Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 01:24, реферат
Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века уже оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых – А. Бине, А. Лазурского.
1Введение………………..…………………….…………………………….……3
2 Общее представление о психодиагностике………………………………..…4
2.1 Этические основы практической психодиагностики в системе образования…………………………………………………………………..…...8
2.2 Особенности применения различных психодиагностических методик.….9
2.3 Психодиагностика познавательного развития и способностей детей...….16
2.4 Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений..............................................................................................................22
2.5 Психодиагностика иноязычных способностей........................................….24
3 Заключение……………………..……………………………...………….…....29
4 Список использованной литературы……………………………………........
Содержание:
1Введение………………..…………………….…………
2 Общее представление о психодиагностике………………………………..
2.1 Этические
основы практической психодиагностики
в системе образования…………………………………………………
2.2 Особенности применения различных психодиагностических методик.….9
2.3 Психодиагностика познавательного развития и способностей детей...….16
2.4 Психодиагностика личностного
развития и межличностных отношений.....................
2.5 Психодиагностика
иноязычных способностей..................
3 Заключение……………………..…………………………
4 Список использованной литературы……………………………………......
Становление и развитие психодиагностики
происходит в конце XIX в. Оно связано
с зарождением дифференциально-
В начале же ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Но следует оговориться, что тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий. Примерно в эти же годы русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов.
Перечисленные тенденции
становления психологического знания
в нашей стране и за рубежом
явились прототипами
Психодиагностика неразрывно
связана с предметными
Психодиагностика – это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, которого достиг индивид или группа. В качестве обьекта психодиагностики может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.
Уровень психического развития, достигнутый индивидом или группой оценивается на практике для решения одной из следующих задач:
Перечисленные задачи являются
общими для психодиагностики. Большинство
из них должно решаться в дошкольных
учреждениях и в школах при
проведении соответствующей работы
с детьми разного возраста.
Психодиагностика также предполагает:
Для уверенности в достоверности
результатов
Валидность означает соответствие используемого
метода тому, что с его помощью изучается.
Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность методики проверяется и уточняется
в процессе ее достаточно длительного
использования. Целесообразно указать
критерии валидности: - поведенческие
показатели – реакции, действия и поступки
испытуемого в разных жизненных ситуациях;
Надежность характеризует
возможность получения с помощью данной
методики устойчивых показателей. Надежность
психодиагностической методики можно
установить двумя способами:
Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
В практике детской психодиагностики
должны применяться только валидные, точные
и надежные методы, так как в противном
случае, возникает серьезная опасность
получения недостоверных данных и совершения
ошибок в выводах. Ответственность за
качество применяемого метода и за получение
с его помощью таких результатов, которым
можно доверять, несет практический психолог.
В
психодиагностике выделяют также два
подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических
особенностей человека: номотетический
и идеографический. Эти подходы отличаются
по следующим основаниям: понимание объекта
измерения; направленность измерения;
характер методов измерения.
Основание |
Номотетический подход |
Идеографический подход |
Понимание объекта измерения |
Понимание личности как набора свойств |
Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения |
Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности |
Распознавание индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения |
Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой |
Проективные методики и идеографические техники |
2.1 Этические основы практической психодиагностики в системе образования.
Практическая психодиагностика
— это весьма сложная и ответственная
область профессиональной деятельности
психологов. Она требует соответствующего
образования, профессионального мастерства
и может затрагивать судьбы людей.
В этой связи к психодиагностике
и к психодиагностам
1. принцип ненанесения ущерба предполагает,
что результаты психодиагностики ни в
коем случае нельзя использовать во вред
ребенку, который подвергается психодиагностике;
2. психодиагностика детей может и должна
производиться (за исключением особых
случаев из области медицинской или юридической
практики) только с согласия самих детей
и их родителей. В младенческом возрасте
и других возрастах вплоть до подросткового
также решения могут принимать родители
без детей;
3. родители могут знать результаты психодиагностического
обследования своих детей, а также те выводы,
которые специалистом-психологом сделаны
на их основе. Психолог в свою очередь
обязан давать исчерпывающие и достоверные
ответы на все вопросы родителей, касающиеся
психологии их детей;
4. результаты психодиагностического обследования
без учета многих других факторов и без
принятия в расчет мнения педагогов и
родителей не могут служить основанием
для определения судьбы ребенка и заключения
о возможностях его обучения и воспитания;
5. психолог, работающий в системе образования,
должен проводить психодиагностическую
работу в тесном сотрудничестве с учителями
и воспитателями, обеспечивая их необходимой
информацией о детях, с которыми они работают;
С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых людей, отобранных на случайной основе. По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников. Следует помнить, что нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей или взрослых, на основе которой эти нормы получены. В каждом конкретном случае, когда в результате психодиагностического обследования дают характеристику человеку, включающую оценку уровня его психологического развития, следует указывать, к какой выборке или категории относится та норма, с которой сравнивается показатель развития данного человека.
Известно также, что по мере
прогресса общественного развития меняется
средний уровень интеллектуального, личностного
и поведенческого развития человека. Следовательно,
пользоваться нормами, которые были установлены
более десяти лет назад, практически в
настоящее время нельзя, так как они требуют
обязательной перепроверки через каждые
3-5 лет. Самое существенное замечание касается
того, что на основе оценки степени развитости
у ребенка того или иного психологического
свойства нельзя судить о том, как пойдет
его развитие дальше. Это развитие зависит
не столько от достигнутого уровня, сколько
от способности человека к научению, к
приобретению нового опыта, а также от
качества обучения, от многих других факторов
и обстоятельств. То же самое можно сказать
и о процессе личностного развития человека. Самые
большие трудности в практической психодиагностике
возникают тогда, когда предметом психодиагностического
и прогностического исследования становятся
способности детей. Первая из трудностей
состоит в том, что данные способности
психологи могут выявлять и практически
оценивать на основе того, как человек
решает определенные задачи. Само решение
этих задач зависит не только от способностей,
но и от мотивации, от имеющихся знаний,
умений и навыков. Составление прогноза
результатов развития, напротив, требует
знания именно способностей. Кроме того,
способности развиваются, и перспективы
их совершенствования имеются практически
у любого здорового человека. Главное,
на что должно быть обращено внимание
при решении вопроса об улучшении способностей
человека, - это создание оптимальных условий
для их развития. В настоящее время созданы
и практически используются множество
психодиагностических методов. В начале
ХХ в. в психодиагностике как науке были
признаны и приняты требования, предъявляемые
к наиболее развитым современным наукам,
например физике. Это требования операционализации
и верификации. Операционализация
предполагает указания на практические
действия или операции, которые может
выполнить любой исследователь, чтобы
убедиться в том, что определенное в понятии
явление обладает именно теми свойствами,
которые ему приписываются. Верификация
– т. е. всякое новое понятие, вводимое
в научный оборот и претендующее на научность,
должно пройти проверку на его непустоту,
т. е. на реальность существования явления,
определяемого этим понятием. Я предлагаю
дать краткую характеристику психодиагностических
методик: Бланковые методики.
В них испытуемому предлагают серию суждений
или вопросов и по полученным ответам
судят о психологии испытуемого. Эти методики
просты для разработки, использования
и обработки результатов. Опросные методики.
В них испытуемому задают устные вопросы,
отмечают и обрабатывают его ответы. Но
эти методики имеют и свои недостатки:
- субъективность, которая проявляется
как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации
ответов на них; - эти методики трудно стандартизировать,
а следовательно, добиться высокой надежности
и сравнимости результатов. Рисуночные психодиагностические
методики используют созданные
испытуемым рисунки, которые могут иметь
тематический или спонтанный характер.
Иногда используется прием интерпретации
испытуемым готовых изображений. Проективные методики
в свою очередь могут быть бланковыми,
опросными, рисуночными. Применяются все
чаще, т. к. методики этой группы наиболее
валидные и информативные. Объективно-
В качестве оснований для классификации
тестов чаще всего используют цель, содержание
и форму психологического тестирования,
производимого с их помощью. По характеру
цели тесты делят на предназначенные для
отбора, распределения и классификации
испытуемых.