Основы гендерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий мужских и женских групп на социально психологическом уровне. Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

Введение

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

 Насколько значимы, закономерны  и оправданы различия мнений, суждений, действий мужских и  женских групп на социально  психологическом уровне. Являются  ли эти различия в большинстве  своем следствием фундаментальной  биологической разницы между  мужчиной и женщиной или же  они обусловлены в большей  степени культурой, господствующей  в обществе, определяющей взгляды  и диктующей соответственно свои  законы и правила. Социальная  психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1Теоретический анализ основных понятий гендерной психологии:

Гендерная асимметрия - непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни.

Гендерная конгруэнтность - проявляющееся в общении людей соответствие конкретных суждений или актов поведения человека социальным моделям мужчины и женщины, в основе которого лежит гендерная идентичность

Гендерная система - это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.

Гендерные стереотипы - психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам. 

Мужское доминирование - центральный показатель мужской гендерной роли, характеризующий мужские ролевые нормы - норму статуса, норму твердости и норму антиженственности (Томпсон и Плек) - как в контексте доминирования над женщинами, так и в контексте конкурентных отношений в мужской группе. 

Эмансипация женщин - процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную.

Основные положения теории лингвистической относительности Сепира – Уорфа

Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) - разработанная в 30-х годах ХХ века концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Возникла в этнолингвистике США под влиянием трудов Э. Сепира и Б. Л. Уорфа.

СЕПИР (Сэпир) (Sapir) Эдвард (1884-1939) - американский лингвист и антрополог. Родился в Германии. Окончил в 1904 Колумбийский университет, в дальнейшем занимался научной деятельностью. В 1927-31 — профессор Чикагского, с 1931 — Йельского университетов. Член Американской академии искусств и наук (1930), президент Американского лингвистического (1933) и Антропологического(1938) обществ.

Существующие в языке наименования предметов, явлений, событий — суть “звуковые паттерны”, стереотипные формы восприятия, которые, сохраняя устойчивость в культуре, оказывают решающее воздействие на сам процесс формирования человеческих представлений об этих явлениях и событиях и их оценку. Эта теория , развитая последователем Сепира Бенджамином Ли Уорфом (1897-1941), получила название гипотезы лингвистической относительности или “гипотезы Сепира — Уорфа ” и легла в основу т.н. этнолингвистики — этнически ориентированного синхронного анализа языка, выявляющего его роль в культурном формообразовании.

В своей сильной форме теория лингвистической относительности утверждает, что индивиды членят мир на фрагменты, предопределяемые структурой их родного языка. Таким образом, у носителей разных языков ментальные образы одного и того же объекта неодинаковы. В английском языке есть только одно слово для обозначения снега, в эскимосском их несколько, так что от носителя эскимосского языка требуется различать, о каком снеге идет речь: падающем или лежащем на земле. Аналогично Уорф доказывает, что грамматические категории, такие, как время или число, также вынуждают говорящих воспринимать мир определенным образом. В английском языке любой глагол в личной форме обязательно должен содержать показатель времени: например, I sang 'Я пел (прошедшее время)', I sing 'Я пою (настоящее время)', I willsing 'Я буду петь (будущее время)'.

В 1960 году Джошуа Фишман опубликовал всеобъемлющую классификацию наиболее важных способов обсуждения данной гипотезы. В его описании эти различные подходы упорядочены по возрастанию сложности. Уровень сложности, к которому может быть отнесена конкретная версия гипотезы, определяют два фактора.

Первый фактор - какой именно аспект языка находится в поле интереса исследователей, например лексика или грамматика. Второй фактор - какие виды когнитивной деятельности носителей языка изучаются, например, темы, связанные с культурой или нелингвистические вопросы, такие как выполнение задачи на принятие решений. Из четырех уровней самый простой - уровень 1, самый сложный - уровень 4. Уровни 3 и 4 в действительности ближе всего к оригинальным идеям Сепира и Уорфа, которые касались грамматики и синтаксиса языка, а не его лексики.

Если смотреть с точки зрения классификации Фишмана, наиболее изученной оказывается область лексических различий между языками, которая дает только частичную и самую слабую поддержку гипотезе лингвистической относительности. Такие результаты имеют смысл, поскольку лексика, по- видимому, лишь минимально связана с мыслительными процессами, что может отвечать за некоторую долю скептицизма по отношению к гипотезе Сепира-Уорфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2 Развернутый анализ материалов Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине в 1995 году как комплексной стратегии внедрения проблематики равенства полов на все уровни общества.

Исторически сложилось так, что женщины остаются в тени, когда речь идет о правах человека. Для большинства групп борцов за права человека моделью «жертвы» обычно является мужчина. При рассмотрении нарушений прав гражданской и политической природы обычно учитывается влияние этих нарушений на мужчин. Какое влияние это оказывает на женщину - этот вопрос склонны или вовсе игнорировать, или рассматривать как нечто «добавочное» и «специфическое». Женщины привлекают к себе сочувствие общества только в том случае, если они терпят мучения и преследования того же рода, что и мужчины.

В нашей стране правоохранительные органы и даже движения за права человека, пока не признают особые способы, при которых женщины лишаются своих прав. Несмотря на перманентное и массовое нарушение прав женщин, в России еще не было ни одного прецедента судебного разбирательства по обвинению в дискриминации в связи с половой принадлежностью. И это при том, что в последнее время положение женщин ухудшилось во всех сферах общественной жизни. Заметно проявилась незащищенность женщин в сфере общественного производства - наряду с «феминизацией безработицы» происходит «феминизация бедности». Это усугубляется ростом насилия в обществе, в том числе на работе, на улице, в семье, жертвами чего в первую очередь становятся женщины и дети. Параллельно с этими процессами происходит вытеснение женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, т.е. из тех сфер, где формируется и осуществляется политика государства.

В нашей стране представление о решении вопроса женского равноправия, стало одним из самых изощренных и устойчивых социальных мифов, который не подвергается сомнению даже сегодня, когда развенчаны многие ценности прежней жизни. Миф о равноправии и эмансипации женщин оказался настолько живуч, что практически никто не говорит о нарушении прав женщин.

Драматичность ситуации заключается еще и в том, что миф о равноправии постоянно использовался как средство маскировки дискриминации и эксплуатации женщин, что привело к деформации самого понятия эмансипация и равноправия в сознании женщин. Не случайно и сегодня сохраняется отчуждение женщин от правозащитной и политической деятельности, а информация о женщинах и их проблемах весьма ограничена. Большинство людей не видят в низком общественном статусе женщин социальной несправедливости, насилие над женщиной не представляется как нарушение прав человека, и все это в итоге не вызывает протеста в обществе.

Чтобы осознать ситуацию с нарушением прав женщин следует обратится к международным документам по правам женщин и опыту женского движения.

Женщины всего мира выступают со своими идеями, планами, программами, стремясь изменить свое положение. Благодаря их активным действиям приняты международные документы, внесены изменения в национальное законодательство, созданы структуры призванные решать проблемы женщин.

Благодаря международному женскому движению, деятельности женских правозащитных групп в последние десятилетия, женский вопрос стал входить в рамки обсуждения проблемы прав человека. И сейчас среди разнообразных по своему содержанию прав и свобод человека и гражданина важное место принадлежит правам женщин, обладающим в силу причин физиологического и социального характера, весьма существенной спецификой.

Безусловно, права женщин следует рассматривать в контексте прав человека, определяя необходимость выделения гендерной специфики.

Как известно, права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах ООН: во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.) и в двух Факультативных протоколах к последнему.

Декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь, свободу, личную безопасность, на достойный уровень жизни, необходимый для здоровья, равную оплату за равный труд, на образование, свободу от рабства, равную защиту судебных органов. Она представляет собой манифест, главным образом, морального значения. А пакты - это договоры, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств.

Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека, который представляет собой нечто большее, чем свод законов. Это система ценностей, которая предполагает действия для обеспечения уважения достоинства и реального признания ценности каждого человека.

В Международном билле о правах человека закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин. Права человека закреплены системой международных правовых норм, которые определяют отношения личности и государства, взаимоотношения между людьми. То, что права человека, распространяются на женщин, закреплялось прежде такой формулировкой: «каждый человек имеет право и свободу независимо от пола».

Равенство прав женщин стало одним из основополагающих принципов ООН. Еще в 1946г. Экономическим и Социальным Советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Права женщины - это неотъемлемые права человека, то есть права, которые женщина имеет в силу того, что она человек.

В 1952г. ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, в 1957г. - о гражданстве замужней женщины, а в 1979г - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.3

Почему же был необходим отдельный правовой документ о защите прав женщин?

Оказалось, что многие люди не в состоянии правильно воспринимать требование женщиной равенства в контексте прав человека. А умаление человеческого достоинства женщины способствовало её дискриминации и насилию по отношению к ней: изнасилованиям, экономической эксплуатации, ограничению женской свободы на религиозной и культурной почве, нежеланию правительственных органов заниматься проблемами, связанными с насилием в семье и т.п.

Дополнительные средства защиты прав человека женщин были сочтены необходимыми, поскольку тот факт, что они являются частью «человечества», оказался не достаточным для обеспечения женщинам защиты их прав.

В ноябре 1967г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комиссия по положению женщин запросила мнения государств-членов относительно формы и содержания возможного международного договора о правах человека женщин. Была создана рабочая группа по разработке такой конвенции. Работе способствовали итоги Всемирной конференции в рамках международного года женщин, которая состоялась в 1975г.

В преамбуле к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин поясняется, что, несмотря на принятие целого ряда договоров, женщины по-прежнему не имеют равных с мужчинами прав. Во всех странах по-прежнему сохраняется дискриминация в отношении женщин.

Упомянутая конвенция, которую часто называют Женской Конвенцией, была принята Генеральной Ассамблеей в 1979г. с целью усиления положений существовавших международных договоров, направленных на прекращение практики дискриминации в отношении женщин. В ней определяются конкретные области дискриминации, например, в сфере политических прав, брака и семьи, а также в сфере занятости. В этих и других областях Конвенция устанавливает конкретные цели и меры, которые надлежит принимать для содействия созданию гармоничного общества, в котором женщины пользуются такими же правами, что и мужчины, и, таким образом, в полной мере осуществляют гарантированные им права человека.

В целях борьбы против дискриминации по признаку пола, Конвенция предписывает государствам-участникам признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества в целом. В ней подчеркивается, что дискриминация мешает экономическому росту и повышению благосостояния. В ней также признаётся необходимость изменения сложившихся представлений посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Еще одна важная особенность Конвенции заключается в обязательном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства, а также важности принятия временных специальных мер для достижения этой цели.

Информация о работе Основы гендерной психологии