Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:04, контрольная работа
В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями поиска объективных методов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию.
Введение
В начале XX в. психология переживала серьезный
методологический кризис, связанный с
трудностями поиска объективных методов
исследования психики. В результате дискуссий
ученые приходили к мнению о невозможности
найти общее понимание того, что же является
целью психологических исследований,
что должна изучать психологическая наука и
с помощью каких методов. Поэтому, прежде
единая, психология разделилась на отдельные
школы, которые по-разному рассматривают
предмет психологии и предлагают разные методы
исследования психики, в том числе и психического
развития детей. Разным было и само понимание
психического развития, его закономерностей
и условий, способствующих и препятствующих
его протеканию. Исходя из взглядов на
эти важнейшие проблемы, ученые строили
свои концепции о роли наследственности
и среды в развитии детей, значении общения
и обучения в оптимизации этого процесса.
В то же время подходы к пониманию
детской психики вытекали из общепсихологических
постулатов определенной школы, что и
дает возможность объединить концепции
разных психологов, работавших в русле
единого психологического направления.
Психоанализ (или глубинная психология)
— одно из первых психологических направлений,
появившихся в результате разделения
психологии на разные школы. Предметом
психологии в этой школе были глубинные
структуры психики, а методом их исследования
— разработанный этой школой психоанализ.
Во многом повлиял на дальнейшее развитие
Психоаналитические теории ( З . Фрейд , К . Юнг , А . Адлер ) Теория личности З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) родился в австрийском городке Фрайберге в большой семье торговца шерстью. Несколько позднее семья переехала в Вену, где З.Фрейд прожил почти всю жизнь до 1938 года. Хотя семья была в трудном финансовом положении З.Фрейд, старший из семи детей, сумел получить классическое образование, знал языки, много читал, в том числе Канта, Гегеля, Шопенауэра, Ницше. С детства, по признанию самого Фрейда, его увлекали честолюбивые стремления (быть генералом, министром), но в связи с антисемитизмом в тот период З.Фрейд как еврей имел возможность делать карьеру только в медицине и юриспруденции.
В 1873 г. З. Фрейд поступил в венский университет на медицинский факультет. В 1881 г. после получения медицинской степени, работал в Институте мозга, но вскоре занялся невропатологической практикой. В 1885г. прошел стажировку у крупного французского невропатолога Ж. Шарко в Париже, который изучал истерию и использовал гипноз, как метод ее лечения. Лекции и практика Шарко оказали серьезное влияние на формирование З.Фрейда как психолога (хотя позднее он отрицал возможность применения гипноза в качестве терапевтического метода). В 1886 году З.Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой прожил всю жизнь. В большой семье З.Фрейда были три сына и три дочери, младшая из которых Анна продолжила впоследствии дело отца, и стала крупным детским психоаналитиком. В 80-х гг. З.Фрейд вместе с известным венским врачом И. Брейером изучал истерию. И.Брейер, в частности, для лечения этой болезни использовал метод свободных рассказов больных о своих симптомах. Это явилось позднее одной из отправных идей в формировании психоанализа. В.1895 году И.Брейер и З.Фрейд в совместной работе «Исследование истерии» доказывали, что причиной истерии являются подавленные воспоминания о прошлых травматических событиях. Уже в этот период З.Фрейд стал подчеркивать особую роль сексуальности в возникновении истерии, что способствовало разрыву отношений с И.Брейером, не разделявшего убеждения З.Фрейда. Эти позиции З.Фрейда послужили также основанием для исключения его из венского медицинского общества в 1896 году. В этом же году умер и отец З.Фрейда. З.Фрейд оказался в научном одиночестве, во время которого он ежедневно занимался самоанализом, исследованием своих сновидений. Этот личный опыт лег в основу, первого крупнейшего труда З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900г.), который принес ему известность. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» (переименованное позднее в Венское психоаналитическое общество – 1908г.), в которое входили последователи З.Фрейда, в том числе, К.Юнг, А.Адлер, О.Ранк, впоследствии создавшие свои научные психоаналитические школы.
В 1909 г.З.Фрейд был приглашен в США, где прочел лекцию по психоанализу, что принесло международное признание психоаналитическому движению. В годы первой мировой войны З.Фрейд работал в госпитале, что расширило его взгляды на психопатологические процессы. Сама война, смерть дочери в 1920 году, страх за сыновей, находившихся на фронте, а затем усиление антисемитизма, особенно после прихода к власти нацистов оказали большое воздействие на воззрение З .Фрейда о природе человека. В частности, после войны З.Фрейд разрабатывает учение об универсальном человеческой инстинкте – стремление к смерти. После вступления нацистов в Вену в1938 году З.Фрейд эмигрировал в Англию, где умер через год от рака горла, которым страдал с 1923 года.
Наиболее крупные работы З.Фрейда: «Психопатология обыденной жизни» (1901); «Лекции по введению в психоанализ» (1920); «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Я и Оно» (1923); «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933).
Основные идеи.
Прежде чем обратиться к анализу персонологического учения З.Фрейда, отметим общие философские воззрения основателя психоанализа.
В онтологии, в понимании мира и природы З.Фрейд стоял на твердых позициях детерминизма и естественно научного материализма, который однако носил выраженный биологизированный и иррационалистический характер. З.Фрейд признавал объективность мира природы, в основе которой находятся материя и энергия, тесно связанные друг с другом. Энергия, как мера движения, придает динамичность материи, природе. По З.Фрейду, в живой природе, возникшей из неживой, действуют два рода сил:
Эрос (сексуальное влечение в природе человека - либидо), под которым З.Фрейд понимал стремление к половому размножению, а в широком смысле тенденцию к сохранению жизни, к ее обновлению, «влечение к жизни», то есть тенденцию к созиданию.
Танатос (влечение к смерти) – то есть в общеонтологическом смысле тенденцию к деструкции, разрушению. Данные тенденции вполне реальны и согласуются с современными представлениями об энтропийных и негэнтропийных процессах в природе.
З.Фрейд пишет по этому поводу: «Если мы примем, как не допускающий исключения факт, что все живущее вследствии внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно – неживое было раньше живущего».
В вопросах гносеологии З.Фрейд занимает четкие материалистические позиции. Он убежден в познаваемости мира, отмечает диалектику абсолютного и относительного в процессе постижения научной истины.
Согласно теории Фрейда, структура
личности складывается из трех основных
начал: «Оно» - глубинный слой бессознательного
влечения, сущностное ядро личности, вокруг
которого наслаиваются другие элементы.
«Оно» руководствуется только «принципом
удовольствия». «Я» олицетворяет то,
что можно назвать разумом
и рассудительностью в
«Я» является своеобразным посредником между «Оно» и внешним миром, включая природное и социальное окружение и руководствуется «принципом реальности», который предполагает переключение асоциальных импульсов в русло социально приемлемого поведения. «Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я». Из данной интерпретации личности вытекает и представление о природе человека: большую часть в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении бессознательное. Следовательно, в данной структуре не сознание управляет бессознательными порывами, а последние властвуют над человеком. «Я» находится как бы в зависимости от бессознательного «Оно» и от социального «Сверх - Я», которое, властвует над ним в образах совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдистское «Я» находится в конфликтной ситуации с внешним миром, «Оно» и «Сверх - Я», что приводит к драматизации человеческого существования. Психоаналитическая доктрина З.Фрейда может быть понята как попытка решения загадки человеческого «Я». Подобное истолкование психоанализа Фрейда основывается на том, что он стремился найти движущие силы личности и «универсальные механизмы», обусловившие ее поведение в норме и патологии.
С развитием все более
Социальные формы отчуждения выступают у З.Фрейда как невротическая реакция на подавление инстинктов. Он пишет: «Для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать требованиям культуры… Все те, которые хотят быть лучше, чем им позволяет их конституция, подвержены неврозам». Невроз индивида и, более того, невроз всего общества рассматривается З.Фрейдом в качестве своеобразной формы социально – биологического кризиса. Даже работоспособность З.Фрейд интерпретирует в русле своей концепции, ибо по его мысли, работоспособность отражает определенную меру борьбы человека за его существование. Поскольку эта борьба усиливается, невротические реакции человека, в ответ на повышение требований к его работоспособности все более обостряются. Труд, по мнению З.Фрейда, есть сублимированная форма «несексуального» проявления сексуальной энергии.
Социальное в психоаналитическом понимании, выполняет роль лишь внешней сдерживающей функции по отношению к естественным биологическим влечениям и всегда остается чуждым, враждебным для личности.
У З.Фрейда человек рассматривается, как часть природы, но, с другой стороны, в его работах, явно проступает и то, что человек – часть «культурного» образования, член общества, цивилизации, где действуют иные закономерности, чем в природе и которые управляют «цивилизованной» частью человека.
Одним из важных моментов теории Фрейда является признание им эгоизма сущностью человеческой природы и главным принципом человеческих отношений.
Эгоистический характер человека проявляется в стремлении к удовольствию, что же касается «принципа реальности», который побуждает человека отказываться от целого ряда своих желаний, считаться с требованиями, интересами других людей, заниматься общественной деятельностью, то Фрейд не видит в этом отрицания эгоизма, поскольку эти общественные побуждения вызваны стремлением, по его мнению, самосохранения, то есть тем же эгоистическим интересом «… Сами социальные влечения развились в особые комплексы благодаря слиянию эгоистических и эротических компонентов.» Эгоизм Фрейд связывает с природой человека и даже стремление человека удовлетворять свои обычные, нормальные потребности, в пище, одежде, крове, половой любви, по его мнению является эгоизмом. Для него эгоизм интересов, воспитанных определенным строем и естественное стремление человека к удовлетворению своих необходимых потребностей – явления одного и того же порядка, то есть выражение эгоизма, которого никогда не изжить. В любом обществе, в любых условиях, суть отношений между людьми оставляет вражда, отчужденность и справедливость.
Итак, по З.Фрейду, в каждом из нас идет борьба между «принципом удовольствия», то есть стремлением удовлетворить свои влечения, и «принципом реальности», то есть невозможностью или трудностью их удовлетворения вследствие сопротивления социальной среды (моральные запреты, социальные нормы и т.д.) – культуры. Поэтому происходит подавление и вытеснение этих импульсов, влечений из сознания в сферу бессознательного.
Однако подавленные и
По З.Фрейду, можно и без гипноза обнаружить скрытую «динамическую травму», и доводить ее до сознания больного, выявляя тем самым причины болезни. Средством для этого является толкование сновидения. Суть метода толкования сновидений заключается в следующем: поскольку сновидения представляют то, что человек большей частью тайно и неведомо для него желает, поэтому надо раскрыть во внешних образах сновидений их внутреннее скрытое содержание. Это содержание включает впечатления предыдущего дня, а также забытые детские впечатления. Сущность сновидений, по З.Фрейду, это в основном эротические эмоции и побуждения, подавленные или вытесненные в детстве. Эротические сны, образы сновидений принимают искаженную символическую картину. З.Фрейд писал: «Чем более мы занимаемся разъяснением сновидений, тем охотнее мы признаем, что большая часть сновидений взрослых людей имеет дело с сексуальным материалом и выражает эротические желания».
Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка эти побуждения проходят несколько этапов:
I этап. Аутоэротизм и нарцизм – половые побуждения направлены на собственное тело (аутоэротизм – объект полового влечения еще не определен; нарцизм – объект определен, им становиться само тело ребенка).
II этап. Эротические побуждения
раздваиваются: у мальчиков
Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд выделяет следующие стадии: