Основы деловой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических основ деловой активности.
Задачами работы является:
- рассмотреть понятие и сущность деловой активности;
- изучить методы анализа деловой активности;
- рассмотреть факторы, влияющие на деловую активность.
- проанализировать деловую активность предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая оценка деловой активности (1).docx

— 106.86 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Важность данной темы заключается в анализе теоретических подходов к определению сущности деловой активности предприятия и формировании показателей деловой активности в процессе оценки финансового состояния предприятия.

Термин "деловая активность" начал использоваться в отечественной аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала.

Проблемы определения сущности и оценки деловой активности рассматриваются в трудах зарубежных ученых- экономистов, в частности таких как Д.А.Аакер, Е.Дж.Долан, К.Д.Кемпбел, Р.Дж.Кемпбел,Л.А.Беренстайн, А. Д.Шеремет, В.В.Ковальов, Г.В.Савицька, Р.С.Сайфулин и др.. Разработке отдельных аспектов данной проблемы посвящены работы таких отечественных экономистов как Т.А.Лахтионова, Р.О.Костирко, М.Д.Билик, О.В.Павловська, Н.Ю.Невмержицька, Е.В.Мних, Н.Н..Притуляк, В.О.Подольська, О.В.Яриш и др.

Целью работы является изучение теоретических и практических основ деловой активности.

Задачами работы является:

- рассмотреть понятие  и сущность деловой активности;

- изучить методы анализа  деловой активности;

- рассмотреть факторы, влияющие  на деловую активность.

- проанализировать деловую  активность предприятия.

Предметом исследования является анализ и методы управления дебиторской задолженностью предприятия.

Объектом исследования выступило ОАО «Молочный комбинат «Воронежский», основным видом деятельности которого является оптовая и розничная торговля.

Методологической основой исследования выступают следующие методы экономического анализа: расчетно-аналитический, сравнительный, статистический, балансовый, монографический и методы, включающие расчет аналитических таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационно - экономическая характеристика организации

 

«Молвест» — российский молочный производственный холдинг, объединяющий компании пищевой промышленности Центрально-Черноземного региона и несколько предприятий, расположенных в европейской части России. Основное предприятие — молочный комбинат «Воронежский».

Основное предприятие компании, молочный комбинат «Воронежский», было создано с помощью реорганизации в 1992 году Воронежского гормолзавода № 1, которое было построено в 1962 году.

В октябре 2006 года компания «Молвест» приобрела ОАО «Ульяновский Молочный завод», который начал выпуск своей продукцией под торговой маркой «Вкуснотеево».

Осенью 2007 года компания приобрела на Украине ОАО «Криворожский гормолзавод № 1».

31 марта 2010 года молочный  холдинг приобрёл у московской  группы ЗАО «Карат», «Сыродельный  завод Калачеевский».

В апреле 2011 года компания завершила сделку по приобретению у московской компании «Агрофудс», ОАО «Маслодельного завода Новохопёрский».

14 сентября 2011 российская  компания «Молвест» и датская ArlaFoods договорились о создании совместного предприятия по производству сыров на базе сырзавода «Калачеевский».

В России компания выпускает продукцию торговых марок «Вкуснотеево», «Иван Поддубный», «Нежный возраст», «Фруате», «Волжские посторы», «Кубанский хуторок», на Украине используются торговые марки «Смаковеньки» и «Яснесонечко».

Организационная структура ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура ОАО «Молочный комбинат «Воронежский»



 

 

Структура данной организации определяется как линейнофункциональная и считается наиболее универсальной.

На основании финансовой отчетности оценим основный технико-экономические показатели деятельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» и их динамику за 2012-2013  гг.

Данные представим в виде таблицы 1.1.

 

Таблица 1.1 - Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2012-2013гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

Отклонение

Темп изменения, %

Выручка, тыс. руб.

7596677

8846304

1249627

16,45%

Себестоимость, тыс. руб.

6308570

8063438

1754868

27,82%

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1288107

782866

-505241

-39,22%

Чистая прибыль, тыс. руб.

509064

51337

-457727

-89,92%

Рентабельность продаж, %

16,956

8,85

-8,106

-47,81%

Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб.

2104863

2156200

51337

2,44%

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

702792

1020040

317248

45,14%

Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс.руб.

2880962

2640054

-240908

-8,36%

Рентабельность активов, %

12,652

1,143

-11,509

-90,97%

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

7,895

29,185

21,29

269,66%

Период оборачиваемости оборотного капитала, дни

46,23

12,507

-33,723

-72,95%

Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб.

2104863

2156200

51337

2,44%

Среднесписочная численность персонала, чел.

248

256

8

3,23%


 

 

Из результатов проведенного анализа в таблице 1.1 видим, что все основные показатели деятельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» снижаются.

Выручка от реализации продукции в 2013 году по отношению к 2012 году увеличилась на 1249627 руб. или 16,45 %.

Валовая прибыль предприятия снизилась в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 505241 руб. или 39,22%, что объясняется увеличением себестоимости продукции большими темпами нежели выручка от реализации продукции.

Себестоимость реализованной продукции возросла в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1754868 руб. или 27,82%, что также объясняется увеличением выручки от продаж.

Чистая прибыль предприятия снизилась в 2013 году по сравнению с 2012  годом на 457727  руб. или 89,92%.

Рентабельность продаж за анализируемый период также снизилась практически в 2 раза с 16,95% в 2012 году до 8,85 % в 2013 году.

 

2.Необходимость  и сущность оценки деловой  активности организации

 

Деловая активность в современных условиях хозяйствования возникает решающим фактором коммерческого успеха. В то же время, деловая активность выступает определяющей характеристикой положения предприятия на рынке.

Термин «деловая активность» в отечественном научном лексиконе появился в 90 - х годах прошлого века в условиях предпринимательского бума, имевшего место после распада Советского Союза. С тех пор бизнес- среда претерпела существенные изменения, которые требуют от предпринимателя активного участия в экономических процессах для предотвращения банкротства собственного дела [12,c.78].

В толковом словаре С. И. Ожегова находим определения понятия «активный» - «развивающийся, усиленно действующий». Используя данное определение, можно отметить, что деловая активность выступает синонимом постоянного развития и усовершенствования предприятия в условиях динамической изменчивости внешних условий функционирования предприятия.

Проблемы определения сущности деловой активности очерчены в работах ученых- экономистов, в частности таких, как: А. Д. Шеремет, В. В. Ковалев, Ф. Котлер, А. И. Дедиков, К. В. Измайлова, Г. С. Сайфулин, Л. А. Бернстайн, М. И. Петренко, Н. И. Власюк, О. И. Комарист, Л. А. Лахтионова, Л. А. Коваленко [11,c.78].

Стоит отметить, что мнения ученых относительно определения понятия «деловая активность» расходятся. Так, отдельные ученые (А. И. Дедиков, Т. Л. Костенко, В. С. Рыжиков) рассматривают только финансовый аспект деловой активности предприятия. В частности, Н. И. Власюк отмечает, что деловая активность связана, прежде всего, с эффективностью формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в его распоряжении. По нашему мнению, данный подход является ограниченным, ведь не учитывает маркетинговой, производственной составляющей деятельности предприятия [12,c.45].

Существует еще одно направление определения понятия «деловая активность», которое опирается на природные способности человека к генерированию результативных идей развития бизнеса.

Определив деловую активность как комплекс действий и мероприятий, способствующих повышению платежеспособного спроса на продукцию конкретного предприятия, следует отметить основные факторы, влияющие на уровень деловой активности субъекта хозяйствования. К таким следует отнести эффективность производственной деятельности предприятия, рациональность производства финансовой деятельности, эффективность деятельности маркетинговой службы, уровень конкурентоспособности товара. Проанализировав вышеизложенные факторы, можно сделать вывод, что деловая активность носит всеобъемлющий характер, ведь охватывает все сферы функционирования современного предприятия.

Основной задачей, которая стоит перед субъектами бизнеса на сегодняшний день, является повышение уровня деловой активности экономико- хозяйственной единицы. Следовательно, целесообразно приведения логики анализа уровня деловой активности предприятия для диагностики сфер повышения результативности деятельности предприятия [6,c.112].

Стоит отметить, что анализ деловой активности стоит проводить в разрезе факторов, которые были приведены выше. Так, эффективность производственной деятельности целесообразно осуществлять в контексте анализа затрат и рентабельности производимой продукции. Финансовое положение организации следует анализировать путем определения показателей оборачиваемости основных категорий функционирования субъектов предпринимательства, таких как запасы, активы, дебиторская и кредиторская задолженность. Анализ эффективности маркетинговой деятельности предприятия целесообразно осуществляют с позиций оценки рентабельности затрат, связанных с рекламой и расширением рынка сбыта. Одним из главных является анализ конкурентоспособности товара, основанный на соответствии качеств соответствующего товара стандартам и нормам, установленным на рынке [13,c.45].

Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что деловая активность на сегодняшний день выступает определяющей характеристикой развития предприятия. Несмотря на отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «деловая активность», бесспорным является всеобъемлющий характер деловой активности. Повышение уровня деловой активности - неотложная задача каждого субъекта ведения бизнеса в стране с рыночной экономикой. Именно поэтому, вопрос повышения уровня деловой активности приобретает сегодня особенную актуальность. Решение данной задачи невозможно без осознания необходимости повышения функционирования каждого подразделения предприятия: производственного сегмента, маркетинговой службы, финансового подразделения [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Источники аналитической информации для оценки деловой активности организации

 

Представление об эффективности работы предприятия дает финансовая отчетность. Это совокупность определенных форм отчетности, составленных на основе данных бухгалтерского учета. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений [5,c.67].

Основными источниками информации при анализе деловой активности служат данные финансовой отчетности форма №.1, 2, 5.

Форма №1 «Баланс предприятия» - он содержит информацию, позволяющую оценить имущественное и финансовое состояние предприятия. По балансу определяют конечный финансовый результат предприятия.

Форма №2 «Отчет о финансовых результатах» - содержит информацию о прибыли, полученной от производственной инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Этот отчет состоит из следующих разделов: Финансовые результаты, использование прибыли, платежи в бюджет, затраты и расходы учитываемые при исчисление налогу на прибыль. В сочетании с балансом позволяет рассчитать и проанализировать показатели рентабельности предприятия.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах» - в них приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств [6,c.90].

Помимо них, в периодическую отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Методика аналитических действий предполагает обязательное использование специальных методов и приемов таких как:

Метод сравнения - используется для первоначальной оценки показателей. Для сравнения используется базисная и анализируемая характеристики отчетного периода (за месяц, квартал, год). В результате сравнения определяются отклонения, на основании их делается оценка показателей.

Метод цепных подстановок - используется для расчета и оценки факторов, влияющих на анализируемый показатель. Разница между последующим и предыдущим расчетом характеризует влияние одного из факторов.

Метод средних величин - используется на этапе подготовки информации, с помощью этого метода из большинства однотипных характеристик можно получить одну. В анализе чаще всего используется средне-арифметическая, простая и взвешенная [9,c.56].

Метод группировки - используется на этапе подготовки (обработки) информации к анализу. Для упрощения информации показатели объединяются в группы по заранее выбранному признаку.

Информация о работе Основы деловой активности