Основы космической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.
Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:
непрерывность деятельности;
обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;
дефицит или лимит времени;

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Основы космической психологии
2. Зарождение и развитие космической психологии
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

,Российская психология в 20 веке.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая эти исследования, большинство  авторов отмечали, что условия длительного пребывания в изоляции оказывают существенное влияние на нервно-психическую сферу человека, указывали на трудность организации таких экспериментов и сложность анализа.

Задача организовать практическую подготовку космонавтов к полету в космическое пространство была поставлена в июле 1959 г., а уже в августе была разработана общая схема подготовки, методы тренировки и исследования, стенды или ТЗ на них и т. п. В комплексе специальных тренировок и испытаний было включено длительное пребывание в замкнутом изолированном пространстве ограниченного объема.

Принципиальная схема сурдокамерных  испытаний была предложена Ф.Д. Горбовым. В ней был воплощен принцип  воспроизведения профессиональной ситуации в моделирующем психологическом  эксперименте, позволяющий имитировать основные этапы длительной операторской работы в экологически замкнутой системе, не привязываясь к конкретным техническим конструкциям и связанным с ними операциям управления. Эти особенности выгодно отличали сурдокамерный эксперимент от основных зарубежных типов ситуации экспериментальной сенсорной депривации. Создавалась возможность точного учета деятельности испытуемого, и вместе с тем обеспечивалась относительная независимость ее результатов от профессиональной подготовки испытуемого. В.И. Мясниковым была разработана схема полиэффекторной объективизации экспериментально-психологической деятельности, позволившая изучать наиболее общие закономерности изменения нервно-психической сферы.

Исследования первого отряда космонавтов  проводились в специально оборудованной камере с непрерывным пребыванием каждого в замкнутом пространстве в течение 10—15 суток. Камера была оснащена всеми средствами жизнеобеспечения, а также специальной аппаратурой и приборами, входящими в систему предъявления раздражителей и сбора поступающей из камеры информации о состоянии нервно-психической сферы испытуемых.

Основное условие эксперимента — длительная изоляция от внешней  среды в психофизиологическом отношении  — обеспечивалось:

одиночеством обследуемого, замкнутым  состоянием камеры в течение всего эксперимента;

практически полной изоляцией от внешних  источников света, звуковых воздействий  и других раздражителей;

отсутствием двусторонней речевой  связи (кроме аварийных ситуаций);

резким ограничением по программе  и времени возможности передачи информации (сообщений) из камеры к экспериментатору (4 раза в сутки без подтверждения о получении сообщения).

Деятельность космонавтов во время  исследования строго регламентировалась распорядком дня. Она включала самообслуживание (приготовление пищи, поддержание личной гигиены и пр., выполнение экспериментально-психологических заданий, регистрацию и оценку показаний приборов и агрегатов, подготовку и запись физиологических функций, передачу отчетных сообщений). Общая продолжительность сна равнялась 9 часам.

Оценка функционального состояния  нервно-психической сферы космонавтов  производилась комплексно:

по данным наблюдения (с помощью  телевидения и визуально) за поведением и эмоциональными реакциями и  магнитофонных записей звуков, которые раздавались в камере;

по результатам определения  скорости ответной двигательной реакции;

на основании выполнения заданной деятельности при воздействии экстрараздражителей  внезапного и сильного действия (резкий звук, световые вспышки) и при действии помех, близких к полезным сигналам;

по динамике исследования пробы  на время (отсчет в уме 20 с.);

по проявлениям вегетативных реакций (учитывались частота пульса, частота  дыхания, температура тела, ЭКГ, ЭМГ, ЭЭГ, КГР).

Полиэффекторная регистрация психологических и физиологических показателей при проведении экспериментально-психологических исследований в сурдокамере позволила не только достаточно глубоко изучить устойчивость нервно-психической сферы космонавтов в условиях изоляции, но и провести дифференцированную индивидуальную оценку каждого. Это в значительной степени помогло сделать выбор сначала двух наиболее подготовленных (Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов), а затем выбор Ю.А. Гагарина. По заключению специалистов, преимущество Ю.А. Гагарина перед остальными пятью первыми кандидатами в космонавты определялось сочетанием высокой эмоциональной устойчивости, адекватной и целеустремленной реакцией на новизну, способностью к отдыху и расслаблению в условиях вынужденного ожидания, хорошей характеристикой сна, склонностью к добродушному юмору.

В 1960—1961 гг. было проведено 18 экспериментов. Период пребывания в сурдокамере  космонавтов П.И. Беляева, В.Ф. Быковского, Б.В. Волынова, Ю.А. Гагарина, В.В. Горбатко, В.М. Комарова, А.Г. Николаева, П.Р. Поповича, Е.В. Хрунова составлял 10 суток, А.А. Леонова — 13 суток, Г.С. Титова и Г.С. Шонина — 15 суток.

Наряду с естественными индивидуальными  отличиями в поведении у всех указанных кандидатов в космонавты был выявлен высокий уровень  устойчивости к воздействию длительной изоляции, сохранение хорошей работоспособности, помехоустойчивости, способности к быстрой и четкой ответной реакции в течение всего эксперимента.

В 1962 г. аналогичное обследование с  периодом пребывания в сурдокамере  в течение 7 суток прошли 4 женщины, в том числе В.В. Терешкова. Результаты эксперимента показали высокий уровень нервно-психической устойчивости В.В. Терешковой к длительному одиночному пребыванию в условиях изоляции. По заключению исследователей, ее поведение в сурдокамере было спокойным и непринужденным. Строго и точно выполняла она все требования распорядка дня, педантично относилась к физической зарядке. Ночной сон в течение всего периода изоляции был спокойным, с самостоятельным пробуждением в заданный срок. Не было отмечено выраженных явлений повышенной утомляемости, снижения работоспособности и адаптационно-вегетативных отклонений, связанных с условиями одиночной изоляции. В.В. Терешкова продемонстрировала.хорошую выносливость к данному испытанию, большую помехоустойчивость к раздражителям, близким по своим характеристикам к полезному сигналу, высокую адекватность и точность рабочих операций, а также эмоциональную устойчивость. Все это говорило о высоком уровне функциональных возможностей ее нервно-психической сферы и благоприятном психологическом прогнозе на предстоящий космический полет.

Параллельно с проведением указанных  экспериментов была изготовлена, смонтирована, прошла пробные испытания со штатными испытателями и в мае 1963 г. вступила в строй специально сконструированная  уникальная сурдокамера, соответствовавшая всем требованиям исследователей того времени. Ведущий инженер монтажа и испытаний М.И. Клевцов был непосредственным участником всех предыдущих экспериментов с изоляцией, что позволило в полной мере учесть их опыт. Камера имеет объем 20 м3 и состоит из трех отсеков: рабочего, бытового и санузла. В рабочем помещении смонтированы пульты испытуемых, позволяющие работать как одному, так и одновременно двум-трем человекам, шесть приемных камер телевизионной установки для наблюдения за испытуемыми, фотофоностимулятор для подачи световых и звуковых раздражений. В бытовом помещении находится кухонный стол с духовым шкафом, в который вмонтирована электроплитка для подогрева воды и пищи. Пищевые продукты хранятся в «кладовой», а скоропортящиеся — в холодильнике. Для сна и отдыха имеются диван-кровать и два раскладывающихся кресла. Смонтированная под кроватью и креслом колодка с набором клемм позволяет производить запись физиологических функций во время сна. Для непрерывного наблюдения за испытуемым в бытовом помещении имеются две приемные телекамеры. В помещении санузла предусмотрено все необходимое как для поддержания личной гигиены испытуемых в течение длительного времени (горячая и холодная вода, душевая установка), так и для отправления физиологических потребностей.

Поддержание на заданном уровне парциального давления кислорода и углекислоты, температуры и влажности обеспечивается автоматической системой вентиляции и  охлаждения воздуха. Иллюминаторы с  односторонней видимостью обеспечивают визуальное наблюдение за состоянием испытуемых в любое время суток. На случай аварийных условий предусмотрено автоматическое открывание дверей сурдокамеры с помощью пневмосистемы за десятые доли секунды.

Данная сурдокамера стала использоваться для решения комплекса научных задач различного профиля. Практические задачи отбора и подготовки космонавтов к конкретным полетам были переданы в ЦПК. И здесь сурдокамерные испытания стали обязательным, причем весьма важным методом психологического изучения. «Длительные одиночные сурдокамерные испытания являются адекватной моделью, в максимальной степени воспроизводящей поведенческие реакции человека при адаптации к условиям информационной недостаточности космического полета», — писали специалисты ЦПК в 1971 г. Большой вклад в дальнейшее развитие подобных исследований, трактовку и анализ получаемых данных внесли В.И. Лебедев, Р.Б. Богдашевский и особенно О.Н. Кузнецов. Однако и в настоящее время в основе этих исследований лежит принципиальная схема длительного одиночного эксперимента и полиэффекторной объективизации экспериментально-психологической деятельности, разработанная первыми авторами этого направления — Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым и их сотрудниками — в конце 50 — начале 60-х гг.

Ученые, космонавты и испытатели после  завершения эксперимента в сурдокамере (крайний слева — профессор Л.П. Гримак; в центре — Н.Д. Самсонов, космонавт П.Р. Попович, профессор В.Е. Рожнов, космонавт Е.В. Хрунов, профессор С.А. Гозулов; крайний справа — профессор Л.С. Хачатурьянц), 1978

Поиск рациональных путей и способов комплектования членов экипажей космических кораблей по принципу психологической совместимости

До первого полета человека в  космос оставалось еще более года. Но перспектива развития космических  летательных аппаратов, на борту  которых может размещаться несколько членов экипажа, уже тогда вызывала необходимость сосредоточения усилий многих исследователей на решение проблемы комплектования членов экипажей по принципу психологической совместимости.

По опыту полетов многоместных самолетов было уже очевидным, что несогласованность действий членов экипажа потенциально содержит в себе угрозу успешности выполнения задания из-за развития конфликтной напряженности. В этой связи важным считалась разработка системы группового психологического отбора, групповой подготовки и принципов внутригруппового управления.

Большой вклад в решение этой проблемы внесли ФД. Горбов, М.А. Новиков, Г.В. Изосимов, М.И. Клевцов и др.

Проведя большое количество экспериментов, начатых еще до первого полета в космос Ю.А. Гагарина и продолженных в течение ряда последующих лет на приборе «Гомеостат», моделирующем групповое психофизиологическое взаимодействие [5], им удалось выявить некоторые закономерности групповых процессов и сформировать понятие психофизиологической совместимости. Под ней подразумевалось одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единая степень тренированности в формировании профессиональных навыков и умений, согласованность в динамике показателей высшей нервной деятельности и функциональных систем организма, совместимость по темпераменту, сходство динамической направленности эмоционально-вегетативных реакций, а также адекватность и устойчивость позиционно-деловых отношений в группе между лидером и ведомым.

В одной из работ, опубликованных в 1969 г., Ф.Д. Горбов отмечал, что лидер является лицом, способным быстро и адекватно оценивать ситуацию, умело и целеустремленно регулировать внутригрупповые процессы в соответствии с ходом их развития. Более того, замечает он, в некоторых случаях, когда требуется привлечение узкого специалиста к решению ситуации, лидеру желательно на время передать свои функциональные полномочия [6].

Проблема комплектования членов космического летательного аппарата по принципу психологической  совместимости, разработку которой начали Ф.Д. Горбов и его сотрудники в ГНИИИАиКМ, получила достаточно широкое развитие в течение последующих десятилетий и существенно обогатила авиационную и космическую медицину, а также психологию летного труда.

Сейчас для специалистов, решающих практические задачи группового психологического отбора, групповой подготовки и внутригруппового управления, уже известны принципы подбора и комплектования летных экипажей, методические приемы диагностики совместимости реально действующего экипажа, подбора нового члена в его коллектив, методические приемы комплектования летных экипажей при переучивании на новую технику, условия комплектования экипажей из лиц, незнакомых друг с другом [17].

  • 2 Зарождение и развитие космической психологии

  •  

    Развертывание инженерно-психологических исследований и использование их результатов в конструкторских разработках КЛА

    В период подготовки и выполнения первых космических полетов важно  было исследовать психологические  и психофизиологические возможности  человека-оператора по ручному управлению КЛА применительно к конкретным задачам и техническим характеристикам разрабатываемых кораблей, изучить неблагоприятное влияние факторов космического полета (гиподинамии, гипоксии, гиперкапнии, линейных ускорений, вестибулярных расстройств) на структуру управляющей деятельности космонавта, исследовать особенности восприятия приборной информации на электронно-лучевых трубках, обосновать рациональную компоновку приборов и органов управления, изучить возможности ведения телекодовой связи.

    Эти и другие вопросы решались в  составе большого коллектива научных  сотрудников, организационно объединенных в научный отдел под названием  «Космические тренажеры», который структурно входил в космическое Управление ГНИИИАиКМ, возглавляемое профессором В.И. Яздовским.

    Отделом руководил кандидат технических  наук, старший научный сотрудник  А.П. Кузьминов. С ним активно сотрудничал  кандидат технических наук, старший  научный сотрудник М.М. Сильвестров, являясь фактически его заместителем.

    Обладая большим научным потенциалом, определенными знаниями в области психологии, психофизиологии и инженерной психологии, М.М. Сильвестров вложил много труда в организацию и проведение сложных экспериментов. В 1979 г. он успешно защитил докторскую диссертацию, и ему была присвоена ученая степень доктора технических наук.

    Вместе с А.П. Кузьминовым и  М.М. Сильвестровым трудились научные  сотрудники с медицинским, психологическим  и инженерным образованием, в частности: Е.С. Завьялов, В.И. Манкевич, Н.И. Бойко, В.Ф. Онищенко, В.А. Пестова, С.Г. Мельник, А.Г. Тищенко, Ю.А. Розанов, А.А. Булат, В.М. Василец, Е.В. Дементьев.

    Многие темы выполнялись совместно  с инженерами-разработчиками космической  техники из ЦКБЭМ и ОКБ-1 под  руководством члена-корреспондента АН СССР Б.В. Раушенбаха, ныне академика РАН. Активное участие в исследованиях от этих учреждений принимали А.С. Елисеев, позже дважды слетавший в космос, В.П. Легостаев, B.C. Литягин, Л.Л. Николаев, Л.И. Комаров.

    Информация о работе Основы космической психологии