Основы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями поиска объективных методов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию.

Файлы: 1 файл

КР психология.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

1.   Оральная – становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.

2.   Анальная – сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5 – 3 года).

3.   Фаллическая – дети рассматривают и исследуют свои гениталии, мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.

4.   Латентная – отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6 – 12 лет).

5.   Генитальная – стадия полового созревания (12 – 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.

Много внимания З.Фрейд уделил анализу тревожного состояния. Тревога – это функция Эго (первоначально Фрейд считал, что она является итогом отсутствия должной разрядки психической энергии либидо), назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать индивида о надвигающейся опасности, угрозе, которую надо встретить или избежать. Другими словами, тревога – это форма адаптации организма и является важнейшим свойством человеческой природы. Первичным источником тревоги является сам процесс рождения, являющийся травмирующим состоянием и вызывающим ощущение опасности и диффузное чувство страха в связи с отъединением от тела матери (отлучением от груди и т.п.).

З. Фрейд различает следующие  типы тревоги:

1.  Реалистическая тревога (синоним страха) – это эмоциональный ответ на угрозу и /или понимание реальных опасностей (например, встреча с хищниками в лесу, выпускной экзамен);

2.  Невротическая тревога – это эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно (лат. - Ид) станут осознанными; боязнь того, что Эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения (особенно сексуальные или агрессивные) и в случае совершения подобных неадекватных действий это повлечет отрицательные последствия.

3.  Моральная тревога – это эмоциональный ответ, связанный с тем, что Эго испытывает угрозу наказания со стороны Суперэго («Сверх -Я»). Моральная тревога возникает всегда, когда Оно (Ид) стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Супер эго отвечает на это чувством вины, стыда, самообвинения (например, страх родительского наказания за плохие отметки в школе и пр.). В конечном счете, З,Фрейд пришел к выводу, что тревога, вырастающая из Супер эго превращается, в конечном счете, в страх смерти.

З.Фрейд разработал классификацию защитных механизмов, которые помогают затормозить прорыв импульсов Оно и снимают или снижают тревогу. Защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана. Эти механизмы искажают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для организма.

З. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы:

1.Вытеснение. Это первичная защита  Эго, которая лежит в основе  других защитных механизмов и  обеспечивает наиболее прямой  уход от тревоги. Это «мотивированное  забывание», или точнее, это процесс  удаления из сознания мыслей  и чувств, причиняющих страдание.  В итоге действия вытеснения  индивид не осознает своих  вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий (например, человек страдающий от личных неудач, не может рассказать о своем тяжелом опыте). Вытесненные из сознания мысли и импульсы не теряют свою актуальность в бессознательном и проявляются в сновидениях, шутках, оговорках.

2.Проекция – это процесс,  выражающийся в том, что индивид,  приписывает собственные неприемлемые  мысли, чувства, поведение другим  людям, т.е. возлагается вина  на других (например, студент, получивший  двойку на экзаменах, объясняет  это внешними причинами; преподаватель  плохо объяснил тему и пр.)

3.Замещение. Это проявление инстинктивного  импульса переадресовки от более  угрожающего объекта к менее  угрожающему (например, работник, получивший нагоняй от начальника, приходит домой и начинает кричать на домашних, которые таким образом, выступают в качестве замещающих начальника).

4.Рационализация. Это искажение  реальности с целью самозащиты. Так, мужчина, которому женщина  отказала в свидании, утешает  себя тем, что она непривлекательна (по типу сюжета в басне «Лиса  и виноград»).

5.Противодействие. Это выражение  в мыслях и поведении обратных  действий или побуждений (например, человек, у которого доминируют  сексуальные импульсы, внешне ведет  себя как борец с сексуальными  отношениями, рассматривает их  как разврат).

6.Регрессия. Это возврат к  ребячливым, детским моделям поведения  (несдержанность в поступках,  детский лепет, езда на автомобиле  с высокой скоростью и т.п.)

7.Сублимация. Это процесс изменения  своих импульсов, трансформация  их в социально приемлемые  мысли и действия. В сублимации  импульсы не сдерживаются, половая  (либидо) или агрессивная энергия  преобразуется в другие социальные  формы деятельности (так если мастурбация вызывает тревогу у юноши, он переводит ее в футбол и т.д.; человек с сильными садистскими наклонностями может стать хирургом и пр.).

8.Отрицание. Это отрицание, отказ  признавать неприятные события.

В заключении отметим, что фрейдовская концепция в целом неоднократно подвергалась критике за пансексуализм. Ее основные принципы (в частности, механизм вытеснения) слабо поддаются валидизации (проверке на опыте). Тем не менее, многие психоаналитические идеи и методы по сей день активно используются в антропологии, психологии, философии, социологии, педагогике, медицине (метод толкования сновидений, метод свободных ассоциаций и др.). Еще при жизни З.Фрейда возникло широкое психоаналитическое движение, в рамках которого сформировался неофрейдизм. Критикуя абсолютизацию З.Фрейдом роли сексуальных влечений в человеческой природе, неофрейдисты сохранили центральное положение З.Фрейда об определяющей роли бессознательного в поведении человека.

Теория  личности К.Юнга.

Карл Юнг (1875-1961) вырос  в семье швейцарского пастора. По натуре глубокий интроверт с детства. Активно изучал философию и религию, любил уединенные прогулки, восхищался природой. В отрочестве и юности, по собственному признанию, был постоянно  погружен в свои мечты и фантазии, имел сверхъестественные видения и  был убежден, что обладает тайным знанием о будущем и что  в нем сосуществуют две личности. К.Юнг закончил медицинский факультет Базельского университета по специальности психиатрия в 1900 году. Работал в Цюрихском госпитале для душевно больных под руководством Э.Блейлера (автора термина «шизофрения»). Позднее (с 1907 г.) К.Юнг завязал тесное знакомство и сотрудничество с З.Фрейдом, который высоко оценил его образованность. В 1910 году К.Юнг был избран первым президентом «Международной психоаналитической ассоциации». Но в 1913 К.Юнг и З.Фрейд навсегда разошлись друг с другом в связи с разногласиями в понимании психоанализа и больше никогда не встречались. К.Юнг в 1914 году подал в отставку с поста президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. В течение последующего четырехлетнего тяжелого душевного кризиса (от истощения К.Юнг даже перестал читать лекции) он углубился в анализ снов и фантазий в своем внутреннем мире и был близок (как считают некоторые исследователи) к помешательству. Как считал позднее К.Юнг, это путешествие в глубинах собственной психики явилось толчком и дало материал для разработки его основных идей в психологии. После второй мировой войны К.Юнг много путешествовал, читал лекции, изучал культуру и быт народов в Америке, Азии и Африки, развивал на основе новых данных свою концепцию, получившую название «Аналитическая психология».

По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное.

1.Эго – это основа  самосознания, включает все текущее  содержание сознания человека (мысли,  чувства, воспоминания, ощущения  и пр.), что обеспечивает целостность  и постоянство личности, осознание  человеком себя, как относительно  постоянной субъективно – объективной  реальностью.

2.Личное (индивидуальное) бессознательное  – это душевные конфликты,  переживания, образы, которые когда-  то осознавались, но затем были  подавлены и стали неосознаваемыми.  В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.

3.Коллективное бессознательное  – это наиболее глубоко лежащий  слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического формирования вообще». Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.

В работе «Архетип и символ»  К.Юнг писал : «под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как основные элементы мифов и в то же время являющиеся автономными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции, и миграции, но также с помощью наследственности. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».

Таким образом, если индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельных людей и представляет собой переживания, которые были сознательными, а затем были забыты или подавлены, то коллективное бессознательное  – это общечеловеческий опыт, присущий всем расам и народам, который  проявляется в первобытной мифологии, народном эпосе, в религиозных верованиях, в символах искусства, а у современных  людей в сновидениях.

Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны: это  общечеловеческие обобщенные образы –  модели матери, ребенка, героя, мудреца, бога Солнца, смерти и т.д. Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом:

1.  Персона (от лат.- «маска») – это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.

2.  Тень – это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д.

3.  Анима – архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.

4.  Анимус – образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.

Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе – мужских и женских качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по – разному (больше или меньше) в соответствии с полом.

5.Важнейшим архетипом  является Самость – ядро личности, образ – модель, котораявыражает  единство  и  целостность  человека.  По  Юнгу,  «самость  означает  всю  личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

Учение К.Юнга о структуре личности находится в рамках психоанализа и представляет определенный интерес для психологической практики в социальной работе. Вместе с тем, будучи довольно абстрактным, оно является и маловерифицируемым (что признавал и сам К.Юнг).

Наиболее «практичным» является учение К.Юнга о психологических функциях и особенно его типология личности, послужившая основой для разработки целого ряда психотехнологий, в частности, психо-диагностических методов в социальной работе (см. модуль 4, глава 4.2).

Теория  личности А.Адлера.

Альфред Адлер (1870-1937), как  и З.Фрейд, родился в многодетной еврейской семье торговца. Детство оказалось психологически трудным в связи с рядом критических событий: в 3 года умер младший брат, в 5 лет болел тяжелой формой пневмонии и был близок к смерти (позднее он считал, что это вызвало у него стремление стать врачом), дважды чуть не был убит в уличных происшествиях. В молодости А.Адлер увлекался идеями социализма, участвовал в политических собраниях. В 1888г. поступил в Венский университет на медицинский факультет, где познакомился со своей будущей женой студенткой из России Раисой Энштейн, на которой женился в 1897г. В 1895г. получил медицинскую степень. В 1902 – 1911г.г. входил в кружок З.Фрейда, был президентом Венского психоаналитического общества и после разрыва с З.Фрейдом из-за научных разногласий основал общество свободного психоанализа (позднее переименованное в Общество индивидуальной психологии). В 1935 г. А.Адлер с семьей переехал в США, гда занимался частной психиатрической практикой, совершал путешествия с чтением лекций. А.Адлер умер в Шотландии во время одного из лекционных турне.

Информация о работе Основы психологии