Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:04, контрольная работа
В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями поиска объективных методов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию.
1. Оральная – становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.
2. Анальная – сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5 – 3 года).
3. Фаллическая – дети рассматривают и исследуют свои гениталии, мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.
4. Латентная – отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6 – 12 лет).
5. Генитальная – стадия полового созревания (12 – 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.
Много внимания З.Фрейд уделил анализу тревожного состояния. Тревога – это функция Эго (первоначально Фрейд считал, что она является итогом отсутствия должной разрядки психической энергии либидо), назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать индивида о надвигающейся опасности, угрозе, которую надо встретить или избежать. Другими словами, тревога – это форма адаптации организма и является важнейшим свойством человеческой природы. Первичным источником тревоги является сам процесс рождения, являющийся травмирующим состоянием и вызывающим ощущение опасности и диффузное чувство страха в связи с отъединением от тела матери (отлучением от груди и т.п.).
З. Фрейд различает следующие типы тревоги:
1. Реалистическая тревога (синоним страха) – это эмоциональный ответ на угрозу и /или понимание реальных опасностей (например, встреча с хищниками в лесу, выпускной экзамен);
2. Невротическая тревога – это эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно (лат. - Ид) станут осознанными; боязнь того, что Эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения (особенно сексуальные или агрессивные) и в случае совершения подобных неадекватных действий это повлечет отрицательные последствия.
3. Моральная тревога – это эмоциональный ответ, связанный с тем, что Эго испытывает угрозу наказания со стороны Суперэго («Сверх -Я»). Моральная тревога возникает всегда, когда Оно (Ид) стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Супер эго отвечает на это чувством вины, стыда, самообвинения (например, страх родительского наказания за плохие отметки в школе и пр.). В конечном счете, З,Фрейд пришел к выводу, что тревога, вырастающая из Супер эго превращается, в конечном счете, в страх смерти.
З.Фрейд разработал классификацию защитных механизмов, которые помогают затормозить прорыв импульсов Оно и снимают или снижают тревогу. Защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана. Эти механизмы искажают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для организма.
З. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы:
1.Вытеснение. Это первичная защита
Эго, которая лежит в основе
других защитных механизмов и
обеспечивает наиболее прямой
уход от тревоги. Это «
2.Проекция – это процесс,
выражающийся в том, что
3.Замещение. Это проявление
4.Рационализация. Это искажение
реальности с целью самозащиты.
Так, мужчина, которому
5.Противодействие. Это
6.Регрессия. Это возврат к
ребячливым, детским моделям поведения
(несдержанность в поступках,
детский лепет, езда на
7.Сублимация. Это процесс изменения
своих импульсов,
8.Отрицание. Это отрицание,
В заключении отметим, что фрейдовская концепция в целом неоднократно подвергалась критике за пансексуализм. Ее основные принципы (в частности, механизм вытеснения) слабо поддаются валидизации (проверке на опыте). Тем не менее, многие психоаналитические идеи и методы по сей день активно используются в антропологии, психологии, философии, социологии, педагогике, медицине (метод толкования сновидений, метод свободных ассоциаций и др.). Еще при жизни З.Фрейда возникло широкое психоаналитическое движение, в рамках которого сформировался неофрейдизм. Критикуя абсолютизацию З.Фрейдом роли сексуальных влечений в человеческой природе, неофрейдисты сохранили центральное положение З.Фрейда об определяющей роли бессознательного в поведении человека.
Теория личности К.Юнга.
Карл Юнг (1875-1961) вырос в семье швейцарского пастора. По натуре глубокий интроверт с детства. Активно изучал философию и религию, любил уединенные прогулки, восхищался природой. В отрочестве и юности, по собственному признанию, был постоянно погружен в свои мечты и фантазии, имел сверхъестественные видения и был убежден, что обладает тайным знанием о будущем и что в нем сосуществуют две личности. К.Юнг закончил медицинский факультет Базельского университета по специальности психиатрия в 1900 году. Работал в Цюрихском госпитале для душевно больных под руководством Э.Блейлера (автора термина «шизофрения»). Позднее (с 1907 г.) К.Юнг завязал тесное знакомство и сотрудничество с З.Фрейдом, который высоко оценил его образованность. В 1910 году К.Юнг был избран первым президентом «Международной психоаналитической ассоциации». Но в 1913 К.Юнг и З.Фрейд навсегда разошлись друг с другом в связи с разногласиями в понимании психоанализа и больше никогда не встречались. К.Юнг в 1914 году подал в отставку с поста президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. В течение последующего четырехлетнего тяжелого душевного кризиса (от истощения К.Юнг даже перестал читать лекции) он углубился в анализ снов и фантазий в своем внутреннем мире и был близок (как считают некоторые исследователи) к помешательству. Как считал позднее К.Юнг, это путешествие в глубинах собственной психики явилось толчком и дало материал для разработки его основных идей в психологии. После второй мировой войны К.Юнг много путешествовал, читал лекции, изучал культуру и быт народов в Америке, Азии и Африки, развивал на основе новых данных свою концепцию, получившую название «Аналитическая психология».
По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное.
1.Эго – это основа
самосознания, включает все текущее
содержание сознания человека (мысли,
чувства, воспоминания, ощущения
и пр.), что обеспечивает целостность
и постоянство личности, осознание
человеком себя, как относительно
постоянной субъективно –
2.Личное (индивидуальное) бессознательное
– это душевные конфликты,
переживания, образы, которые когда-
то осознавались, но затем были
подавлены и стали
3.Коллективное
В работе «Архетип и символ» К.Юнг писал : «под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как основные элементы мифов и в то же время являющиеся автономными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции, и миграции, но также с помощью наследственности. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».
Таким образом, если индивидуальное
бессознательное отражает личностный
опыт отдельных людей и представляет
собой переживания, которые были
сознательными, а затем были забыты
или подавлены, то коллективное бессознательное
– это общечеловеческий опыт, присущий
всем расам и народам, который
проявляется в первобытной
Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны: это общечеловеческие обобщенные образы – модели матери, ребенка, героя, мудреца, бога Солнца, смерти и т.д. Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом:
1. Персона (от лат.- «маска») – это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.
2. Тень – это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д.
3. Анима – архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.
4. Анимус – образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.
Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе – мужских и женских качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по – разному (больше или меньше) в соответствии с полом.
5.Важнейшим архетипом
является Самость – ядро
Учение К.Юнга о структуре личности находится в рамках психоанализа и представляет определенный интерес для психологической практики в социальной работе. Вместе с тем, будучи довольно абстрактным, оно является и маловерифицируемым (что признавал и сам К.Юнг).
Наиболее «практичным» является учение К.Юнга о психологических функциях и особенно его типология личности, послужившая основой для разработки целого ряда психотехнологий, в частности, психо-диагностических методов в социальной работе (см. модуль 4, глава 4.2).
Теория личности А.Адлера.
Альфред Адлер (1870-1937), как и З.Фрейд, родился в многодетной еврейской семье торговца. Детство оказалось психологически трудным в связи с рядом критических событий: в 3 года умер младший брат, в 5 лет болел тяжелой формой пневмонии и был близок к смерти (позднее он считал, что это вызвало у него стремление стать врачом), дважды чуть не был убит в уличных происшествиях. В молодости А.Адлер увлекался идеями социализма, участвовал в политических собраниях. В 1888г. поступил в Венский университет на медицинский факультет, где познакомился со своей будущей женой студенткой из России Раисой Энштейн, на которой женился в 1897г. В 1895г. получил медицинскую степень. В 1902 – 1911г.г. входил в кружок З.Фрейда, был президентом Венского психоаналитического общества и после разрыва с З.Фрейдом из-за научных разногласий основал общество свободного психоанализа (позднее переименованное в Общество индивидуальной психологии). В 1935 г. А.Адлер с семьей переехал в США, гда занимался частной психиатрической практикой, совершал путешествия с чтением лекций. А.Адлер умер в Шотландии во время одного из лекционных турне.