Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в изучении особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Изучение психолого-медико-педагогической документации.
3. Подобрать и адаптировать пакет психодиагностических методик направленных на изучение особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
4. Экспериментально изучить особенности коммуникативного поведения у детей с алалией и оформить в выводах и методических рекомендациях исследования.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
1.1 Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых
1.2 Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
2.2 Количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Эльвира.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА КОРРЕЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логопедические  технологии»

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ.

Ставрополь, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ  С АЛАЛИЕЙ

1.1 Исследование коммуникативного  поведения в трудах ученых

1.2 Особенности коммуникативного  поведения у детей с алалией

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

2.1 Организация и методики экспериментального  исследования

2.2 Количественный и качественный  анализ экспериментальных данных

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в  данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением  коммуникативной деятельности в  процессе социализации ребенка и  значением дошкольного детства  в развитии личности человека.

Многие педагоги, такие как, Верещагин  Е.М., Костомаров В.Г., Левченко И. Ю., Ткачева  В. В. говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей  при составлении рассказов «из  личного опыта», по картине и серии  картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр. Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно -недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.

Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в работе И.А. Стернина «О понятии коммуникативного поведения».

И.А. Стернин выделял прподуктивное  и рецептивное коммуникативное  поведение. Продуктивное коммуникативное  поведение – вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках национальных норм и традиций общения. Рецептивное коммуникативное поведение – понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной лингвокультурной общности.

Формановская Н.И. в своей книге "Речевой этикет и культура речи" утверждает, что наука о коммуникативном  поведении, как представляется, имеет  в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей коммуникативного поведения).

В работах Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова коммуникативное поведение  рассматривается как описание коммуникативных действий, фактов реального общения. Ученые подразделяли коммуникативное поведение на вербальное и невербальное.

Однако специальные наблюдения Левченко И.Ю., Ткачевой В.В. показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Цель исследования состояла в изучении особенностей коммуникативного поведения  у детей с алалией.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Изучение психолого-медико-педагогической документации.
  3. Подобрать и адаптировать пакет психодиагностических методик направленных на изучение особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
  4. Экспериментально изучить особенности коммуникативного поведения у детей с алалией и оформить в выводах и методических рекомендациях исследования.

Объект исследования послужило  изучение особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией  дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативного поведения у детей с алалией дошкольного возраста.

В основу исследования положена гипотеза, основанная на предположении о том, что формирование коммуникативного поведения у детей с алалией  осуществляется благодаря ряду особенностей: положительной направленности личности, общительности, контактности, заинтересованности в деятельности, коммуникативной активности.

Для решения задач, поставленных в  исследовании, использовались следующие  методы:

  1. Теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, обобщение опыта)
  2. Методы элементарной математической статистики)
  3. Опросно-диагностический (беседы, экспертная оценка)
  4. Обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение за детьми)
  5. Экспериментальные (констатирующий)
  6. Статистическая обработка полученных данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены ключевые понятия «коммуникативное поведение», «коммуникативная активность», «контактность» в свете новейших исследований в области логопедии, специальной психологии и общей психологии; произведен подробный анализ особенностей коммуникативного поведения, с точки зрения отечественных и зарубежных теорий.

Практическая значимость заключается  в подборе и апробации комплекса методик, предназначенных для выявления особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией; использования материалов курсового исследования в практической деятельности логопедов, психологов, специальных психологов и специальных педагогов и родителей а так же работа может быть рекомендована для дальнейшего опытно- экспериментального исследования с целью расширения возрастного контингента испытуемых.

Полученные результаты могут быть полезны студентам специальности  «Логопедия. Специальная психология» при подготовке к семинарским и практическим занятиям по различным дисциплинам.

Структура работы. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав: теоретической  и экспериментальной, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией

1.1 Исследование коммуникативного  поведения в трудах ученых

Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в работе И.А. Стернина "О понятии коммуникативного поведения" в 1989 году [28,с.117] .

Мы рассматриваем коммуникативное  поведение как один из аспектов владения и овладения языком, наряду с такими аспектами как говорение, чтение, письмо, аудирование. Коммуникативное поведение в самом общем виде определяется нами как совокупность норм и традиций общения народа.

В работе И.А. Стернина "О понятии  коммуникативного поведения" о нормах коммуникативного поведения можно  говорить в четырех аспектах: общекультурные нормы, групповые нормы, ситуативные нормы и индивидуальные нормы [28,с.170].

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени  отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации. Общекультурные нормы общения национально специфичны [25,с.38].

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном и горизонтальном. Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.

Групповые нормы отражают особенности  общения, закрепленные культурой для  определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида [23,с.75].

Формановская Н.И. в своей книге "Речевой этикет и культура речи" утверждает, что наука о коммуникативном поведении, как представляется, имеет в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей коммуникативного поведения).

К коммуникативному поведению примыкает  социально и коммуникативно значимое бытовое поведение – совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в  данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей. Это своеобразный язык повседневного поведения или социальный символизм[21,с.64].

Социальный символизм – это  отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира. Все эти явления приобретают в сознании народа и определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы.

Социальный символизм зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго «соблюдается» –  то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях [11,с.189].

Символические смыслы могут участвовать в коммуникативном акте как непосредственно – провоцировать речевую реакцию, вопрос, эмоциональную реплику, коллективное обсуждение и т.д., так и опосредованно, косвенно: участники общения в процессе коммуникации имплицитно интерпретируют, учитывают те или иные действия, поступки собеседника, предметную деятельность друг друга, «язык» социальных символов собеседника и принимают эту информацию к сведению, интерпретируют эти символы как информационный компонент ситуации. Информация социальных символов включается в невербальную информацию, получаемую и используемую коммуникантами в процессе общения [17,с.220].

Коммуникативное поведение какой-либо конкретной общности до сих пор не являлось предметом систематического, сколько-либо системного описания, хотя отдельные элементы таких описаний имеются в достатке. Это связано, во-первых, с неразработанностью теории и методики такого описания, а, во-вторых, с тем, что до сих пор неясно, представители какой науки должны этим заниматься. С нашей точки зрения, описание коммуникативного поведения должно стать предметом особой науки, которая является стыковой и в известной мере интегральной для целого ряда наук – этнографии, психологии, социальной психологии, социологии, психолингвистики, теории коммуникации, социолингвистики, паралингвистики, риторики, лингводидактики и собственно лингвистики. Эта интегральная наука должна синтезировать данные перечисленных наук и создать целостную картину национального коммуникативного поведения народа [34,с.96].

Коммуникативное поведение представляется нам синтетической филологической и социально-антропологической наукой будущего.

В работах Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова коммуникативное поведение  рассматривается как описание коммуникативных  действий, фактов реального общения. Ученые подразделяли коммуникативное поведение на вербальное и невербальное. Вербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях. Невербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, физическим действиям, контактам и расположению собеседников, невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления [7,с.211].

Необходимо также остановиться на соотношении понятий коммуникативное  поведение и речевой этикет. Коммуникативное  поведение – более широкое  понятие, чем речевой этикет. Последний связан, в основном, со стандартными речевыми формулами в стандартных коммуникативных ситуациях, отражающими категорию вежливости, а коммуникативное поведение описывает тематику общения, восприятие тех или иных коммуникативных действий носителями языка, особенности общения в больших коммуникативных сферах типа семья, коллектив, знакомые, незнакомые и многих других. Коммуникативное поведение описывает не только вежливое, эталонное общение, но и реальную коммуникативную практику. Коммуникативное поведение включает речевой этикет как составную часть [18,с.127].

И.А. Стернин выделял продуктивное и рецептивное коммуникативное  поведение. Продуктивное коммуникативное  поведение – вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках национальных норм и традиций общения. Рецептивное коммуникативное поведение – понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной лингвокультурной общности. В своей работе И.А. Стернин классифицирует коммуникативное поведение на: нормативное коммуникативное поведение – поведение, принятое в данной лингвокультурной общности и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью языкового коллектива; и ненормативное коммуникативное поведение – поведение, нарушающее принятые нормы [28,с.127].

Информация о работе Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией