Основы космической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.
Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:
непрерывность деятельности;
обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;
дефицит или лимит времени;

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Основы космической психологии
2. Зарождение и развитие космической психологии
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

,Российская психология в 20 веке.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Основы космической психологии

    2. Зарождение и развитие космической психологии

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

   

Введение

 

Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической  деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических  полетов, непосредственно связана  с авиационной психологией и  врачебно-летной экспертизой.

Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:

непрерывность деятельности;

обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;

дефицит или лимит времени;

опосредованный характер восприятия и переработку информации техническими системами;

влияние постуральных (изменения положения  площади опоры при эволюциях  корабля, давлении площади опоры  при перегрузках, трансформации  и «отсутствии» площади опоры  при невесомости) и пространственных (высоты, ограниченности и замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема, неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов;

влияние новизны как стрессора.

В целях профессионального отбора космическая психология использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.

Космическая психология как ответвление  общей психологии (теоретической  и экспериментальной), и авиационной  психологии в частности, начала формироваться  на базе достижений философии, социологии, педагогики, физиологии, медицины, которые в большей или меньшей мере касались самой сути функционирования психики человека в процессе его трудовой деятельности.

Стержневой основой («стволом») ее развития является практика авиационной  медицины, авиационной и социальной психологии, психофизиологии летного труда.

Было бы преждевременным относить космическую психологию к самостоятельной  отрасли знаний — это лишь чисто  условное понятие, в большей мере отражающее психологическую направленность исследований в качественно новых условиях обитания человека.

Тем не менее процесс развития этой отрасли знаний, особенно в период активного освоения человеком космического пространства, стал обособляться в  ряде научных дисциплин и направлений. Так, при медицинском отборе кандидатов в космонавты потребовалось определить их личностные и интеллектуальные качества, оценить уровень мотивации, устойчивость внимания, оперативную память и пространственное мышление к действию факторов космического полета и стрессовых ситуаций.

При разработке систем индикации и  управления космическим кораблем потребовалось  исследовать психологические возможности  восприятия «полетной» информации, ее переработки и принятия решения  на реализацию управляющих воздействий.

При построении режимов труда и отдыха в космическом полете важно было углубить знания в области перестройки суточной динамики некоторых психических функций, изучить и разработать пути и способы укрепления психических процессов и состояний космонавта.

Решение перечисленных и многих других вопросов стало возможным благодаря благотворному влиянию авиационной медицины и психологии, которые еще до начала освоения человеком космического пространства получили широкое развитие.

Основная часть

  • 1 Основы космической психологии

  •  

     1.1 Развитие истории авиационной медицины и психологии

    У истоков  развития отечественной  авиационной психологии стояли известные  в авиационной медицине специалисты, определившие и сам предмет исследования (психика человека), и объект исследования (деятельность индивида и коллектива), и субъект исследования (летный и инженерно-технический состав), и наконец, направления исследований (влияние факторов полета на психическое состояние, изучение психических закономерностей взаимодействия летчика в процессе управления самолетом, формирование профессиональной пригодности, психологическая адаптация к условиям деятельности, анализ аварийности) [1, 17].

    С.Е. Мниц — первый отечественный  авиационный врач, организатор первой психофизиологической лаборатории  по изучению индивидуальных качеств летчика — показал значимость психологических (психотехнических) методов исследования в решении проблем отбора и обучения летного состава, в изучении индивидуальных качеств и авиационной аварийности, условий жизни и работы летчика.

    А.П. Нечаев — доктор наук, психолог, профессор — занимался исследованием памяти, внимания и скорости реакций курсантов летных школ. Он. первым в нашей стране начал применять тестовые испытания в авиации», считал, что «коэффициент авиаспособности» можно вычислить с помощью учета таких качеств, как адаптация внимания, объем внимания, эмоциональность, внушаемость, разница в прямом и обратном счете, скорость писания чисел, средняя скорость работы в спокойном состоянии и при воздействии побочных раздражителей.

    Н.М. Добротворский — первый советский врач-летчик, психофизиолог, автор первого советского руководства, которое вышло под названием «Летный труд» [9] — занимался вопросами профессиографического описания деятельности летчика, отбора и обучения, устройства и оборудования рабочих мест. Он шел по пути экспериментальной психологии, стремился примирить психотехническое направление с павловским учением о высшей нервной деятельности. Однако резкая критика психотехнических методов исследования, носящая, как тогда было принято трактовать, классовый характер, не позволила ему достичь нужной цели, и он ушел в область изучения гигиенических вопросов.

    К началу первого полета человека в космос авиационная психология уже располагала определенным научным  базисом, который обеспечил становление и развитие космической психологии.

    С.Г. Геллерштейном, доктором биологических  наук, профессором, признанным специалистом в области психологии и психофизиологии  труда человека, был дан глубокий психологический анализ деятельности летчика [3], раскрыты отдельные составляющие проблемы психологии в применении к авиации: чувство времени, скорость двигательных реакций [3]. Им в соавторстве с другими исследователями (Д.С. Озерецковский, К.А. Терешкович) изучены вопросы влияния недостатка кислорода на высшую нервную деятельность, объективно установлено замедление интеллектуальных процессов на высоте: затруднение в понимании прочитанного текста, изменение сознания.

    Исследованиями К.К. Платонова, доктора  медицинских и доктора психологических  наук, профессора, человека, с именем которого связана почти вся история отечественной психологии советского периода, автора известной и популярной среди авиаторов книги «Человек в полете» [15], были определены основные формы психической напряженности в полете [16], широко и глубоко изучены функциональная структура личности, летные способности, решены общеметодические проблемы психологии. Им же в соавторстве с Л. Шварцем изданы «Очерки психологии для летчиков» [10].

    Работами зарубежных и отечественных  психологов (Д. Камю, А. Джемелли, В. Мак-Дугалл, С.Е. Минц, С.Г. Геллерштейн, Ю.А. Васильев, Я.Ф. Самтер и др.) был дан определенный импульс для разработки методов и обоснования системы психологического отбора в авиацию.

    По данным аналитического обзора, подготовленного М.М. Решетниковым (1987), наиболее часто в этих целях применялись различные психотехнические тесты — краткое стандартизированное психологическое испытание, предназначенное для установления в сравнительных величинах индивидуальных различий.

    В развитых капиталистических странах существующая система психологического отбора сложилась в 40—50-е гг. У нас в стране — в 50—60-е гг., причем в ее разработку большой вклад внес Б.Л. Покровский, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, соавтор медицинского пособия по психологическому отбору курсантов в летные училища ВВС [11] и автор книги «Летчику о психологии» [12, 13].

    Важное значение имели работы, касающиеся социометрических исследований, связи  межличностных отношений с групповой  эффективностью деятельности. И хотя эти работы носили чисто описательный характер (по крайней мере в период 20—40-х гг.), но в конечном счете они способствовали поиску рациональных путей и способов комплектования экипажей самолетов дальнего действия (космических кораблей) по принципу психологической совместимости.

    Позитивными были исследования процесса информационного взаимодействия летчика  с приборами и сигнализаторами  в кабине самолета. Они проводились  Ю.А. Петровым, М.Н. Юровицким, В.Ф. Новодворским под руководством К.К. Платонова  в начале 50-х гг. в интересах изыскания рациональных вариантов шкал и размещения приборов на приборной доске. Результаты этих и других работ способствовали развитию инженерной психологии, авиационной эргономики, экологической психологии, которые своими методическими приемами взаимообразно переплелись с физиологическими, психофизиологическими и гигиеническими методами исследований и весьма плодотворно повлияли на формирование ряда новых концепций: «согласование авиационной техники с психофизиологическими возможностями летчика», «активного оператора», «образа полета», «психологического моделирования», «летных способностей», «алгоритмического анализа деятельности», «профессионально-психологической реабилитации», «гигиенического нормирования экстремальных факторов среды обитания». Авторами этих концепций являлись видные ученые второй половины XX в. Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Э.В. Лапаев, В.А. Бодров, Л.П. Гримак, Г.М. Зараковский, Ю.В. Крылов.

    Таким образом, к начальному этапу  подготовки человека к полету в космос авиационная психология в комплексе с авиационной физиологией и гигиеной создала прочную научно-методическую базу для становления и развития космической психологии.

     

    1.2 Решение вопроса психологического  отбора космонавтов

     

    Одной из важнейших проблем космической медицины в преддверии первого полета человека на космическом корабле была проблема психологического отбора. Впервые она решалась в клинико-психологической лаборатории Научно-исследовательского авиационного госпиталя под руководством Ф.Д. Горбова.

    Психологическое обследование кандидатов в космонавты осуществлялось в трех самостоятельных направлениях [4].

    В первую очередь необходимо было исключить скрытые, необнаруженные до поступления в стационар болезненные  отклонения со стороны нервно-психической сферы и крайне нежелательные характерологические черты (типа, например, психопатических).

    Ставилась также задача определения  функциональных возможностей человека, особенно со стороны нервно-психического статуса, в отношении устойчивости организма к действию некоторых специфических факторов космического полета.

    Второе направление психологического обследования включало:

    исследование устойчивости заданной деятельности к воздействию экстрараздражителей (сильных и внезапно предъявляемых, не носящих характера сигнально-информационных);

    исследование устойчивости заданной деятельности к воздействию комплексного раздражителя, содержащего помехи;

    исследование устойчивости заданной деятельности к перемене способов подачи нужных для работы информационных сигналов;

    исследование устойчивости заданной деятельности к воздействию фактора  «дефицита времени».

    Третье направление психологического обследования проводилось в целях  определения степени переносимости  воздействия некоторых проб-нагрузок, сопровождающихся значительным эмоциональным напряжением и возникновением явлений физиологического дискомфорта, в частности, после воздействия больших величин радиальных ускорений на центрифуге, пребывания на «высоте» 15000 м с дыханием под повышенным давлением кислорода. При этом исследовалась устойчивость заданной деятельности к воздействию комплексного раздражителя, содержащего помехи, и устойчивость заданной деятельности к перемене способов подачи нужных для работы информационных сигналов.

     

    1.3 Подготовка к условиям длительной изоляции

     

    Одним из новых, весьма мало изученных  вопросов, вставших перед космической  медициной при планировании космических  полетов человека, явился вопрос о  влиянии на космонавта длительного  пребывания в условиях изоляции и  одиночества.

    В физиологии, психологии и клинической медицине имелись некоторые данные о влиянии социальной изоляции на развитие психических функций ребенка, об изменении психики в условиях географической изоляции, одиночного заключения, поражения органов чувств. Однако эти данные были мало обобщены и не имели практического применения.

    Систематическое изучение влияния  сенсорной недостаточности в  интересах авиации и космонавтики началось в середине 50-х гг. Можно  выделить две основные группы этих исследований.

    1-я группа — опыты со строгой изоляцией, в которых с помощью специальных приспособлений искусственно исключалась возможность адекватных зрительных, слуховых и осязательных восприятий. В разные сроки появились нарушения поведения человека. Испытуемые теряли способность к продуктивному мышлению; временами наступали «чистые периоды», когда испытуемые вообще не могли думать, отклонения в простых пробах на работоспособность (типа арифметических задач). В ряде случаев развивались галлюцинации.

    2-я группа — опыты, в которых  сохранялась возможность для адекватных восприятий окружающего в пределах камеры. Здесь изменения со стороны нервно-психической сферы не носили психопатологического характера; не было зарегистрировано зрительных и слуховых галлюцинаций, резкого снижения умственной работоспособности и существенных отклонений в поведении. Отмечались лишь раздражительность, ухудшение настроения, некоторая эмоциональная напряженность, иногда бессонница и снижение работоспособности.

    Информация о работе Основы космической психологии