Основы гендерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий мужских и женских групп на социально психологическом уровне. Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 73.56 Кб (Скачать файл)

Одинаковым ли образом относится содержание преподаваемых вам предметов, речи преподавателей на уроках к мужчинам и женщинам?

Показывается ли в равной степени профессиональная деятельность, достижения, проблемы и опыт женщин и мужчин в читаемых вами учебниках? Обращаете ли Вы внимание на возможные проблемы такого рода в текстах?

Есть ли в читаемых вами учебных текстах гендерные стереотипы?

Отражают ли читаемые Вами учебники и прослушиваемые предметы ценности, свободные от предубеждений по признаку пола?

В завершение работы участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

^ Занятие 8 (90 минут).

Продолжение занятия 7.

Цель – провести деконструкцию гендерных стереотипов.

Обсуждение в группе результатов выполнения домашнего задания.

В завершение работы ведущий предлагает участникам вспомнить гендерно окрашенные пословицы, поговорки и анекдоты, а затем изменить гендер лиц, о которых они сложены.

^ Занятие 9 (100 минут).

Цель – определить влияние сексистских установок на восприятие гендерных образов партнеров по общению.

Разминка: участники садятся по кругу, ведущий берет лист бумаги и карандаш и предлагает всем нарисовать общую картину человека. Инструкция: «Давайте нарисуем картину. Я возьму бумагу и нарисую какую-нибудь деталь будущего человека, потом передам этот лист следующему участнику, которая дополнит эту деталь своей и так далее, пока каждый не внесет в рисунок свой элемент». По окончании разминки ведущий задает группе вопрос: «Как вы себя чувствуете, может быть, возникли чувства, которыми хотелось поделиться с другими?» - 10 минут.

После разминки ведущий разбивает участников на малые группы и предлагает в течение 20 минут обсудить следующие вопросы (вопросы целесообразно раздать за день до начала занятия в качестве домашнего задания):

Что для вас значит быть мужчиной (женщиной)?

С чем, с какими характеристиками связано ваше восприятие себя в качестве мужчины (женщины)?

Как вы думаете, насколько вы толерантны к лицам, чей гендерный облик не совпадает с вашими представлениями?

Как вы думаете, какими личностными особенностями отличаются люди с нетипичным, на ваш взгляд, гендерным обликом?

Представьте себе, что вы стали инвалидом с физическим недостатком, как бы изменился ваш образ маскулинности/фемининности? Как бы вы себя ощущали? Что бы изменилось в вашей жизни? Что не изменилось?

Сталкивались ли вы когда-либо с инвалидами или людьми с физическими недостатками? Какие вы испытывали чувства от этой встречи?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий просит всех высказать свои мысли и впечатления от обсуждения вопросов в малых группах – 30 минут.

После групповой дискуссии ведущий предлагает участникам в течение 15 минут написать небольшое (1-1,5 стр.) эссе «Если бы я на один день стал женщиной (стала мужчиной)». Затем ведущий предлагает обсудить впечатления участников, которые возникли у них в ходе этой работы – 20 минут.

В завершение работы участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.

 

 

Задание №5 Психодиагностическое исследование выраженности маскулинности - фемининности.

Исследование проводилось в клубе «Центр внешкольной работы». В исследовании приняло участие 12 человек, из которых 6 женщин и 6 мужчин в возрасте 23-27 лет.

Шкала «маскулинность-фемининность» (FPI).

Данный тест взят из Фрайбургского личностного опросника (FPI). Создан для определения маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности).

Ответы мужчин (баллы)

Ответы женщин (баллы)


 

 

Высокие оценки по шкале "маскулинность-фемининность" свидетельствуют о смелости, предприимчивости, стремлении к самоутверждению, склонности к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования. Высокие баллы по шкале «маскулинность» относятся к мужчинам.

Интересы таких людей узки и практичны, суждения - трезвы и реалистичны, в поведении им недостает оригинальности и своеобразия. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций, пренебрегают оттенками и полутонами. Плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, снисходительно относятся к своим слабостям, не склонны к рефлексии и самоанализу, любят чувственные удовольствия, верят в силу, а не в искусство.

Лица с низкими оценками по шкале чувствительны, склонны к волнениям, мягки, уступчивы, скромны в поведении, но не в самооценке, что относится к женщинам по шкале «фемининность». У них широкие разнообразные, слабо дифференцированные интересы, развитое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Они проявляют заинтересованность в философских, морально-этических и мировоззренческих проблемах и временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике. Эта погруженность в личные проблемы и переживания не является ни невротической, ни инфантильной. У них повышен интерес к людям и к нюансам межличностных отношений, им доступно понимание движущих сил человеческого поведения. В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они избегают соперничества, легко уступают,  принимают помощь и поддержку. Они способны точно чувствовать других людей, умеют эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других людей своими проблемами, мягко, без нажима, склонить их на свою сторону.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

Существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Новикова Э. Международная  защита прав женщин: история и  современность // Преображение. М., № 3. 1995.

2. Права человека: изложение  фактов: № 22. Дискриминация в отношении  женщин: конвенция и комитет /ООН. Женева, 1995.

3. Права человека: изложение  фактов: № 23. Опасная традиционная  практика, пагубно отражающаяся  на здоровье женщин и детей /ООН, Женева 1995.

4. Феминистская теория и практика: Восток - Запад. Конференция 09.06 - 12.06.95.С.-Петербург, 1996.

5. Мертус Джулия. Права женщин - права человека: Пособие для учебных занятий. М.: Глас, 1996.

6. Основные сведения об организации Объединенных Наций. М.: Юридическая литература, 1995.

7. Репродуктивные права граждан в России: реальность и ожидания. Материалы межрегионального семинара 23-25 сентября 1995г. М.,1995.

8. Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 года.

9. Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

10. Конвенция о политических правах женщин. 20 декабря 1952 года.

11. Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве, подписанную в Женеве 25 сентября 1926 года от 23 октября 1953 года.

12. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему. 16 декабря 1966 года.

13. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. 7 ноября 1967 года.

14. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 18 декабря 1979 года.

15. Жеребкина И. А. Феминистская теория 90-х // Введение в гендерные исследования. 2005. N 2. С. 43-50.

 

 

 


Информация о работе Основы гендерной психологии