Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:29, контрольная работа
Цель работы: изучить особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР
При выполнении контрольной работы мы использовали следующие методы
теоретического исследования:
- изучение и анализ литературы;
- систематизация;
- обобщение;
- классификация.
Введение 3
1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 4
2. Структура психологической готовности детей к школьному обучению 6
3. Критерии психологической готовности детей к школьному обучению 9
4. Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению 13
5. Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР 15
Заключение 21
Список литературы
Фадина Г.В. пишет: «Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих направлениях: от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды — к выполнению правил только её представителями и так далее.
Значительное внимание уделяется
занятиям продуктивными видами деятельности
(рисование, лепка, аппликация, конструирование).
При опоре на практические действия
у детей легче вызвать желание
выполнить задание воспитателя,
помочь осознать его составные части,
правила выполнения, а дальше на
этой основе учить элементарному
планированию предстоящей деятельности.
Опора на практические действия благоприятна
и в целях одновременного формирования
у детей соответствующих
На основе практических действий
при целенаправленной педагогической
работе быстрее можно сформировать
интеллектуальную деятельность с опорой
на общие представления и
Постепенно усложняются
требования к речевому опосредованию
деятельности детей. Речевое опосредование
ребёнком собственной деятельности
является необходимым условием осмысления
поставленной перед ним общей
цели, её конкретизации, планирования
путей и средств реализации, оценки
адекватности средств достижения, а
также представления
Усложнение требований к речевому опосредованию идёт в двух направлениях: 1) обязательное проговаривания ребёнком того, что он должен и как он должен сделать, к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее — от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и оформлению в речи средств её выполнения и уже на этой основе — к собственному целеполаганию и планированию деятельности при соответствующем речевом оформлении.
2) постепенное продвижение детей от развёрнутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развёрнутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свёрнутому проговариванию «про себя».
Реализации обоих направлений в работе с детьми способствуют специально подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы: поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала; учёт тех детей, которым так и не удалось на групповом занятии понять задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей — стиля, основой которого является простое подражание, копирование чужого труда.
Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание. Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе, организуется система практических действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы: проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.
В определённой последовательности
с детьми проводится работа по обучению
их объективной оценке полученного
результата — сличению его с заданием.
Как и в предыдущих случаях, предварительно
создаётся ориентировочная
Сначала воспитатель вместе
с детьми перед началом оценки
их работ повторяет правила
Фадина Г.В. считает: «Постепенное усложнение требований к операциональной стороны деятельности детей на занятиях продуктивными видами деятельности играет особую роль в формировании у них различных сенсорных действий путём усвоения ими соответствующих эталонов. Формирование сенсорных действий у детей осуществляется в процессе решения не только задач на восприятие в их чистом виде, но и интеллектуальных задач, направленных на установление логических отношений между теми или иными воспринимаемыми компонентами. Сформировавшиеся и закрепившиеся у детей сенсорные действия выполняют в учебной деятельности роль операций, в частности, в процессе решения интеллектуальных задач, а так же при выполнении творческих работ. Таким образом, формирование этих действий у детей обязательно направляется в русло овладения ими основными структурными компонентами учебной деятельности».[6, с.63]
Учебные занятия по развитию
элементарных математических представлений
и занятия по родному языку
в основном подчиняются той же
логике формирования ребёнка как
субъекта учебной деятельности, которая
была описана выше. Однако каждый из
этих видов учебных занятий
Занятия по родному языку
позволяют проводить
Практика обучения и воспитания
детей с ЗПР позволяет
Заключение
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной
деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности
и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
Список литературы
Информация о работе Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР