Основы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 01:24, реферат

Описание работы

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века уже оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых – А. Бине, А. Лазурского.

Содержание работы

1Введение………………..…………………….…………………………….……3
2 Общее представление о психодиагностике………………………………..…4
2.1 Этические основы практической психодиагностики в системе образования…………………………………………………………………..…...8
2.2 Особенности применения различных психодиагностических методик.….9
2.3 Психодиагностика познавательного развития и способностей детей...….16
2.4 Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений..............................................................................................................22
2.5 Психодиагностика иноязычных способностей........................................….24
3 Заключение……………………..……………………………...………….…....29
4 Список использованной литературы……………………………………........

Файлы: 1 файл

работа по психологии.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1Введение………………..…………………….…………………………….……3

2 Общее представление о психодиагностике………………………………..…4

2.1 Этические основы практической психодиагностики в системе образования…………………………………………………………………..…...8

2.2 Особенности применения  различных психодиагностических методик.….9

2.3 Психодиагностика познавательного развития и способностей детей...….16

2.4 Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений..............................................................................................................22

2.5 Психодиагностика иноязычных способностей........................................….24

3 Заключение……………………..……………………………...………….…....29

4 Список использованной литературы……………………………………........30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано  с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В  конце XIX века уже оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых – А. Бине, А. Лазурского.

В начале же ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Но следует оговориться, что тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий. Примерно в эти же годы русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов.

Перечисленные тенденции  становления психологического знания в нашей стране и за рубежом  явились прототипами современных  направлений в психодиагностике.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями  психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и  др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень  развития, они могут также выступать  как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

 

  1. Общее представление о психодиагностике.

Психодиагностика – это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, которого достиг индивид или группа. В качестве обьекта психодиагностики может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

 Уровень психического  развития, достигнутый индивидом  или группой оценивается на  практике для  решения одной  из следующих задач:

  1. выяснение состояния развитости соответствующего свойства;
  2. определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;
  3. установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием учебно-воспитательных воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента;
  4. определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа закона и динамики его развития в прошлом;
  5. разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития;
  6. определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач, например установления профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  7. определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы;
  8. выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, супруга и т.д.) и дальнейшего самообразования.

Перечисленные задачи являются общими для психодиагностики. Большинство  из них должно решаться в дошкольных учреждениях и в школах при  проведении соответствующей работы с детьми разного возраста. 
Психодиагностика также предполагает:

  1. изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей с первых месяцев жизни до окончания школы. Для каждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная психодиагностическая карта, включающая показатели его ежегодного или помесячного (если речь идет о младенцах и детях раннего возраста) развития;
  2. выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта – нормы – в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие ) сторону;
  3. психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;
  4. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;
  5. получение разносторонней информации о наличном состоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.

Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются валидность, надежность и точность.

Валидность означает соответствие используемого метода тому, что с его помощью изучается. Есть несколько разновидностей валидности. Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Целесообразно указать критерии валидности:     - поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях;                                                                                 - достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.;                                                                                     - данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;                                 - данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

  Надежность характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:                                                ●путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;                                                                                                                    ●путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

            В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае, возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет практический психолог. 
            В психодиагностике выделяют также два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям: понимание объекта измерения; направленность измерения; характер методов измерения.

 

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход

Понимание объекта измерения 

Понимание личности как набора свойств 

Понимание личности как целостной  системы 

Направленность измерения 

Выявление и измерение общих для  всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения 

Стандартизованные методы измерения, требующие  сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические  техники 


 

2.1 Этические основы практической психодиагностики в системе образования.

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная  область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют  ряд социально-этических требований. Главные из них следующие: 
1. принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред ребенку, который подвергается психодиагностике; 
2. психодиагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей. В младенческом возрасте и других возрастах вплоть до подросткового также решения могут принимать родители без детей; 
3. родители могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей; 
4. результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания; 
5. психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают;                                                                                  6.принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами;                                  7.принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

    1. Особенности применения различных психодиагностических методик.

С большинством методик, применяемых  в практической психодиагностике, связано  понятие возрастной нормы, которая  характеризует средний уровень  развития изучаемого свойства у большой  группы психологически и физически  здоровых людей, отобранных на случайной  основе. По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок  по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод  о том, что он отстает от сверстников.         Следует помнить, что  нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей или взрослых, на основе которой эти нормы получены. В каждом конкретном случае, когда в результате психодиагностического обследования дают характеристику человеку, включающую оценку уровня его психологического развития, следует указывать, к какой выборке или категории относится та норма, с которой сравнивается показатель развития данного человека.

Известно также, что по мере прогресса общественного развития меняется средний уровень интеллектуального, личностного и поведенческого развития человека. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установлены более десяти лет назад, практически в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки через каждые 3-5 лет.    Самое существенное замечание касается того, что на основе оценки степени развитости у ребенка того или иного психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его развитие дальше. Это развитие зависит не столько от достигнутого уровня, сколько от способности человека к научению, к приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от многих других факторов и обстоятельств. То же самое можно сказать и о процессе личностного развития человека.      Самые большие трудности в практической психодиагностике возникают тогда, когда предметом психодиагностического и прогностического исследования становятся способности детей. Первая из трудностей состоит в том, что данные способности психологи могут выявлять и практически оценивать на основе того, как человек решает определенные задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков. Составление прогноза результатов развития, напротив, требует знания именно способностей.          Кроме того, способности развиваются, и перспективы их совершенствования имеются практически у любого здорового человека. Главное, на что должно быть обращено внимание при решении вопроса об улучшении способностей человека, - это создание оптимальных условий для их развития.             В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации. Операционализация  предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются. Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.   Я предлагаю дать краткую характеристику психодиагностических методик:           Бланковые методики. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов и по полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.         Опросные методики. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Но эти методики имеют и свои недостатки:             - субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;         - эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.       Рисуночные психодиагностические методики  используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.      Проективные методики в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.     Объективно-манипуляционные методики. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.  Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.     Основной психодиагностический инструментарий в школе представляют собой тесты. Их множество, и они разделяются на группы по следующим основным признакам:           -индивидуальные и групповые (коллективные);                                                    - вербальные и невербальные;                                                                                  - количественные и качественные;                                                                          - градуальные и альтернативные;                                                                            - общие и специальные.         Индивидуальные тесты предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности; групповые допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых. Вербальные тесты основаны на анализе собственных высказываний испытуемых, невербальные используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи. Количественные тесты позволяют получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства, а качественные — давать его развернутую описательную характеристику. Градуальные тесты дают возможность выразить в цифрах степень развитости изучаемого свойства при помощи определенной шкалы; альтернативные допускают только два взаимоисключающих вывода типа «да» или «нет». Общие тесты предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера, например общего интеллекта. Специальные тесты оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление. 
В качестве оснований для классификации тестов чаще всего используют цель, содержание и форму психологического тестирования, производимого с их помощью. По характеру цели тесты делят на предназначенные для отбора, распределения и классификации испытуемых.

Информация о работе Основы психодиагностики