Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель - выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1) Анализировать литературу по данной проблеме.
2) Рассмотреть различные аспекты супружеских отношений.
3) Выявить причины, провоцирующие супружеские конфликты.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях………………………….5
1.1. Понятие брака и брачных отношений………………………………..5
1.2 Виды браков……………………………………………………………9
1.3 Понятие конфликта. Специфика супружеского конфликта………..12
1.4 Причины супружеских конфликтов………………………………….14
1.5 Отношение человека к миру под воздействием социальных сетей..19
Глава II. Программа эмпирического исследования……………………29
Заключение
Список литературы
Приложение
3. Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так как каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе данная потребность актуализируется и индивид начинает ее осознавать. В такой ситуации у субъекта может развиться специфическое состояние социальной депривации — лишение чувства социальной поддержки, неуверенность в себе, растерянность и т.д. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое, в свою очередь, поддерживает его самоидентификацию. Процесс самоидентификации требует опоры на других не в меньшей степени, чем опоры человека на самого себя. Обращение к социальным сетям приобретает характер компенсаторного процесса — известны случаи, когда человек, резко сменивший место жительства, работу или страну проживания в целях редукции напряжения и снижения ощущения тревожности, прибегал к многочасовому общению с бывшими соотечественниками, земляками или коллегами по работе в социальных ресурсах — так что нельзя отрицать и позитивные психотерапевтические аспекты функционирования социальных сетей (прим. авт.).
4. Потребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям. Именно их пользователи социальных ресурсов успешно актуализируют, размещая на персональных страничках фото- и видеоматериалы, посвящённые профессиональным успехам или личным достижениям (семья, дети, удачный отдых).
5. Потребности в структурировании времени являются обычно побочным эффектом жизнедеятельности
и общения человека. Э. Берн выделял различные
виды структурирования времени, которые
он определял как способы времяпрепровождения:
ритуалы, процедуры, развлечения, близость,
игры (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди... — Л., 1992).
Нормальному человеку необходимы различные
способы времяпрепровождения и их относительная
динамика. К ритуалам относятся все виды конвенционального
общения, связанные с общепринятыми нормами (так, например, в социальных сетях существуют
напоминания о днях рождения и прочих
важных событиях в жизни виртуальных «друзей»
(прим. авт.). Процедуры представляют собой различные формы
общения в процессе совместной деятельности,
сопровождающие порядок действий (коммуникация в режиме обмена сообщениями
через специальную форму, комментарии
к странице пользователя, оценка фотографий
и видеоматериалов или же переход к более
непосредственным формам общения в режиме
реального времени — телефон, ICQ, Skype (прим.
авт.). Общение, сопровождающее развлечения чел
Как мы видим, социальные сети, активно развивающиеся в последнее время на территории СНГ, не могут быть однозначно оценены как позитивное или негативное явление в силу ряда взаимоисключающих факторов:
Для исследования особенностей конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях были взяты 15 супружеских пар с различным стажем брака, из них 15 мужчин и 15 женщин. Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 20 до 48 лет. Исследование проводилось в г. Воронеже.
В процессе диагностики особенностей конфликтного поведения, супругов предпочитающих общение в социальных сетях, использовались следующие методики.
Цель исследования – диагностика семейных отношений. На основании цели поставлена задача проанализировать типы поведения супругов в конфликтных ситуациях и их предпочтения общения в социальных сетях, сделать выводы о существовании прямой или обратной зависимости.
Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую, возраст, профессию, общение в Интернете и социальных сетях, общение супруга с противоположным полом.
Гипотеза исследования – зависимость поведения супругов в конфликтных ситуациях и их предпочтение общения в социальных сетях.
Методический инструмент:
К. Томас «Тест (конфликтное поведение)».
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения, К. Томас описывает каждый из пяти (соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение. Которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
К данному тесту прикладывается ключ для интерпретации полученных результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Способы регулирования конфликтов:
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации (Приложение 1). В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
№ п/п Ж |
возраст |
Посещение социальных сетей |
Общение с противоположным полом |
Супруг(га) общается с противоположным полом |
№ п/п М |
возраст |
Посещение социальных сетей |
Общение с противоположным полом |
Супруг(га) общается с противоположным полом |
01 |
35-44 |
Неск. раз в день |
Да |
Да |
01 |
35-44 |
1 раз в день |
Иногда |
Да |
02 |
25-34 |
Неск. раз в месяц |
Да |
Нет |
02 |
25-34 |
Неск. раз в месяц |
Да |
Не знаю |
03 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Да |
Не знаю |
03 |
18-24 |
1 раз в день |
Нет |
Не знаю |
04 |
Старше 45 |
Неск. раз в месяц |
Нет |
Нет |
04 |
Старше 45 |
Неск. раз в неделю |
Нет |
Не знаю |
05 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Да |
Да |
05 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Да |
Да |
06 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Иногда |
Да |
06 |
18-24 |
Неск. раз в месяц |
Да |
Да |
07 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Иногда |
Да |
07 |
25-34 |
Неск. раз в день |
Иногда |
Не знаю |
08 |
35-44 |
Неск. раз в день |
Нет |
Да |
08 |
35-44 |
Неск. раз в месяц |
да |
Не знаю |
09 |
35-44 |
1 раз в день |
Да |
Да |
09 |
Старше 45 |
Неск. раз в неделю |
Да |
Да |
10 |
18-24 |
1 раз в день |
Нет |
Да |
10 |
25-34 |
Неск. раз в месяц |
Нет |
Не знаю |
11 |
Старше 45 |
Неск. раз в месяц |
Да |
Нет |
11 |
Старше 45 |
Неск. раз в неделю |
Нет |
Не знаю |
12 |
35-44 |
1 раз в день |
Да |
Не знаю |
12 |
35-44 |
Неск. раз в месяц |
Нет |
Да |
13 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Иногда |
Нет |
13 |
18-24 |
Неск. раз в день |
Да |
Да |
14 |
25-34 |
1 раз в день |
Да |
Нет |
14 |
25-34 |
Неск. раз в день |
Да |
Нет |
15 |
18-24 |
Неск. раз в неделю |
Да |
Да |
15 |
18-24 |
Неск. раз в неделю |
Да |
Не знаю |
На основании проведенной анкеты можно сделать следующие выводы:
18-24 - 7 пар
25-34- 2 пары
35-44- 4 пары
Старше 45- 2 пары
Из них общаются в социальных сетях оба партнера с противоположным полом:
18-24 - 4 пары (05,06,13,15)
25-34 - 2 пары (02,14)
35-44 - 2 пары (01,09)
Старше 45- 0 пар
Супруги не знают, что их супруг(а) общается в социальных сетях с противоположным полом:
10 человек из 15 пар
не знают, что супруг(а)
Анализ результатов исследования
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Результаты исследования семейных пар всех возрастов фиксируют высокие показатели по конструктивным параметрам (сотрудничество, компромисс), при средних показателях в графах «соперничество» и «приспособление».
По показателям анкеты 8 пар из 15, разного возраста общаются в социальных сетях и с противоположном полом. Незнание супруга о том, что его супруг(а) общается с противоположным полом может спровоцировать конфликт.
Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях различных возрастов.
Заключение
В данной работе исследована актуальная тема: тема супружеских конфликтов. В теоретической части дано понятие конфликта, семьи, их виды, этапы и функции, а так же изучен механизм воздействия конфликтов на супружеские отношения.
Изучены и применены в теоретической части работы методика Томаса «Стили конфликтного поведения». Для исследования анкетировались по данной методике семьи, имеющие разные этапы супружества, имеющие детей и бездетные. Составлены сравнительные таблицы.
В процессе исследования поведения супружеских пар в семейных конфликтах выполнены следующие задачи: