Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 10:09, курсовая работа
Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.
Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:
непрерывность деятельности;
обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;
дефицит или лимит времени;
Введение
Основная часть
1. Основы космической психологии
2. Зарождение и развитие космической психологии
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Основы космической психологии
2. Зарождение и развитие космической психологии
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.
Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:
непрерывность деятельности;
обязательную
дефицит или лимит времени;
опосредованный характер восприятия и переработку информации техническими системами;
влияние постуральных (изменения положения площади опоры при эволюциях корабля, давлении площади опоры при перегрузках, трансформации и «отсутствии» площади опоры при невесомости) и пространственных (высоты, ограниченности и замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема, неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов;
влияние новизны как стрессора.
В целях профессионального отбора космическая психология использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.
Космическая психология как ответвление общей психологии (теоретической и экспериментальной), и авиационной психологии в частности, начала формироваться на базе достижений философии, социологии, педагогики, физиологии, медицины, которые в большей или меньшей мере касались самой сути функционирования психики человека в процессе его трудовой деятельности.
Стержневой основой («стволом») ее развития является практика авиационной медицины, авиационной и социальной психологии, психофизиологии летного труда.
Было бы преждевременным относить космическую психологию к самостоятельной отрасли знаний — это лишь чисто условное понятие, в большей мере отражающее психологическую направленность исследований в качественно новых условиях обитания человека.
Тем не менее процесс развития этой
отрасли знаний, особенно в период
активного освоения человеком космического
пространства, стал обособляться в
ряде научных дисциплин и
При разработке систем индикации и
управления космическим кораблем потребовалось
исследовать психологические
При построении режимов труда и отдыха в космическом полете важно было углубить знания в области перестройки суточной динамики некоторых психических функций, изучить и разработать пути и способы укрепления психических процессов и состояний космонавта.
Решение перечисленных и многих других вопросов стало возможным благодаря благотворному влиянию авиационной медицины и психологии, которые еще до начала освоения человеком космического пространства получили широкое развитие.
1.1 Развитие истории авиационной медицины и психологии
У истоков развития отечественной авиационной психологии стояли известные в авиационной медицине специалисты, определившие и сам предмет исследования (психика человека), и объект исследования (деятельность индивида и коллектива), и субъект исследования (летный и инженерно-технический состав), и наконец, направления исследований (влияние факторов полета на психическое состояние, изучение психических закономерностей взаимодействия летчика в процессе управления самолетом, формирование профессиональной пригодности, психологическая адаптация к условиям деятельности, анализ аварийности) [1, 17].
С.Е. Мниц — первый отечественный авиационный врач, организатор первой психофизиологической лаборатории по изучению индивидуальных качеств летчика — показал значимость психологических (психотехнических) методов исследования в решении проблем отбора и обучения летного состава, в изучении индивидуальных качеств и авиационной аварийности, условий жизни и работы летчика.
А.П. Нечаев — доктор наук, психолог, профессор — занимался исследованием памяти, внимания и скорости реакций курсантов летных школ. Он. первым в нашей стране начал применять тестовые испытания в авиации», считал, что «коэффициент авиаспособности» можно вычислить с помощью учета таких качеств, как адаптация внимания, объем внимания, эмоциональность, внушаемость, разница в прямом и обратном счете, скорость писания чисел, средняя скорость работы в спокойном состоянии и при воздействии побочных раздражителей.
Н.М. Добротворский — первый советский врач-летчик, психофизиолог, автор первого советского руководства, которое вышло под названием «Летный труд» [9] — занимался вопросами профессиографического описания деятельности летчика, отбора и обучения, устройства и оборудования рабочих мест. Он шел по пути экспериментальной психологии, стремился примирить психотехническое направление с павловским учением о высшей нервной деятельности. Однако резкая критика психотехнических методов исследования, носящая, как тогда было принято трактовать, классовый характер, не позволила ему достичь нужной цели, и он ушел в область изучения гигиенических вопросов.
К началу первого полета человека в космос авиационная психология уже располагала определенным научным базисом, который обеспечил становление и развитие космической психологии.
С.Г. Геллерштейном, доктором биологических наук, профессором, признанным специалистом в области психологии и психофизиологии труда человека, был дан глубокий психологический анализ деятельности летчика [3], раскрыты отдельные составляющие проблемы психологии в применении к авиации: чувство времени, скорость двигательных реакций [3]. Им в соавторстве с другими исследователями (Д.С. Озерецковский, К.А. Терешкович) изучены вопросы влияния недостатка кислорода на высшую нервную деятельность, объективно установлено замедление интеллектуальных процессов на высоте: затруднение в понимании прочитанного текста, изменение сознания.
Исследованиями К.К. Платонова, доктора
медицинских и доктора
Работами зарубежных и отечественных психологов (Д. Камю, А. Джемелли, В. Мак-Дугалл, С.Е. Минц, С.Г. Геллерштейн, Ю.А. Васильев, Я.Ф. Самтер и др.) был дан определенный импульс для разработки методов и обоснования системы психологического отбора в авиацию.
По данным аналитического обзора, подготовленного М.М. Решетниковым (1987), наиболее часто в этих целях применялись различные психотехнические тесты — краткое стандартизированное психологическое испытание, предназначенное для установления в сравнительных величинах индивидуальных различий.
В развитых капиталистических странах существующая система психологического отбора сложилась в 40—50-е гг. У нас в стране — в 50—60-е гг., причем в ее разработку большой вклад внес Б.Л. Покровский, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, соавтор медицинского пособия по психологическому отбору курсантов в летные училища ВВС [11] и автор книги «Летчику о психологии» [12, 13].
Важное значение имели работы, касающиеся
социометрических исследований, связи
межличностных отношений с
Позитивными были исследования процесса
информационного взаимодействия летчика
с приборами и сигнализаторами
в кабине самолета. Они проводились
Ю.А. Петровым, М.Н. Юровицким, В.Ф. Новодворским
под руководством К.К. Платонова
в начале 50-х гг. в интересах изыскания
рациональных вариантов шкал и размещения
приборов на приборной доске. Результаты
этих и других работ способствовали развитию
инженерной психологии, авиационной эргономики,
экологической психологии, которые своими
методическими приемами взаимообразно
переплелись с физиологическими, психофизиологическими
и гигиеническими методами исследований
и весьма плодотворно повлияли на формирование
ряда новых концепций: «согласование авиационной
техники с психофизиологическими возможностями
летчика», «активного оператора», «образа
полета», «психологического моделирования»,
«летных способностей», «алгоритмического
анализа деятельности», «профессионально-
Таким образом, к начальному этапу подготовки человека к полету в космос авиационная психология в комплексе с авиационной физиологией и гигиеной создала прочную научно-методическую базу для становления и развития космической психологии.
1.2 Решение вопроса
Одной из важнейших проблем космической медицины в преддверии первого полета человека на космическом корабле была проблема психологического отбора. Впервые она решалась в клинико-психологической лаборатории Научно-исследовательского авиационного госпиталя под руководством Ф.Д. Горбова.
Психологическое обследование кандидатов в космонавты осуществлялось в трех самостоятельных направлениях [4].
В первую очередь необходимо было
исключить скрытые, необнаруженные
до поступления в стационар
Ставилась также задача определения функциональных возможностей человека, особенно со стороны нервно-психического статуса, в отношении устойчивости организма к действию некоторых специфических факторов космического полета.
Второе направление
исследование устойчивости заданной
деятельности к воздействию
исследование устойчивости заданной деятельности к воздействию комплексного раздражителя, содержащего помехи;
исследование устойчивости заданной деятельности к перемене способов подачи нужных для работы информационных сигналов;
исследование устойчивости заданной деятельности к воздействию фактора «дефицита времени».
Третье направление
1.3 Подготовка к условиям
Одним из новых, весьма мало изученных вопросов, вставших перед космической медициной при планировании космических полетов человека, явился вопрос о влиянии на космонавта длительного пребывания в условиях изоляции и одиночества.
В физиологии, психологии и клинической медицине имелись некоторые данные о влиянии социальной изоляции на развитие психических функций ребенка, об изменении психики в условиях географической изоляции, одиночного заключения, поражения органов чувств. Однако эти данные были мало обобщены и не имели практического применения.
Систематическое изучение влияния
сенсорной недостаточности в
интересах авиации и
1-я группа — опыты со строгой изоляцией, в которых с помощью специальных приспособлений искусственно исключалась возможность адекватных зрительных, слуховых и осязательных восприятий. В разные сроки появились нарушения поведения человека. Испытуемые теряли способность к продуктивному мышлению; временами наступали «чистые периоды», когда испытуемые вообще не могли думать, отклонения в простых пробах на работоспособность (типа арифметических задач). В ряде случаев развивались галлюцинации.
2-я группа — опыты, в которых сохранялась возможность для адекватных восприятий окружающего в пределах камеры. Здесь изменения со стороны нервно-психической сферы не носили психопатологического характера; не было зарегистрировано зрительных и слуховых галлюцинаций, резкого снижения умственной работоспособности и существенных отклонений в поведении. Отмечались лишь раздражительность, ухудшение настроения, некоторая эмоциональная напряженность, иногда бессонница и снижение работоспособности.