Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:04, контрольная работа
В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями поиска объективных методов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию.
А.Адлер оставил после себя около 300 книг и статей. Наиболее крупные его работы: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Невротическая конституция» (1917), «Постижение человеческой природы» (1927).
Альфред Адлер выдвинул ряд идей, среди которых можно отметить принцип единства личности (в противовес разделения ее на «Я», «Оно» и «Сверх - Я» у Фрейда) и подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Согласно Адлеру, индивид из –за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека. По Адлеру, каждому человеку присущи бессознательное «стремление к власти». Поэтому изучение социальных побуждений сводится у него к расшифровке вытесненных желаний властвования, превосходства над другими. Отвергая биологизм Фрейда, а за ним и Юнга, Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. Если Фрейд в поисках мотиваций поведения человека сосредоточивал внимание на выявлении причин действий человека, то для Адлера причинность не играет важной роли. Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность». Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки». Эти механизмы – так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение. Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству». Конечной целью развития человека является стремление к самосовершенствованию, к достижению «Самости». В этом смысле Адлер акцентирует внимание на активном принципе человеческой жизни, на самодеятельности человека.
Идеи А.Адлера получили широкое признание и оказали значительное влияние на развитие индивидуальной и клинической психологии. Его взгляды о важном значении социального интереса и рациональных и волевых процессах в природе человека способствовали возникновению Эго – психологии и гуманистической психологии, оказали воздействие на разработку концепций Э.Фромма, К.Хорни, Г.Олпорта, А.Маслоу, В.Франкла.
Несмотря на достаточно резкую критику учения «отца» психоанализа З.Фрейда, А.Адлер в целом, как уже отмечалось, развивал свои идеи в общем русле психоаналитического интрапсихологического направления. Все основные выдвинутые А.Адлером положения, базируются в основном на субъективных предположениях, хотя и как бы интуитивно очевидных, но все же не имеющих широкой эмпирической базы (идея о неодинаковом развитии органов и функций у человека, отсюда с детского возраста чувство неполноценности и стремление к ее компенсации на основе постановки жизненных целей и активного их достижения, стремление к власти и превосходству, в конечном счете, к самосовершенствованию и т.д.). Эти интрапсихологические попытки «заглянуть в душу» индивида и выявить наиболее глубокие пружины его жизнедеятельности были подвергнуты критике со стороны другого крупного персонологического направления – бихевиоризма, опиравшегося на более твердую эмпирическую основу - анализ фактов внешнего поведения личности. Видным представителем данного направления является Б.Скиннер.