbyrusinovaT.shtml)

 

[13] Международный менеджмент (Конспект лекций). Автор: Жилина Л.Н., редактор: Моисеева Л.В.(http://abc.vvsu.ru/Books/l_mezsh_m/page0009.asp)

[14] В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 17.

[15] Дилигенский Г.Г. “Запад” в российском общественном сознании. Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 5—19.

[16] Квазиэтатизм – мнимая, ложная государственность, при которой в сознании народа живет понимание и ощущение того, что царь (правитель, император, государь, председатель, президент и подобное) выше закона. (из стать Оболонского «Права человека и консервативный синдром»)


Информация о работе Основные управленческие культуры, их черты и особенности