Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:29, контрольная работа
Цель работы: изучить особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР
При выполнении контрольной работы мы использовали следующие методы
теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация.
Введение 3
1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 4
2. Структура психологической готовности детей к школьному обучению 6
3. Критерии психологической готовности детей к школьному обучению 9
4. Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению 13
5. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР 15
Заключение 21
Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Общая психолого-
2. Структура психологической готовности детей к школьному обучению 6
3. Критерии психологической готовности детей к школьному обучению 9
4. Специфика готовности
детей с задержкой
5. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР 15
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время как показывает опыт и многочисленность исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у него отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.
На данном этапе
развития нашего общества
Результаты психолого-
Однако все чаще педагоги-практики (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью - ученика.
На фоне достаточного
интеллектуального развития
Цель работы: изучить особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР
При выполнении контрольной работы мы использовали следующие методы
теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация.
1. Общая психолого-
Поступающим в школу детям
с ЗПР присущ ряд специфических
особенностей. Они не обнаруживают
готовности к школьному обучению.
У них нет нужных для усвоения
программного материала умений, навыков
и знаний. В связи с этим дети
оказываются не в состоянии (без
специальной помощи) овладевать счетом,
чтением, письмом. Им трудно соблюдать
принятые в школе нормы поведения.
Они испытывают затруднения в
произвольной организации деятельности.
Испытываемые ими трудности усугубляются
ослабленным состоянием их нервной
системы. Дети быстро утомляются, работоспособность
их падает, а иногда они просто перестают
выполнять начатую
Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.
В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Особые трудности дети
испытывают при овладении представлениями
о величине, не выделяют и не обозначают
отдельные параметры величины (длина,
ширина, высота, толщина). Затруднен
процесс анализирующего восприятия:
дети не умеют выделить основные структурные
элементы предмета, их пространственное
соотношение, мелкие детали. Можно говорить
о замедленном темпе
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки
ориентировочно-
Люблинская А.А. пишет: «У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания».[3, с.58]
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.
Фадина Г.В отмечает: «Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи. [6, с.32]
Значительным своеобразием
отличается поведение этих детей. После
поступления в школу они
При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Известно, что одним из
компонентов готовности к школьному
обучению является определенный объем
знаний. Другие ее компоненты - известный
круг навыков, умений (в частности, некоторые
умственные действия и операции) и
необходимый уровень
Приобретенный в период дошкольного
детства запас элементарных сведений,
представлений и умений составляет
основу овладения научно-
Климова К.А.пишет: «Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими». [5, с.113]
Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
В современной психолого-
В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков; психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих характеристик психической деятельности дошкольника (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. И. Гуткина, У. В. Ульенкова и др.).
В зарубежной психологии определяется понятие "готовность к школе" как система характеристик, позволяющих овладеть учебной программой за счёт оптимального полноценного психического развития (А. Анастази, И. Шванцара). [2, с.76]
В отечественной психологии представлен качественно иной подход к оценке готовности детей к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. [1, с.201]
В рамках подхода, продолжающего идеи
Л.С. Выготского, психологические особенности
определяются с помощью характеристики
ведущей деятельности. Если готовность
к школе является продуктом нормального
развития ребенка в дошкольном возрасте,
а ведущей деятельностью
Запорожец А.И. указывал, что готовность к обучению в школе составляют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности. [1, с.202]
Божович Л.И отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника. [1, с.202]
П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные
факторы, как необходимость
Д.Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов. [1, с.202]
Понятие психологической готовности
является комплексным показателем,
регистрирующем изменения в познавательном,
эмоционально-волевом и
Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие
компоненты:
1) Личностная готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности.
3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности.
4) Эмоциональная готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.
Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности — произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных навыков и конструктивных межличностных взаимодействий.
Информация о работе Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР