Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 01:24, реферат
Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века уже оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых – А. Бине, А. Лазурского.
1Введение………………..…………………….…………………………….……3
2 Общее представление о психодиагностике………………………………..…4
2.1 Этические основы практической психодиагностики в системе образования…………………………………………………………………..…...8
2.2 Особенности применения различных психодиагностических методик.….9
2.3 Психодиагностика познавательного развития и способностей детей...….16
2.4 Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений..............................................................................................................22
2.5 Психодиагностика иноязычных способностей........................................….24
3 Заключение……………………..……………………………...………….…....29
4 Список использованной литературы……………………………………........
Широкое распространение
и применение на детях получили тесты
интеллекта (н-р шкала Стэнфорд-Бине, шкала
Векслера, тесты Айзенка, Кеттела), тесты,
проверяющие способности ( Айзенк, Синявский и Федоришин ), немалое число личностных
тестов было разработано и предназначено
для выявления качеств личности, информативных
для медицинской практики (тест Роршаха,
Тематический Апперцептивный Тест (TAT),
Минесотский Многофакторный Личностный
Опросник (MMPI). К тестам, как методам точной
психодиагностики предъявляется ряд особых
требований. Это: - социокультурная адаптированность
теста – соответствие тестовых заданий
и оценок особенностям культуры, сложившимся
в обществе, где данный тест используется,
будучи заимствованным в другой стране;
- простота формулировок и однозначность
тестовых заданий – в словесных и иных
заданиях теста не должно быть таких моментов,
которые могут по-разному восприниматься
и пониматься людьми; - ограниченное время
выполнения тестовых заданий – полное
время выполнения заданий психодиагностического
теста не должно превышать 1,5-2 часов для
взрослого человека, т. к. сверх этого времени
человеку трудно сохранить свою работоспособность
на достаточно высоком уровне. Естественно,
что для ребенка это время будет намного
меньше – в соответствии с возрастом;
- наличие тестовых норм для данного теста
– репрезентативные средние показатели
по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие
большую совокупность людей, с которыми
можно сравнивать показатели данного
индивида, оценивая уровень его психологического
развития; - наличие возрастной адаптации. Прежде
чем на практике пользоваться тем или
иным тестом, необходимо изучить историю
его создания, теорию, на которую он опирается,
сферу его традиционного применения. Все
это необходимо знать и учитывать при
интерпретации получаемых результатов
и особенно в выводах, делаемых о ребенке
на основе психодиагностического обследования.
Специальное внимание следует обратить
на теорию личности, лежащую в основе соответствующего
теста, так как без знания ее нельзя будет
правильно оценить возможности теста.
Важной особенностью практического применения
тестов, которую следует принимать в расчет
в выводах, делаемых о детях, является
также привыкание к тестам, а также относительная
изменчивость, непостоянство их результатов.
Для того чтобы не происходило вызванных
пресыщением изменений результатов тестирования,
не рекомендуется пользоваться одним
и тем же тестом несколько раз подряд.
Кроме того, между очередными тестированиями
должен быть достаточно большой интервал
времени.
Непостоянство результатов тестирования
может быть вызвано и изменением внутренних
(настроение, психологическое состояние
испытуемого, его физическое самочувствие
и т. п.) или внешних (обстановка, инструкция,
поведение экспериментатора и т. д.) условий
проведения исследования. Все эти факторы
необходимо принимать в расчет в выводах
о ребенке, делаемых на основе его тестирования. Письменны
Применение опроса в психодиагностических
целях нередко затруднено или вообще невозможно
из-за недостаточного уровня развития
самосознания детей. Для изучения психологических
свойств и особенностей, недостаточно
осознаваемых самими детьми, необходимо
применять не опрос, а иные, более надежные
средства исследования: тесты, анализ
документов, изучение продуктов деятельности,
эксперимент. Анализ документов
и продуктов деятельности — это достаточно
надежные методы, но лишь при соблюдении
определенных условий:
Следует также иметь в виду, что наблюдение
может быть и, как правило, на деле является
субъективно окрашенным. Объективность
наблюдения можно обеспечить за счет использования
нескольких различных независимых наблюдателей,
объединения и обобщения результатов
их наблюдений. Стоит также упомянуть,
что всякая психодиагностическая методика,
прежде чем ее применять и делать выводы,
нуждается в апробации.
Основные этапы разработки и апробации
психодиагностических методик следующие: 1.Точное
определение того качества или свойства,
которое должно изучаться с помощью данной
методики. Это определение нужно давать
в строгом согласии с правилами логики
определения понятий, иначе мы не будем
знать, что же на самом деле измеряет созданная
нами методика, поскольку с самого начала
она по определению будет невалидной. 2.Подбор
системы объективных признаков, на основе
которых можно судить о наличии и степени
развитости у человека соответствующих
качеств и свойств. Эти признаки должны
отвечать методологически важному требованию
однозначности, т.е. данный признак может
быть использован как индикатор интересующего
нас свойства лишь тогда, когда он функционально
связан исключительно с данным свойством
и никаким другим. 3.Разработка системы
действий, практически представляющих
собой процедуры наблюдения, сбора и обработки
релевантных признаков. 4.Разработка теоретических
вопросов применения методики. Если, к
примеру, такой методикой является текст-опросник,
то этот этап работы представляет собой
составление перечня вопросов, включающих
отобранные признаки, инструкции испытуемым,
которая определяет их поведение во время
эксперимента, и действий психолога. 5.Проверка
методики на валидность, точность и надежность. 6.Проведение
массового обследования людей при помощи
данной методики с целью ее практической
проверки, уточнения и получения возрастных
норм. В любом случае следует всегда помнить,
что работа по созданию практических психодиагностических
методик – это профессиональная, ответственная
работа, требующая высокой квалификации.
2.3 Психодиагностика
познавательного развития и
Психодиагностика детей обычно
проводится с целью раннего выявления
их способностей и исправления недостатков
в развитии. Первостепенное значение
в ранней диагностике имеет определение
задатков ребенка, его потенциальной
одаренности.
Одаренность в самом общем виде можно определить
как индивидуальный познавательный, мотивационный,
организаторский и межличностный потенциал,
позволяющий ребенку до достаточно высокого
уровня развивать свои способности в соответствующих
видах социальной активности, добиваться
высоких результатов в различных видах
деятельности, общения и взаимодействия
с людьми.
Рассмотрим пути развития детской одаренности.
Проявлению и укреплению детской одаренности
способствуют определенные действия со
стороны родителей. Существует целый список
этих действий. Что касается работы с одаренными
детьми в педагогических усилиях, направленных
на развитие детской одаренности, то здесь
следует исходить из того, что у каждого
физически здорового и психически нормального
ребенка есть определенные задатки к
развитию неплохих способностей в какой-либо
области человеческой деятельности. Для
того чтобы имеющиеся у него задатки не
пропали даром и со временем превратились
в способности, необходимо своевременно
их выявить и развить. Первую из задач
решает ранняя психодиагностика детей,
вторую — такое построение учебных программ,
чтобы они в максимальной степени способствовали
развитию детской одаренности.
Развивающие программы должны быть нацелены
на выявление творческих способностей,
интеллектуальной инициативы, критического
мышления, социальной ответственности,
социальной адаптации и лидерства. Для
выявления детской одаренности и ее развития
учебный материал должен выходить за рамки
общепринятой учебной программы и содержать
в себе что-то сверх нее, интересное и новое
для детей. Учащимся, кроме того, должна
быть предоставлена возможность для глубокого
проникновения в содержание и задания
обычной программы, более широкое поле
для самостоятельной деятельности, исследования
и экспериментирования в учебном процессе.
Такая учебная программа должна предоставлять
детям возможность демонстрировать свои
индивидуальные достижения в когнитивной
и межличностной сферах. Развивающая программа
должна строиться на базе тщательной предварительной
психодиагностики детей, точного определения
зоны их потенциального развития, целей
и задач обучения преподаваемому предмету.
Наконец, учебная программа, рассчитанная
на выявление и развитие детской одаренности,
должна быть достаточно гибкой для того,
чтобы позволить каждому ребенку выявить
свою творческую индивидуальность. В ней
должны содержаться необходимые стимулы,
мотивирующие учебную деятельность и
полностью раскрывающие способности ребенка. Самостоятельное
открытие ребенком каких-либо истин повышает
его вовлеченность в учебный процесс,
способствует успешному усвоению знаний,
стимулирует интеллектуальные усилия,
уверенность в себе, воспитывает независимость
взглядов. Творческую активность детей
повышает создание благоприятной атмосферы,
доброжелательность оценок со стороны
учителей. Немаловажную роль здесь играют
открытые вопросы, побуждающие ребенка
к размышлениям и к поиску разнообразных
ответов на одни и те же вопросы учебного
плана. Еще лучше, если самим детям позволяется
ставить подобные вопросы и отвечать на
них. Развитие творческих способностей
детей можно стимулировать через введение
их в необычную, гипотетическую ситуацию,
через постановку перед ними творческих
задач. В этом же направлении работают
вопросы, при ответе на которые необходимо
извлекать из памяти все имеющиеся в ней
сведения, творчески их применять в возникшей
ситуации. Неплохие результаты дают задания,
предполагающие внимательное изучение
какого-либо объекта с целью увидеть и
описать его особенности. Существенно
развивают детей и способствуют проявлению
их интеллектуальной одаренности задачи,
связанные с практическим применением
полученных в школе знаний. Активизировать
мыслительные процессы ребенка можно
путем постановки перед ним заданий познавательного
характера, заданий на сферу применения,
заданий аналитического характера, заданий
синтетического характера, заданий оценочного
плана. Все сказанное о выявлении и путях
развития детской одаренности требует
психодиагностики, которая должна пронизывать
весь процесс работы с ребенком с начала
и до конца, от выявления первых признаков
его одаренности до оценки результатов
развивающего обучения. Под психодиагностикой
уровня познавательного развития и способностей
детей имеется в виду работа, направленная
на оценку достигнутого уровня интеллектуального
развития с целью совершенствования обучения
и воспитания, ускорения психосоциального
созревания и развития детей, включая
их восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, речь, двигательные умения
и навыки, общие и специальные способности. Восприятие де
1. Серия задач, предлагаемых ребенку, должна
быть достаточно сложной, но доступной
для наиболее подготовленной части обследуемых
детей данного возраста.
2. Система подсказок, даваемых взрослым,
должна быть заранее продумана и одинакова
для всех детей. В число подсказок не следует
включать прямые указания на то, как решать
предложенную задачу.
3. Процедура ведения наблюдения за действиями
ребенка должна быть заранее определена.
При проведении психодиагностики уровня развития
личности ребенка обращают внимание на сформированность
потребностей и мотивов, черт характера
и нравственности, умения вести себя. Психологический
анализ мотивации предполагает выяснение
интересов ребенка, мотивов его поведения
и причин отдельных поступков. Изучение
характера направлено на оценивание развитости
отдельных его черт, в том числе динамических,
волевых, стилистических. Динамические
черты характеризуют силу и скорость реакции,
устойчивость и изменчивость эмоционального
настроя. К числу волевых черт характера
относятся настойчивость, целеустремленность
и другие. Стилистические черты характера
включают в себя особенности поведения
и реагирования данного человека на разные
жизненные ситуации, отличающие его от
других людей и составляющие его индивидуальность. Из
всевозможных методов изучения личности
для исследования детей, особенно в дошкольном
и в младшем школьном возрасте, более всего
подходит психодиагностический эксперимент. Рассмотрим
основные требования, предъявляемые к
нему:
1. Еще до начала эксперимента психолог-исследователь
должен тщательно продумать его детали,
включая ситуацию, инструкцию, способ
поведения экспериментатора и ведение
наблюдения за действиями испытуемых.
2. Экспериментальная ситуация должна
побуждать ребенка к определенным действиям,
на основе которых можно будет однозначно
судить о наличии и степени развитости
у ребенка исследуемого качества. Эта
ситуация должна одинаково пониматься
всеми без исключения детьми, так как в
противном случае они будут реагировать
на нее по-разному.
3. Инструкция, предлагаемая испытуемым
до начала эксперимента, должна быть краткой
и понятной.
4. Своим собственным поведением в отношении
детей экспериментатор не должен влиять
на их действия, связанные с изучаемой
характеристикой личности, так как иначе
невозможно будет отмечаемые действия
и высказывания однозначно отнести к личности
испытуемого. Основные трудности, связанные
с психодиагностикой личностных качеств
детей, состоят в том, что в течение определенного
периода времени процесс развития этих
качеств может быть скрыт от внешнего
наблюдения. Вплоть до начала ранней юности
дети могут не осознавать существование
у них тех или других личностных качеств,
поэтому применение к ним самооценочных
опросных тестов может не дать валидных
и надежных результатов.
Г.А. Китайгородская представляет
иноязычную способность как принципиальную
возможность овладения языком, присущую
любому нормальному человеку, отмечая
при этом, что люди различаются
в реализации этой возможности: «Мы
исходим из представления, что людей,
неспособных овладеть иноязычной речью,
нет, кроме случаев клинической
патологии. Если человек говорит
на родном языке, нет оснований считать,
что он не сможет овладеть речью
на иностранном языке. Другой вопрос
– какие для этого ему
Слуховое восприятие также
значительно различается у
Помимо психических процессов
в структуру способностей включают
личностные качества человека – эмоциональные (впечатлительность,
эмоциональность, экспрессивность и др.)
и коммуникативные качества (умение вступить
в разговор, убедить собеседника и др.). Уровень
развития способностей также во многом
зависит от задатков - природно-обусловленных особенностей
нервной системы и мозга. Они, во-первых,
обусловливают разные пути и способы формирования
способностей. Во-вторых, они влияют на
уровень, высоту достижений человека в какой-либо области
и на быстроту развития способностей.
1) степень отработанности (автоматизации)
того или иного речевого навыка; 2) степень
организованности речевых операций в
речевое действие, т. е. отработанности
речевых умений; 3) система навыков и умений
речи на родном языке как база для овладения
навыками и умениями иноязычной речи;4)
индивидуальные психофизиологические
особенности, облегчающие или затрудняющие
формирование соответствующих навыков. Диагностика,
по мнению П. Пимслера, преследует цель
получения возможно более полной информации
об отдельном учащемся и использования
ее для повышения эффективности обучения
каждого. В области обучения ИЯ это означает
стремление к выявлению «слабоуспевающего»
раньше, чем он приступит к изучению ИЯ.
Этой задаче и служит созданная П. Пимслером
«батарея тестов» способностей к иностранным
языкам LAB (language aptitude battery). Автор вы деляет
три фактора, определяющие успешность
овладения иностранным языком:
1) уровень речевого развития, под которым
подразумевается владение лексикой родного
языка (при помощи теста «вокабуляр» определяется
характеристика индивидуального словаря
на родном языке); выявляется умение применять
вербальный материал аналитически, например
учащемуся предъявляются серии неизвестных
ему иноязычных форм и их английские эквиваленты.
Требуется провести анализ и сформулировать
свои предположения относительно того,
как могли бы быть выражены на этом языке
другие понятия;
2) мотивация к изучению ИЯ (учащийся указывает,
насколько его интересует изучение ИЯ,
выбирая из пяти предложенных на бланке
вариантов);
3) слуховой анализ, измеряемый в двух аспектах:
различение звуков (учащийся должен определить,
какое из трех слов, ранее предъявленных
и схожих по звучанию, употреблено в каждом
из последующих предложений, предъявляемых
на слух) и звуко-знаковая связь (после
прослушивания квазислов, состоящих из
2-3 слогов, учащемуся предлагается выбрать
из четырех слов правильное написание
одного из прослушанных ранее пунктов). При
проведении диагностики успешности овладения
ИЯ у учащихся с различными соотношениями
параметров «вокабуляр», «языковой анализ»,
«различение звуков» и «звуко-знаковая
связь» обнаружена высокая корреляция
с итоговыми оценками по изучению ИЯ и
показателями теста диагностического. Как
мы видим, методик для психодиагностики
иноязычных способностей существует немало
и задача педагога – в правильном выборе
среди них и соответствующей адаптации
для учащихся. На мой взгляд эти методики
позволяют вовремя и правильно выявить
соответствующие данные о ребенке для
организации эффективного учебного процесса.
Психодиагностика
есть достаточно сложная область
профессиональной деятельности психолога,
требующая специальной
В связи с этим в своей
работе психодиагност должен строго
придерживаться и четко соблюдать
ряд выше изложенных строгих требований
к используемым им методам психодиагностики.
Так как из – за ошибок в психодиагностике,
чаще всего связанных с отсутствием
профессионализма, сводятся на нет
результаты как экспериментальной,
так и консультативной
Грибоедова, 2002.
Ростов – на – Дону, 1996.
Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.