Основы космической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Космическая психология - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.
Космическая психология изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете:
непрерывность деятельности;
обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;
дефицит или лимит времени;

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Основы космической психологии
2. Зарождение и развитие космической психологии
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

,Российская психология в 20 веке.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Была подчеркнута практическая значимость вестибулярных тренировок, вращений на центрифуге, полетов по параболе Кеплера на самолете для  ознакомления с невесомостью, подготовки в сурдокамере, которые в целом  способствовали укреплению психических процессов и психических состояний космонавтов (мышления, воображения, воли, вдохновения, оптимальной мотивационной установки).

Однако при выполнении кратковременных  полетов в космос часть психологических  аспектов еще не затрагивалась. Например, роль и значение пассивного и активного отдыха, проблема сна. Такие вопросы возникли чуть позже, когда каждый последующий полет все больше насыщался дополнительным решением различного рода прикладных и исследовательских задач и возникало в полете другое состояние — усталость.

Развитие космической психологии в период подготовки и выполнения длительных полетов в космос

Первый длительный полет был  совершен на корабле «Союз» летчиком-космонавтом  А.Г. Николаевым и составил 17 сут., 16 ч. и 59 мин. (это был 9-й полет для  этого типа корабля). 17-й полет на данном типе корабля тоже был длительным (29 сут., 13 ч. и 20 мин.) [13].

Указанные полеты выявили ряд нарушений  со стороны организма, касающихся в  основном течения адаптационных  и особенно реадаптационных процессов  в первые часы и дни после приземления. Стало очевидным, что фактор невесомости, физиолого-гигиенические условия обитания, большой объем и разнообразие решаемых задач требуют разработки и научного обоснования комплекса мероприятий, направленных на ускорение процесса адаптации на начальном этапе полета и длительной физической подготовки в течение всего полета для сохранения дееспособности и работоспособности космонавта в реадаптационный период (в первые часы и дни после завершения полета). Но это были проблемы физиологов, психофизиологов и гигиенистов.

Что касается психологов, то перед  ними стояли задачи организации активного  отдыха в длительных космических  полетах, повышения эффективности  труда космонавта на основе анализа  структуры деятельности и суточной динамики работоспособности, разработки средств оптимизации группового взаимодействия в условиях длительной изоляции.

Решение этих задач осуществлялось в ряде научно-исследовательских  тем, в том числе при постановке длительных (многосуточных и многомесячных) экспериментов в замкнутых объектах, а также путем наблюдения за функциональным состоянием и работоспособностью космонавтов в реальных полетах.

В исследованиях принимало участие  большое число научных сотрудников, инженеров, лаборантов, работающих в  ГНИИИАиКМ, НИАГ, ЦПК, ИМБП.

Г.М. Зараковский и С.Л. Рысакова предложили в качестве исходной психологической  концепции активного отдыха использовать теорию деятельности, которая посредством  цели формирует рабочую доминанту, актуализирует программу достижения цели деятельности. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха разделяются на два класса: 1) средства переключения на новую рабочую доминанту; 2) средства стимуляции фоновой, «созерцательной» психической активности. Предложенная авторами концепция и результаты проведенных ими экспериментов позволили выработать ряд практических рекомендаций по использованию в длительных полетах музыки, произведений изобразительного искусства и художественной литературы [10].

А.К. Попов, А.Л. Наринская, Б.С. Алякринский, В.И. Мясников и Л.Г. Мордовская своими исследованиями затронули разные аспекты  повышения эффективности труда  членов экипажа в длительном космическом  полете. Это способы перестройки  суточной динамики некоторых психических функций, рекомендации по улучшению организации рабочей деятельности во временном аспекте (с позиции изменения обычной системы датчиков времени), критерии для оценки степени натренированности, предложения по использованию некоторых показателей сенсомоторных навыков управления в целях прогнозирования степени надежности системы «человек — космический корабль» [2, 14, 15].

Заключение

 

При подготовке длительных космических  экспедиций одной из важных задач  была и остается проблема психологической совместимости и взаимодействия членов экипажа. Данное направление стало развиваться на принципе, сформулированном Ф.Д. Горбовым, о моделировании совместной деятельности (гомеостатическая модель). Согласно этому принципу, всякая групповая деятельности, особенно операторская, протекает в условиях обратных связей, и в этой взаимосвязанной деятельности любая акция одного члена группы вызывает «возмущение» в деятельности других, вынужденных сообразовываться с ней.

Рассмотренный принцип гомеостатического равновесия использован в устройстве аппарата «Гомеостат», разработанного Ф.Д. Горбовым в соавторстве с М.А. Новиковым, М.И. Клевцовым и И.Е. Цибулевким в 1964 г.

В «Гомеостате» была заложена идея о  взаимных перекрестных связях, посредством  которых каждый из членов группы, решая свою частную задачу, влиял на ход остальных. Взаимные перекрестные связи в данном виде групповой взаимосвязанной деятельности, по мнению авторов, и моделируют ту неспецифическую сторону групповой деятельности, где можно было определять характеристики деятельности индивида и группы в целом.

Разработанный аппарат эффективно использовался в решении задач  по отбору космических экипажей, начиная  с середины 60-х г. В 1970 гг. М.А. Новиковым  была сформулирована «психофизиологическая  концепция» совместимости, суть которой сводилась к фактору синхронизации изменений ряда психофизиологических параметров (пульс, дыхание, кожно-гальванический рефлекс) у членов группы при работе аппарата «Гомеостат» или при совместной ассоциативной пробе.

Следует отметить, что концепция «психофизиологической совместимости» нашла эффективное практическое подтверждение в группах, функционирующих в условиях тесного контактного (локомоторного, операторского, координационного) взаимодействия, особенно в спортивных командах. Эта концепция и соответствующие методические приемы изучения совместной взаимосвязанной деятельности как аппарат «Гомеостат», «парная словесная ассоциативная проба» были также оправданными при решении вопросов комплектования первых космических экипажей, чья целевая деятельность предполагала преимущественность именно этих контактно-операторских форм взаимодействия.

Однако уже вскоре стало очевидным, что деятельность космического экипажа  лишь отдаленно напоминает простое  операторское взаимодействие. Программа этой деятельности все более усложняется и насыщается задачами научно-исследовательского, испытательного и народнохозяйственного характера. Они все больше приобретают формы познавательного и интеллектуального взаимодействия, причем взаимодействия не только в совместной работе, но и в быту, в общении, в ходе длительного совместного проживания на борту космического объекта.

Все это дало основание начать с  начала 70-х годов в ЦПК цикл исследований, посвященных проблеме совместимости, итоги которых были обобщены в комплексной НИР «Рудин АН» (Богдашевский Р.Б., Замалетдинов И.С., 1985) по исследованию методов оптимального формирования и групповой психологической подготовки экипажей.

В 1990 г. И.С. Замалетдиновым была предложена.экопсихологическая концепция совместимости, основные положения которой дают принципиально новое понимание феномена психологической совместимости.

Реализация разработанной методологии  психологического отбора и подготовки космонавтов в достаточно полной мере осуществлявшаяся с середины 70-х годов, позволила практически полностью исключить случаи вынесения экспертных решений о профессиональной непригодности отобранных с этого периода космонавтов. Следует отметить также, что реализация психологических рекомендаций по оптимальному комплектованию экипажей, осуществлявшаяся с начала 1983 г., позволила вдвое повысить число совместимых экипажей и в полтора раза снизить число недостаточно совместимых экипажей относительно предыдущего периода отбора и комплектования экипажей. Относительно результативности мер по психологической подготовке экипажа, т.е. по активному формированию групповой развитости, сработанности экипажей безотносительно меры выраженности в них феномена совместимости, получены также убедительные данные в пользу перспективности данного направления деятельности психологов по подготовке экипажей.

Определенные перспективы открываются  в связи с разработкой информационно-познавательной модели «периодическая система психики  человека» (Богдашевский Р.Б., 1993), в  основе которой лежит понятие психического кода человека, т.е. избирательно динамической символьной структуры психики человека, и система отношений между различными кодами. Модель показывает, что обмен информацией между людьми осуществляется по определенным законам, которые по отношению к субъектам общения выступают как объективные. Поэтому возможно изучение отдельного человека в контексте его энерго-информационно-экологических взаимодействий и формирование соответствующих рекомендаций, а также построение прогноза его поведения в различных ситуациях. На основе изучения парных взаимодействий возможно построение наиболее эффективных межличностных контактов.

В заключение необходимо отметить, что  в поиске путей формирования профессионально  важных психических и физических качеств, обеспечивающих адекватную профессиональную адаптацию космонавтов к условиям и факторам космического полета, сохранения и укрепления их здоровья, обеспечении безопасности экипажа, важное значение принадлежит медико-биологической подготовке космонавтов. При этом сохранение здоровья космонавтов остается первостепенной задачей системы подготовки и основным критерием безопасности полетов, с пониманием того, что категория «здоровье» объединяется с категорией «деятельность», и обе они входят в интегральный показатель надежности космонавта, определяя принципиальную тенденцию проблемы отбора и МБП как переход от концепции «абсолютного абстрактного здоровья» к «профессиональному здоровью». Таким образом, «профессиональное здоровье» предполагает определенную связь между состоянием здоровья и резервными возможностями организма и, главное, — личностью космонавта, особенно в связи с увеличением продолжительности КП, когда временной фактор — ВРЕМЯ — приобретает самостоятельное психологическое и психофизиологическое значение и смысл, и вместе с профессиональной эффективностью, основанной на соотношении «затрат» и «результатов», определяет в значительной мере профессиональное и жизненное долголетие космонавта.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Дифференциальная психология

отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

2

Инженерная психология

отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

3

Космическая психология

отрасль психологии, изучающая психологические  особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и др.), а также способы и методы целенаправленной организации психической деятельности космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов.

4

Космонавт

человек, проводящий испытания и  эксплуатацию космической техники  в космическом полёте

5

Медицинский психолог

специалист, который участвует  в диагностике и лечении эмоциональных и поведенческих проблем, включая психические расстройства, наркотическую зависимость, брачные и семейные конфликты. 

6

Предмет педагогической психологии

факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и

управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса

7

Профессиональное образование

процесс и результат профессионального  становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.

8

Психолог 

человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.

9

Психофизиология

 наука, изучающая умственные или эмоциональные процессы в том виде, в каком они обнаруживают себя в непроизвольных физиологических реакциях, которые можно наблюдать у неповрежденного организма.

10

Экспериментальная психология

представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.


 

Список использованных источников

1

Авиационная медицина (Руководство) / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. — М.: Медицина, 1986. —  С. 7—19.

2

Алякринский Б.С. Временная развертка  рабочих операций космонавта// Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 120—129.

3

Геллерштейн С.Г. Проблемы психологии в применении к авиации // Авиационная  медицина в Великую Отечественную войну. — М.: Медгиз, 1947. — Вып. 1. - С. 15-16.

4

 Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1965. - Т. 4. - С. 17-26.

5

Горбов Ф.Д., Цыбульский И.Е., Новиков  М.А., Клевцов М.И. «Гомеостат» для  психологических исследований. А. с. № 167002 с приоритетом, 10.10.1963 // Бюлл. изобретений. - 1964. - № 24.

6

 Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. — Л.: ЛГУ, 1969. — Вып. 4. — С. 252—260.

7

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1987. — 286 с.

8

 Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. — М.: Наука, 1978.-271с.

9

Добротворский Н.М. Летный труд (Курс лекций). — М.: Воен.-возд. акад., 1930. — 98 с.

10

Зараковский Г.М., Рысакова С.Л. Активный отдых в длительных космических полетах как психологическая проблема // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1977. - Т. 34. - С. 191-200.

11

 Козиоров Л.Н., Колчин А.А., Пономаренко В.А., Сильвестров М.М. Автоматизация управления летательными аппаратами на различных этапах полета с учетом человеческого фактора. — М.: Воениздат, 1984. — 234 с.

12

Козиоров Л.Н., Колчин А.А., Пономаренко  В.А., Сильвестров М.М. Автоматизация  управления летательными аппаратами при  различных вариантах включения  летчика в контур управления. —  М.: Воениздат, 1984. — 312 с.

13

Мясников В.И., Мордовская Л.Г. Формирование сенсомоторных навыков управления и проверка их прочности как фактор повышения надежности оператора  в системно-техническом комплексе // Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1977. - Т. 34. - С. 136-149.

14

Платонов К.К. О напряженности  в полете // Вестн. возд. флота. — 1948. - № 6.

15

 Платонов К.К., Шварц Л. Очерки психологии для летчиков. — М.: Воениздат, 1948.

16

 Покровский Б.Л. Летчику о психологии. — М.: Воениздат, 1974. — 116 с.

17

Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П., Хрунов Е.В. Экспериментальная психология в  космических исследованиях. — М.: Наука, 1976.

Информация о работе Основы космической психологии