Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:29, контрольная работа
Цель работы: изучить особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР
При выполнении контрольной работы мы использовали следующие методы
теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация.
Введение 3
1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 4
2. Структура психологической готовности детей к школьному обучению 6
3. Критерии психологической готовности детей к школьному обучению 9
4. Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению 13
5. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР 15
Заключение 21
Список литературы
Вариативность программ обучения детей в школе сделала актуальной задачу разработки критериев, по которым можно определить уровень готовности ребёнка к обучению.
Американские психологи (Я. Йирасек
и Керн) уделяют наибольшее внимание
исследованию интеллектуальных, эмоциональных
и социальных компонентов: в интеллектуальном
развитии ведущими являются критерии
сформированности процессов познавательной
деятельности и речевой функции,
в эмоциональном — способность
к эмоциональной регуляции и
наличие эмоциональной
Другой подход к выделению критериев готовности к школе представляют отечественные психологи. Д.Б. Эльконин выделяет в качестве основных критериев: сформированность функций замещения предмета, умение подчиняться правилам и инструкциям, сформированность операций мыслительной деятельности.
Концепции готовности к школьному
обучению как комплексу качественных
характеристик, позволяющих адаптироваться
в школе, придерживались А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина. Они включали
в понятие готовности к обучению
развитие самоконтроля и саморегуляции,
произвольного поведения, умение решать
интеллектуально-практические задачи
продуктивными способами
А.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова отнесли к основным сторонам готовности к школе факторы личностной зрелости, которая проявляется в трех системах отношений: ребенка ко взрослому, его произвольность; ребенка к сверстнику; ребенка к самому себе, то есть уровень самосознания.
Е.К. Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сахонова
(1999) разработали экспресс-
Личностная готовность. Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделено три основных параметра.
Интеллектуальная готовность. Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности — это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей старшего дошкольного возраста к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей.
Социально-коммуникативная готовность. Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности — это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.
Обобщая все подходы и точки зрения на определение критериев готовности детей к школьному обучению, можно выделить интегративные уровни:
Данные критерии делят готовность детей к школе на три уровня, которые представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1.
Критерии готовности детей к школе
Уровни готовности детей к школе |
Критерии готовности детей к школе |
Высокий уровень |
-ребенок определяет содержание задания; -способен проводить все словесно-логические операции; -имеет высокий уровень всех видов памяти; -внимание устойчиво, способен к длительной его концентрации; -речь развивается без отклонений; -ребенок контролирует собственную деятельность на всех этапах работы, результат соответствует поставленной цели; -самооценка адекватна; -использует рациональные продуктивные способы, действия адекватны и осмысленны; -ему (ребёнку) нужна только организующая помощь, он самостоятельно способен преодолеть трудности. |
Средний уровень (характерен детям с задержками развития) |
-трудности возникают при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения (сравнивая, ребенок не может выделить признаки сходства; обобщение проводит на интуитивно-практическом уровне, словесно не обозначая выделяемые понятия); -восприятие -неспособность к длительному напряжению и концентрации внимания; -затруднения в запоминании вербальной информации; -фонетико-фонематическое недоразвитие речи: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия; -не сформированы устойчивые способы самоконтроля и самооценки; -ребенок не может адекватно оценить результаты своей деятельности использует нерациональные способы, действуют методом проб и ошибок; -действия не всегда адекватны ситуации, помощь взрослого принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы; -эмоциональное состояние характеризуется истощаемостью организма из-за умственных нагрузок, эмоциональной неустойчивостью. |
Низкий уровень (присущ детям с выраженными нарушениями интеллектуально-эмоционального развития) |
-при выполнении заданий требующих анализа, сравнения, обобщения, нужна развернутая помощь взрослого; -восприятие не целостно, искаженно; -низкий уровень развития памяти; -внимание крайне неустойчиво; -общее недоразвитие всех компонентов речи: дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, аграмматизмы в речевом оформлении, не усвоение грамматических стандартов, речь не связная и односложная; -ребенок не контролирует собственную деятельность на всех этапах работы; -самооценка неадекватна; -ребенок не замечает и не исправляет ошибок; -эмоциональное состояние ухудшается по мере утомления или не успешности в выполнении заданий; -эмоционально неустойчив. |
Психологическая готовность к школе появляется как итог полоценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
Психолого-педагогические исследования детей с ЗПР позволяют выявить своеобразие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, определить в какой степени это оказывает влияние на формирование интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению.
Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович,
Л.В. Яссман позволяет сделать вывод
о том, что дети с ЗПР к началу
школьного обучения не достигают
оптимального уровня интеллектуально-эмоционального
развития. У всех старших дошкольников
с ЗПР не сформирована готовность
к школьному обучению. Это проявляется
в незрелости функционального состояния
центральной нервной системы: слабость
процессов возбуждения и
Дети с ЗПР не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы — у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
У.В. Ульенкова выявила
У.В. Ульенкова разработала
Таблица 4.1.
Уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР
Уровне вая оценка |
Критерии готовности к обучению детей с ЗПР |
1-й уровень |
Ребенок принимает активное участие в деятельности, его характеризует устойчивое положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности, способен к вербализации задания независимо от формы его предъявления (предметной, образной, логической), вербально программирует деятельность, осуществляет самоконтроль за ходом операционной стороны. |
2-й уровень. |
Задания выполняются с помощью взрослого, не сформированы способы самоконтроля, ребенок не программирует деятельность. Исходя из особенностей этого уровня, можно выделить направления педагогической работы с детьми по формированию общей способности к усвоению знаний: формирование устойчивого положительного отношения к познавательной деятельности, способов самоконтроля в процессе деятельности. |
3-й уровень. |
Значительное отставание
от оптимальных возрастных показателей
по всем структурным компонентам. Для
выполнения заданий детям недостаточно
организующей помощи. Поведение детей
реактивное, они не осознают задание,
не стремятся к получению |
4 уровень. |
Психологически выражает еще более значительное отставание детей от оптимальных возрастных показателей. Содержание заданий недоступно. |
5-й уровень. |
Ребенок улавливает из инструкции взрослого лишь форму активности — рисовать, рассказывать. |
Детям с ЗПР соответствуют второй и третий уровни.
Тригер Р.Д. считал важным показателем готовности детей с ЗПР к обучению грамоте, ориентировку в речевой деятельности, овладение навыками звукового анализа. [3, с.144 ]
Важное значение для обучения детей
с ЗПР имеет их готовность к
усвоению счета. Для этого, прежде всего,
важно научить детей выполнять
различные классификации и
Специальные диагностические методики помогают выявлению конкретных качественных характеристик пониженной обучаемости у детей с ЗПР.
Таким образом, психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено.
5. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР.
Принципиальный путь помощи
детям с ЗПР при формировании
общей способности к учению —
это помощь в овладении собственной
интеллектуальной деятельностью, основными
её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным,
операциональным, регуляционным). В
основе овладения любым структурным
компонентом интеллектуальной деятельности
лежат те же психологические механизмы,
что и в основе формирования любого
умственного действия. Это организация
внешних действий на специально организованной
ориентировочной основе и постепенный
её перевод во внутренний план. Общее
направление организации
Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий о мире. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).
Информация о работе Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР