Основы гендерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий мужских и женских групп на социально психологическом уровне. Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

^ Условия формирования  тренинговой группы: группа должна быть разнородной по гендерному признаку; желательно, чтобы соотношение разнополых участников группы было приблизительно равным. Группа должна быть однородной по возрастному признаку. Возраст участников-подростков: от 14 до 17 лет. Количество участников группы – не более 20 человек. Если число участников группы будет больше 10-12 человек, необходимо наличие со-ведущего тренинговой группы (при возможности, со-ведущий должен иметь другой пол, чем у основного ведущего).

^ Режим работы: занятия  проводятся 1 раз в неделю в  среднем по 90 минут. Всего планируется  проведение 9 занятий общим объемом 14 часов. Предполагается выполнение  домашних заданий. Параллельно со  школьниками такой же курс  проходят их классные руководители.

^ Технико-методическое оснащение: стулья с подставкой для ведения  записей (по числу участников  занятия), рабочие тетради, ручки, цветные  карандаши (5 наборов для группы 20 человек), доска с демонстрационными  листами, маркеры для пометок  на демонстрационных листах, теннисный  мячик.

 

^ Демонстративно-иллюстративный  материал: набор популярных среди  подростков журналов или вырезок  журнальных, газетных статей, иллюстраций, образцы рекламной продукции.

^ Результаты тренинга: в  процессе активного социального  обучения ожидается изменение  асимметричных гендерных установок  среди подростков, повышение толерантности  по отношению к разнообразию  гендерных моделей взаимодействия.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. Вводное (90 минут).

Цель – подготовка участников группы к обсуждению гендерной сферы бытия личности.

Занятие проводится в три этапа. На первом этапе – знакомства – ведущий предлагает участникам представить себя в произвольной манере. А именно: назвать имя, которое участник предпочитает в качестве обращения к себе, и одно прилагательное, наиболее ёмко характеризующее личность участника с его/её точки зрения. После предъявления имени участнику необходимо немного рассказать о себе (всё, что он/она считает нужным для презентации своего публичного «Я»). Когда все участники представятся, ведущий берет теннисный мячик и предлагает психогимнастическую процедуру продолжения знакомства – игра «А никто из вас не знает, что я…». Содержание игры: участники вместе с ведущим произвольно перебрасывают друг другу мячик; при этом бросающий сопровождает свой бросок фразой «А никто из вас не знает, что я…», в которой открывает для участников какую-либо малоизвестную или неизвестную информацию о себе, о своих качествах, желаниях, мыслях и т.п., что, на его/ее взгляд может быть интересным для окружающих. Эта игра повышает сплоченность и способствует созданию в группе атмосферы доверия. Первый этап занятия длится 15-20 минут.

 

Проведение этапа знакомства даже среди хорошо знакомых между собой участников позволяет создать рабочий настрой и перейти ко второму этапу – представлению участниками своего гендерного образа.

Второй этап - презентация личного гендерного образа: участникам предлагается через небольшой рассказ представить себя группе уже в качестве мужчины или женщины, мальчика или девочки (в соответствии со своим полом): «Я как мальчик (мужчина)…» и «Я как девочка (женщина)…». Второй этап занятия длится 15-20 минут.

Третий этап - обсуждение личных презентаций - групповая дискуссия, в которой ведущий акцентирует внимание участников на том факте, что они преимущественно говорят о себе как мужчине или женщине, предъявляя свои социально-психологические, а не биологические характеристики. Причем, эти характеристики могут совпадать у разных по полу участников. Следовательно, участники осознают, что представления о мужественности и женственности складываются и реализуются только в рамках межличностного взаимодействия и имеют опосредованную, а не прямую связь с биологическими особенностями мужского и женского организма. Дискуссия длится 15-20 минут.

После дискуссии ведущий предлагает участникам объединиться в малые группы по 3-4 человека, каждому взять листы бумаги и карандаши и в течение 15 минут постараться изобразить идеального мужчину и идеальную женщину. После этого ведущий начинает групповое обсуждение рисунков, обращая внимание участников группы на влияние гендерных стереотипов на изображение и восприятие сделанных рисунков, а также – на связь устных и визуальных гендерных образов. Групповая дискуссия длится 15-20 минут.

По завершении занятия ведущий организует высказывания участников по кругу по поводу того, что они узнали на этом занятии и с какими чувствами покидают его. Завершение занятия – 5-10 минут.

 

 

^ Занятие 2 (100 минут).

Цель – выявление специфики личной гендерной социализации участников группы.

Начало занятия – разминка. Участники садятся по кругу, ведущий становится в центре круга и дает инструкцию: «Я буду называть какой-нибудь признак, и все, кто обладает этим признаком, должны встать и поменяться местами друг с другом. Понятно? Итак, внимание, все, у кого есть сестры, пожалуйста, поменяйтесь местами». Ведущий несколько раз называет в качестве общего признака агентов процесса гендерной социализации личности (сестры, братья, папы, мамы, бабушки, дедушки и т.п.) или институт социализации (например, кто посещал детский сад, спортивную школу, музыкальную школу и т.п.). Эта разминка подготовит участников к работе по основной теме занятия. Разминка длится 5-7 минут.

^ Основная часть.

Ведущий разбивает участников на малые группы и предлагает им в течение 15 минут вспомнить и обсудить между собой историю отношений мужчин и женщин в своей семье с акцентом на следующих темах:

как взаимодействовали между собой Ваши бабушки и дедушки? Какие у них были обязанности по дому, чем занимались вне дома?

как взаимодействовали между собой Ваши мама и папа? Какие у них обязанности по дому, чем занимаются вне дома?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий начинает групповую дискуссию, задачей которой является обнаружение значимых источников информации о моделях генедерных отношений и актуализация содержания транслируемой этими источниками информации. Основной акцент ведущий делает на выявлении гендерных стереотипов асимметричного и сексистского содержания и сопоставлении их с эгалитарными гендерными представлениями значимых агентов социализации. Сопоставление позволит ведущему актуализировать у участников представление о множественности гендерных моделей и повысить уровень осознания и критичности по отношению к традиционным стереотипам. Длительность дискуссии 30 минут.

После этой дискуссии ведущий предлагает участникам еще раз разбиться на малые группы (попросив в этот раз объединиться так, чтобы малые группы оказались составлены из участников, которые не собирались вместе в предыдущий раз). И предлагает в течение 15 минут обсудить между собой следующие темы:

какая информация о должном поведении мальчика/девочки поступала к Вам от родителей, учителей, сверстников?

каким информационным посланиям Вы сейчас следуете, что замечаете в своем поведении из этих посланий/ожиданий окружающих?

каким посланиям Вы сопротивляетесь, что делаете против посланий/ожиданий окружающих в отношении Вашего поведения?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий начинает общую дискуссию о впечатлениях участников, которые они получили в малых группах. Длительность дискуссии – 30 минут.

Завершение встречи – высказывания участников по кругу о своем состоянии после групповой работы – 5 минут.

^ Занятие 3 (80 минут).

Цель – выявить внутренние гендерные стереотипы участников и их проявление в межличностном взаимодействии.

Разминка (15 минут). Участники садятся по кругу, и ведущий дает им следующую инструкцию: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество вы больше всего цените в людях. После того, как вы выберете это качество, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, который бы нес информацию о нем. Остальные участники должны по вашему рассказу догадаться, о каком качестве идет речь». Затем ведущий предлагает нескольким участникам по желанию рассказать о выбранном качестве.

 

Основная часть (60 минут). Участники делятся на «двойки»: «родитель» и «ребенок». Каждой «двойке» предлагается разыграть проблемную ситуацию общения «родителя» и «ребенка», связанную с гендерно нетипичным поведением/желанием «ребенка» (например, «сын» решил стать воспитателем детского сада, «дочь» решила стать слесарем автосервиса/ спортсменом-гонщиком и т.п.). Каждый должен выступить в роли «родителя» и «ребенка». После каждой серии ролевого взаимодействия проводится групповая дискуссия, в которой ведущий делает акцент на чувствах и поведенческих реакциях, которые возникали у участников в той или иной роли. В ходе обсуждения чувств ведущий может задавать участникам вопрос о том, мешает ли несоответствие традиционным гендерным стереотипам человеку проявлять те значимые личностные качества, о которых шла речь в разминке.

Завершение работы: участники по кругу высказываются о своих чувствах, которые у них остаются по окончании тренинга – 15 минут.

^ Занятие 4 (90 минут).

Цель – осознание гендерной структуры повседневной практики общения и взаимодействия.

Участникам предлагается ролевая игра «Интервью с политиком». В качестве интервьюируемых политиков выбираются видные фигуры – мужчина и женщина. Группа делится на две части. В каждой части один человек выбирается в качестве протагониста политика (независимо от совпадения пола студента и изображаемого политика). Противоположная подгруппа готовит для него/нее список вопросов. По очереди подгруппы выступают в роли журналистов на пресс-конференции политика из противоположной подгруппы.

Задачи игры: отследить, как будут задаваться вопросы; на что они будут направлены, что будет интересовать в первую, во вторую и т.д. очередь; какие вопросы чаще задаются мужчине, а какие – женщине-политику.

По окончании игры проводится групповое обсуждение увиденного с позиций критического восприятия гендерной асимметрии в организации интервью с мужчиной-политиком и с женщиной-политиком. Особое внимание необходимо уделить чувствам, возникавшим у участников, исполнявших роль интервьюируемого политика.

В завершение встречи участники по кругу высказываются о своих впечатлениях – 5-7 минут.

^ Занятие 5 (90 минут).

Цель – исследование ограничений, налагаемых на личность традиционными асимметричными гендерными стереотипами.

Ведущий предлагает участникам за 10 минут написать небольшое эссе (1-1,5 страницы) на тему «Если бы я на один день стал/а женщиной/ мужчиной». После выполнения задания проводится групповое обсуждение написанных эссе – 30 минут.

Затем участникам предлагается составить список свойств характера, которые мешают или помогают им достигать личных целей – 10 минут. После этого проводится групповая дискуссия, в которой акцент делается на обнаружении того, насколько выделенные качества личности соотносятся с гендерными стереотипами маскулинности/фемининности – 30 минут.

По завершении занятия участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

^ Занятие 6 (95 минут).

Цель – исследование гендерной дискриминации в профессиональных отношениях.

Разминка – участники стоят по кругу. Ведущий дает инструкцию: «^ Представим, что все мы – атомы. Атомы выглядят так [тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам]. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем двигаться по комнате, и время от времени я буду говорить какое-либо число, например, 4. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по четыре атома в каждой. Молекулы выглядят так [тренер показывает вместе с двумя участниками группы: они стоят лицом друг у другу, касаясь друг друга предплечьями]». Замечание: во время выполнения разминки тренер участвует в ней вместе с другими членами группы и не называет таких чисел, когда один участник мог бы остаться один, вне молекулы. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех участников. По завершении упражнения все занимают свои места, и ведущий задает вопрос: «Можем ли мы приступать к работе?». 10 минут.

Участники разбиваются на малые группы, которым предлагается подумать над тем, где, в чем и в каких формах в нашем обществе встречается дискриминация мужчин (женщин), чем вызваны эти дискриминационные отношения в профессиональной сфере? – 15 минут.

Затем участники возвращаются в общий круг, и ведущий начинает обсуждение впечатлений и мыслей, которые возникли у них при работе в малых группах – 30 минут.

В продолжение дискуссии ведущий предлагает участникам обсудить следующий вопрос: чем можно помочь человеку в ситуации гендерной дискриминации? – 30 минут.

По завершении занятия участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

^ Занятие 7 (95 минут).

Цель – распознавание и преодоление элементов сексизма в социальных практиках.

Разминка – ведущий предлагает участникам по кругу поделиться своим эмоциональным состоянием вербальным или невербальным способом – 5 минут.

Затем ведущий разбивает участников на малые группы и раздает им заранее подготовленные печатные материалы – вырезки из газет и журналов (статьи, иллюстрации, рекламные страницы и т.п.), дает определение сексизма и предлагает проанализировать эти материалы с точки зрения наличия или отсутствия в них сексизма: что на их взгляд является признаком сексизма и можно ли передать смысл предложенной статьи без сексизма – 15 минут.

Затем проводится групповое обсуждение результатов работы в малой группе – 30 минут.

По окончании групповой дискуссии ведущий вновь разбивает участников на малые группы, раздает им листы бумаги и цветные карандаши и предлагает в течение 20 минут разработать макет молодежного журнала, в котором не было бы признаков сексизма.

Затем проводится групповое обсуждение результатов работы в малой группе – 20 минут.

На следующее занятие участникам дается задание самостоятельно выбрать какое-нибудь средство массовой информации (газету, журнал, теле- или радиопрограмму), определить выборку исследования (определенное число выпусков СМИ) и материал для исследования (статьи, реклама, фильмы, новости, музыкальные передачи, ток-шоу и т.п.)

Вопросы для структурирования и представления результатов исследования:

каким источником вы пользовались (тип носителя информации)?

что смотрели?

как собирали данные (время, частота)?

что наблюдали (какую программу/газету и т.п., сколько выпусков/номеров и т.п.)?

какие темы, относящиеся к гендерной проблематике, вы обнаружили?

Участникам также предлагается выполнить второе домашнее задание: оценить атмосферу гендерной толерантности и равноправия на занятиях с помощью метода структурированного наблюдения по опроснику Мерсели Дженкинс:

 

Говорите ли Вы и Ваши собеседники на гендерно нейтральном языке, используете ли Вы и Ваши собеседники при разговоре обращения обоего рода?

Информация о работе Основы гендерной психологии