Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:27, дипломная работа
Цель исследования состояла в изучении особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Изучение психолого-медико-педагогической документации.
3. Подобрать и адаптировать пакет психодиагностических методик направленных на изучение особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
4. Экспериментально изучить особенности коммуникативного поведения у детей с алалией и оформить в выводах и методических рекомендациях исследования.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
1.1 Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых
1.2 Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
2.2 Количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Заключение
Список литературы
Приложение
Третье направление
Все эти направления обеспечивают:
Таким образом, содержание специального формирования правильного коммуникативного поведения дошкольников с трудностями в обучении гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем – от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.
Организация такой работы ставит перед педагогами задачи, требующие дополнительной интеграции всего содержания программы. Например, усиления содержательной связи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, ритмикой, пластикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и прочие [39,с.22].
коммуникативное поведение алалия речевая патология
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией
2.1 Организация и методики
Экспериментальное исследование проводилось с воспитанниками МДОУ ЦРР №12 «Сказка» и МДОУ ЦРР №34 «Радость».
Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определялась база эксперимента. На втором этапе – осуществлялся отбор методов исследования и определялись контрольная и экспериментальная группы испытуемых. На третьем этапе - осуществлялась обработка результатов исследования, оформлялись методические рекомендации и всё проведенное экспериментальное исследование в виде курсовой работы.
Все экспериментальном исследовании контрольную группу составили 6 детей без речевой патологии, экспериментальную группу составили 6 детей с алалией.
С целью исследования коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с алалией нами были использованы методики заимствованные из их книги Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко «Диагностические методики по возрастной психологии» учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001.-376с.: «Активная речь», «Сделаем вместе», «Проигрышная лотерея» Мария Тереза Бурке-Бельтран, «Дополнение фраз».
Методика 1. «Активная речь».
Цель: методика направлена на изучение активности, развернутости, связности рассказа, лексики, наличии парафазий, аграмматизмов, соответствии сюжету картинки.
Оборудование: для реализации этой методики необходимы сюжетные картинки, как известные, так и неизвестные для ребенка.
Ход исследования: методика состоит из двух частей: 1. рассказ по сюжетной картинке (известной и неизвестной ребенку); 2.собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему). На первом этапе экспериментатор просит ребенка рассказать, что нарисовано на той картинке, которую он показывает. Только складно и подробно. На втором этапе экспериментатор просит рассказать о чем-либо, по желанию. Например, о зиме, о своей семье, о своем хобби и т.д.
Интерпретация данных:
Во время проведения методики экспериментатор фиксирует активность речи, ошибки которые допускает ребенок, а именно: литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, неправильное грамматическое построение фраз, отсутствии связи в высказываниях, неадекватность, непонимание сюжета и его смысла.
Методика 2. «Сделаем вместе».
Цель: методика предназначена для выявления и оценивания уровня развития коммуникативной активности, нравственной направленности личности ребенка, проявляющиеся во взаимодействии со сверстниками. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание поделиться с ним.
Оборудование: для проведения методики, ориентированной для изучения коммуникативной активности, нравственной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
Ход исследования: в исследовании участвуют два ребенка одного возраста. Рекомендуется не брать в пару двух друзей, лучше если эти дети, мало знакомы друг с другом, не придерживающие постоянных отношений между собой.
Экспериментатор предлагает детям поиграть в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Предлагает по картинке сложить узор. Детям предлагается картинка-образец. Они усваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку. Затем экспериментатор предлагает детям собрать мозаику вместе, делая акцент на слове "вместе". Детям дается ровно столько фигур, сколько им необходимо для составления предъявления картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну. Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок. При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендации, его задача- лишь фиксировать поведение детей.
Интерпретация данных.
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра:
1.Отрицательная
а) забирает фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности)
б) на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: "не дам! мое!" (от 0 до 2 баллов)
в) пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия ( реплики типа: "давай, давай! ты что совсем?") (0-2 балла)
г) использует в речи личные местоимения типа "я", "мне" (0-1 балл)
д) не понимает слова "вместе", стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла)
е) работает один (0-1 балл)
2. Положительно направленность личности:
а) помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа "сейчас я тебе помогу", "давай помогу" (0-2 балла)
б) отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла)
в) использует в речи личные местоимения множественного числа, типа "нас", "мы" (0-1 балл)
г) сразу понимает слово "вместе" и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла)
д) работает вместе с партнером (0-1 балл)
3. Общительность, контактность ребенка:
а) речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не юолее 5 баллов)
б) речь, обращенная к взрослому (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов)
в) реагирует действием на советы партнера (0-2 балла)
4.Заинтерессованность в
а) строит сам или вместе с партнером, т.е. активно выполняет задание (0-2 баллов)
б) следит за работой партнера (0-2 балла)
в) дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла)
Методика 3. "Проигрышная лотерея" Мария Тереза Бурке-Бельтран.
Цель: методика предназначена для исследования коммуникативного поведения детей со сверстниками, по поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.
Оборудование: для реализации методики необходимы коробка и билетики.
Ход исследования: детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз например, конфету. Но экзаменатор билетик в коробку не кладет. На самом деле нет выигрышных билетов, но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат экспериментатору.
Интерпретация данных:
Экспериментатор не вмешивается в работу детей, не комментирует их действия, он фиксирует поведение, коммуникативную активность, содержание бесед, используемые в процессе общения неречевые средства детей. По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.
Методика 4.«Дополнение фраз»
Цель: методика выявляет коммуникативную активность, способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития. Она также может быть использована для выяснения особенностей личности и характера общения.
Оборудование: для реализации методики необходимы карточки с незаконченными предложениями, не менее 10 штук.
Ход исследования: ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...».
Интерпретация данных:
Экспериментатор фиксирует все сказанное ребенком, анализирует на сколько был активен в речи, как рассуждал, использовал ли в речи местоимения, причастия и т.д. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми. В основном результаты подвергаются качественному содержательному анализу.
2.2 Количественный и качественный
анализ экспериментальных
Методика 1.
По итогам исследования нами были получены данные, путем анализа речевых карт, о том, что у 4 детей (а именно 60% испытуемых) наблюдается моторная алалия, и 2 детей с сенсорной алалией (а именно 40% испытуемых), что позволит нам дифференцировать особенности речи, а именно активность, развернутость, связность рассказа, лексику, наличии парафазий, аграмматизмов.
На первом этапе экспериментатор просит ребенка рассказать, что нарисовано на той картинке, которую он показывает. Только складно и подробно.
У ребенка с моторной алалией самостоятельно формируется фраза - это короткое простое предложение, в котором могут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Эти дети при рассказе по сюжетной картинки допускали ошибки в построении фраз, в большей степени отмечались нарушение порядка слов, а также пропуски и затруднение в повторение фраз, что свидетельствует о неполноценности памяти. Слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог. У детей выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных, наречий, числительных, служебных слов, предлогов и союзов. В процессе употребления слов отмечается сужение и расширение их значений.
Также во время исследования было выявлено, что дети с трудом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в прошедшем времени. Прилагательными они практически не пользуются, так как в их речи они появляются очень поздно. Отмечаются трудности возможного комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. Нарушение ритмической организации слов проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами, с равно и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и ритма речи. Дети с моторной алалией преимущественно использовали односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных(субъект - объект) или предложения в виде слова с жестом.
На втором этапе экспериментатор просит рассказать о чем-либо, по желанию. Например, о зиме, о своей семье, о своем хобби и т.д.
Во фразовой речи дети с алалией не использовали законов построения речи, т.е. не изменяли слов согласно грамматическим правилам, не использовали предлоги, союзы - фразы выглядят необычно, например, вместо того чтобы сказать: «Хочу кататься на горке», говорит: «Горка я».
Информация о работе Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией