Особенности эмоций и волевых процессов у олигофренов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Особенности развития личности детей-олигофренов……………… 4
2. Эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка…………… 6
3. Особенности формирования волевой сферы умственно
отсталого ребенка………………………………………………………... 9
4. Роль эмоционально-волевой сферы на развитие
умственно отсталого ребенка…………………………………………… 12
Заключение………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

олигофрения новый реферат.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  спорта, туризма и молодежной политикИ российской федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  университет 

физической культуры и спорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Специальная психология»

Особенности эмоций и волевых процессов у олигофренов

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1  курса

Группы 2

Кобелькова Наталья Николаевна

 

Научный руководитель:

Александр Васильевич

Заикин 

 

 

 

 

 

 

Омск–2013

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Особенности развития личности детей-олигофренов……………… 4

2. Эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка…………… 6

3. Особенности формирования волевой сферы умственно

отсталого ребенка………………………………………………………...  9

4. Роль эмоционально-волевой сферы на развитие

умственно отсталого  ребенка……………………………………………  12

Заключение………………………………………………………………… 16

Список используемой литературы       18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

 Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

 В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.

 Особенно затруднен  при олигофрении перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в новые аналогичные условия. Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях.

Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются  выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.

 

1. Особенности развития личности детей-олигофренов

 

Личность — это  конкретный человек, занимающийся определенными  видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде  и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка микросоциальных групп и коллективов.

Развитие личности в  онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим  линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии  индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью и возрастной нормативностью сочетания  данных линий в процессе индивидуального  развития человека.

Этапы развития личности — это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального  врастания ребенка в цивилизацию  является единство двух планов развития — естественного (биологического) и  социального (культурного). По выражению  Л.С.Выготского, «оба ряда изменений  взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка».

Таким образом, задержка или отклонения в становлении  личностного уровня развития ребенка  могут быть обусловлены как нарушениями  психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л. С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Говоря об отклонениях  в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также  иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.

Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

 

 

 

 

 

2. Эмоциональное развитие умственно отсталого ребенка

 

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого  ребёнка, путей формирования его  личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик  личности ребёнка - олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства  играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка - олигофрена наличие  в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных  его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики - это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма".

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и  чувств умственно отсталого ребёнка  обусловлена в первую очередь  особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена - школьника  недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок  пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости".

Это объясняется тем, что у ребёнка - олигофрена очень  слабо развиты потребности в  новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка - олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют  места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы  умственно отсталого ребёнка  характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя".

То есть, переживания  умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие  примитивных потребностей.

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка - олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей - олигофренов  часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка  и незрелость, примитивность мотивационно - потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Особенно важное значение на современном этапе приобретает  концепция психического развития умственно  отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Выготский - один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единый процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С. Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости - факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.

Таким образом, изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых  положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

 

3. Особенности формирования волевой сферы умственно отсталого ребенка

 

Что касается волевой  сферы умственно отсталого ребенка, то она проявляется в нарушении  структуры волевых действий.

Исследования показали, что умственно отсталые дети не умеют  ставить цель и следовать ей.

Наблюдается недоразвитие мотивации, особенно отмечают, что дети мало инициативны, отличаются не самостоятельностью, повышенной внушаемостью. Особенно слабость воли обнаруживается в тех случаях, когда дети знают как надо действовать, но потребности в этом не испытывают. Часто дети действуют не раздумывая.

В работах Л.С. Выготского говорилось о том, что «примитивные реакции есть реакции обошедшие  личность. Следовательно в ней проявляется недоразвитие личности»

Специалисты считают, что  при коррекционной работе недостатков  волевой сферы умственно отсталых детей необходимо учитывать индивидуальные особенности, а также обращать внимания на то, что развитие воли и эмоции тесно зависят от общего направления развития их личности. От ребенка необходимо добиваться осознания необходимости выполнения норм и правил.

Как показали исследования, в проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигались  на первый план интеллектуальная недостаточность ребенка. Это закреплено в самом определении детей, которых называют умственно отсталыми. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта. Многие склонны, даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.

По мнению Э. Сегена из всех недостатков этих детей самым  главным является недостаток воли.

Гораздо важнее, чем все  остальные физиологические и психологические расстройства, взятые вместе – расстройство воли.

Воля – это рычаг всех действий, всех способностей – отсутствует  у умственно отсталого ребенка.

Дети с интеллектуальной недостаточностью совершенно лишены воли. Ни одна из интеллектуальных способностей не может считаться вполне отсутствующей у этих детей. Но у них нет умения свободно прилагать свои способности к явлениям нравственного и отвлеченного характера.

В общей совокупности многообразных психических черт личности существенное место принадлежит  воле. Воля – это способность  человека действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая  возникающие препятствия. Часто  волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных тенденций. Решающую роль в волевых процессах играет мысленное построение будущей ситуации, активность внутреннего плана, что определяет результат борьбы мотивов и принятия решения в пользу волевого поступка.

Информация о работе Особенности эмоций и волевых процессов у олигофренов