Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:27, дипломная работа
Цель исследования состояла в изучении особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Изучение психолого-медико-педагогической документации.
3. Подобрать и адаптировать пакет психодиагностических методик направленных на изучение особенностей коммуникативного поведения у детей с алалией.
4. Экспериментально изучить особенности коммуникативного поведения у детей с алалией и оформить в выводах и методических рекомендациях исследования.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
1.1 Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых
1.2 Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
2.2 Количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Заключение
Список литературы
Приложение
Основной принцип описания коммуникативного поведения народа являются:
Принцип системности. Коммуникативное поведение той или иной лингвокультурной общности должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любого народа. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм[27,с.129].
Таким образом, коммуникативное поведение – такой же важный аспект обучения языку, как и другие: обучение чтению, письму, говорению, пониманию и переводу. В коммуникативном поведении важны многие тонкости общения, например, речевой этикет, который порождает доверие и уважение. Правила речевого этикета позволяют человеку чувствовать себя уверенным, имеют воспитательное значение, способствуют развитию общей культуры общества.
1.2 Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Проблема коммуникативного развития
ребенка дошкольника в данный
период времени является наиболее актуальной.
Объясняется это значением
Многие педагоги, такие как, Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Левченко И.Ю., Ткачева В.В. говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр. Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно -недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным [7,с.167].
Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Однако специальные наблюдения Левченко И.Ю., Ткачевой В.В. показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников [24,с.67].
Каждый конкретный случай нужно тщательно анализировать, чтобы выяснить подлинную причину возникших сложностей в коммуникативном поведении ребенка. Например, это может быть связано с тем, что восприятие сверстника у ребенка не достигло возрастной нормы. К пяти годам при нормальном развитии дети воспринимают сверстника не только в качестве объекта взаимодействия. У них уже складывается система предпочтений, возникают общие деловые и игровые интересы. А если, скажем, ребенок того же возраста предпочитает одиночные игры, не испытывая при этом потребности в партнерстве, то, возможно, это свидетельство его социальной инфантильности. Но причиной этого могут служить и определенные ограничения в овладении средствами общения (как неречевыми, к которым относятся мимические и жестовые, так и речевыми) [24,с.147].
При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе. Ведь эволюция коммуникативной деятельности в период от 0 до 6-7 лет касается и её мотивов, и содержания, и целей, и средств.
В период младенчества и раннего
детства коммуникативные
Но с переходом в дошкольный возраст, когда в психике ребенка происходят изменения, получившие название «кризиса трех лет», коренным образом меняется вся система его отношения к окружающему миру, прежде всего к людям. Если в раннем детстве ребенок с наибольшим интересом наблюдал, исследовал окружающие его предметы, познавал их функциональные свойства, то в посткризисный период приоритеты в структуре восприятия мира становятся иными. Ребенок как бы переходит в «другое измерение». На первый план выдвигается интерес к жизни окружающих его людей, их занятиям. Другими словами, если до кризиса содержание общения ребенка определялось предметной средой, то потом предметный план уступает первенство социальному. Поэтому и ведущей деятельностью дошкольного детства становится игра [32,с.98].
Теперь главным объектом восприятия,
пристального наблюдения и исследования
становится мир людей. Начинается пора
активного социального
В дошкольном возрасте происходит одно
из важнейших «приобретений» ребенка
в его коммуникативном
Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольника[5,с.250].
Коммуникативные потребности человека
могут удовлетворяются
Но последнее специальное изуче
Чтобы проводить специальную работу
по преодолению недостатков
Стернин И.А. в своей работе "О понятии коммуникативного поведения" указывает что, коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам:
1. Характеристика
2. Предпочитаемый адресат
3. Содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка со взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.
4. Степень сформированности «
5. Характеристика используемых
в процессе общения неречевых
средств. Проводят анализ
6. Анализ речевых средств.
По результатам наблюдения и анализа коммуникативного поведения по вышеуказанным параметрам воспитатель выделяет детей «группы риска», а затем психолог, логопед и другие специалисты проводят их более тщательное полное, комплексное обследование.
Большинство ученых Стернин И.А., Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Левченко И. Ю., Ткачева В. В. утверждают, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения ребенка оказывается речевой параметр. Дело в том, что анализ речи с целью выяснения её коммуникативности существенно отличается от изучения средств русского (или другого) языка, которые используются в процессе общения (лексико-грамматические, синтаксические особенности). Поэтому рассмотрению подвергаются прежде всего не языковые единицы, а коммуникативные, которыми являются целые высказывания [7,с.137].
Надо отметить, что бедность словарного запаса не влияет фатально на качество коммуникативного поведения человека.
Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как исходная, основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении (хотя в диалоге и присутствуют элементы монолога в виде нескольких предложений, соответствующих единой смысловой программе). Только на основе диалога формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи – диалогической [13,с.247].
При анализе коммуникативного поведения ребенка специально проводят анализ самой структуры общения («схемы беседы»). Коммуникация (беседа) протекает по свойственным ей определенным законам, имеет строгую структуру, является своеобразной процедурой, которая не зависит от того, какими средствами пользуются собеседники для обмена информацией. И.А. Стернин выделяет следующую структуру общения:
1. Установление контакта: инициатор
общения привлекает внимание
другого человека взглядом, прикосновением,
жестом или другим сигналом. Благодаря
этому устанавливается
2. Передача информации: когда инициатор
общения убеждается в принятии
и готовности собеседника к
общению, он передает тому
Прием информации партнером собеседника, её обработка и передача ответной информации партнеру собеседнику и ожидание от него ответа.
3. Завершение беседы. Это происходит
по взаимному соглашению или
в одностороннем порядке.
Результаты наблюдения за коммуникативным развитием позволяют выявить его проблемные стороны, в соответствии с этим конструировать индивидуальную программу коммуникативного развития, то есть сделать обучение коррекционным[15,с.283].
Шипицина М.А. в своей работе
"Коррекционно-педагогическая работа
с детьми с нарушениями опорно-
Первое направление
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Информация о работе Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией