Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 06:30, курсовая работа
Стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности
Глава 1. Особенности личности подростков
1.1.Психологические
Стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.1
От младшего школьного возраста подростковый (12-14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум, на три подпериода: ранний юношеский возраст (охватывает IX - ХI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончании школы, с 17-18 лет до 22-23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23-24 лет до 28-'29 лет. Отрочество - так иногда по старинке называют подростнические годы - характеризуется усилением независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, все же еще полностью зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на психологию и поведение ребенка, то подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив.
Внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает собой негативистическую, вполне еще детскую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.
Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников еще фактически нет особого, независимого от мнения взрослых людей тношения к себе, то у подростков оно уже определенно есть. Другое дело - насколько оно безупречно и соответствует действительности. Такое отношение к себе отличается психологическим многоцветием: ребенок знает и отчасти правильно может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны - как личность, обладающую Многими реальными недостатками; от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преувеличивает свои достоинства и столь же по-детски преуменьшает недостатки. Существенное отличие подростков от младших школьников: можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если младший школьник в своем Поведении и внутренних регулятивных установок ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми людьми, практически еще не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающими в роли лидеров), но и в так называемой социализированной форме. Поясним сказанное. Персонифицированной называют социальную норму, связываемую в сознании данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует ее соблюдения. Так, младшие школьники принимают и выполняют нормы, персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы. Каждая такая норма является императивом для младшего Школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него взрослого человека. Социализированной называют норму, которая в сознании человека не связывается с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее правило, принятое людьми, независимо от того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социализированная норма существует в так называемой безличной форме. Такими являются, например, нормы права, морали, правила поведения, Принятые в обществе. Итак, Источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, вне возрастные и безличные нормы - такие, которые принимаются взрослыми Людьми. Для подростков это - лидерские или групп нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет в младшем школьном возрасте и не характерны для юношей, тем более - взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифицированными, но в то же время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают как переходные от детства к взрослости. Стремление к личному авторитету среди сверстников и к физичecкoмy самосовершенствованию, характерное для подростков отличие от младших школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Возникает то, что в социальной психологии называется долоролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности.2
От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно, включаясь в ролевое поведение в основном только во время игр, то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и среди взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно нравится подросткам играть роли взрослых людей среди старших по возрасту.
Перейдем от краткого описания психологии подростков к обсуждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отметим главное: к подросткам - коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые - необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения, которые мы обсудим далее. Имея в виду ТО, что подростки – это еще наполовину дети, к Ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них Должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно. Привлекать к себе внимание вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии.
Подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, Чем это можно Позволить детям младшего школьного возраста. Вполне допустимо, например, дать Возможность подростку отойти от очной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличительным от нормативного, решить предложенную задачу.
Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости даже в том случае, если подросток не до конца справляется с заданием. Напомним в этой связи, что Многие тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По Отношению к подросткам Можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка. Позволяют получать данные, полностью отражающие его уровень интеллектуального развития. В противном случае отсутствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.
Повышенное Внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты, но тальков том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими. Правда, следует признать, что в силу субъективности личностного подросткового восприятия достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положительные качества, не замечая наличия отрицательных, тесты, предлагаемые подросткам, должны сводить к возможному минимуму влияние субъективных установок на результаты проводимого тестирования.
В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с испольЗ0ванием-Не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы. Если, например, в инструкцию к тесту для подростка мы включим слова типа старайся отвечать на все вопросы беспристрастно, объективно и конкpeтно, то может статься, что ребенок не поймет, как ему на самом деле нужно отвечать, так как смысл таких слов, как «беспристрастно, «конкретно" и «объективно ясен далеко не всем детям этого возраста. По своему содержанию социальная норма, включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий, в подростковом возрасте должна быть обобщенной и абстрактной, а по форме - конкретной и выражаться в доступных сознанию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут проиллюстрированы примерами из жизни, касающимися поведения известных ребенку людей: родителей, сверстников, учителей, героев книг или фильмов.
Важно, наконец, чтобы
практическое участие в тестировании
позволяло подростку
Ранняя юность - это начало установления Подлинной социально психологической независимости во всех поведенческих сферах, Включая материальное, финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных Суждениях, политических Взглядах и поступках. Ранняя юность - это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и ИХ поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между Социальными ценностями и реальной прозой жизни. Ранняя юность - это период осознания и принятия человеком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей. Это - начало Подлинно взрослой, Сложной как внутренне, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, Социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени и в данной ситуации. Все это вместе взятое представляет старшего школьника как уже вполне взрослого человека с точки зрения Возможностей проведения психодиагностики и предполагает полноценное Использование тестов для взрослых. Здесь, правда, есть существенное исключение, касающееся содержания применяемых методик Дело в том, что многие проблемы, актуальные для взрослых людей, могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. К примеру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовершенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений это психологические проблемы, наиболее значимые для юности; с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, одиночество, образ жизни и профессиональные достижения, больше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек.3
Таким образом, некоторые ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений использованы тесты и методики для взрослых. Не случайно, например, нижней возрастной границей тестовых норм, существующих в известных тестах интеллекта, является ранний юношеский возраст, 16-17 лет.
Тем не менее, оценивая психодиагностические юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать, нес нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые. Старшеклассники - это все же еще не совсем взрослые люди.
Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу и содержание таких занятий, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.
Методика – тестирование по Азйзенку (См. приложение дискета со слайдом теста Айзенка)
1.2. Стадии развития личности в подростковом возрасте
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный период в процесс е личностного развития, Отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.
Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития зависят от осмысления подростком себя и своей принадлежности к обществу, степени выраженности прав и обязанностей, уровня овладения миром современных вещей и отношений, насыщенности дальних и ближних связей, их дифференцированности. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Измененение потребности в самоутверждении4
Дифференцированный анализ кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью в самоутверждении и самореализации, позволил установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни, своего рода три стадии процесса развития подростка.
Первый уровень условно назван нами «локально-капризный" Он характеризуется тем, 'что стремление 10-11- летнего ребенка к самостоятельности проявляются в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и называем его локальным, а капризным потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в мотивационных структурах.
Характерно, что 10-11- летние дети всячески стараются получить признание самого факта их взросления.
Второй уровень - стадию мы условно назвали «правозначительным». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется простым участием в социально одобряемой деятельности, у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «Я ХОЧУ» а на уровне «Я МОГУ» и «я должен».
На третьем уровне-стадии, «утверждающе - действительном», у 14-15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль.
Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе на основе изменения потребности в самостоятельности, самоутверждении позволяет рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрывать сложную динамику их поуровневого развития. Причем самоутверждение- это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тенденции в развитии социальной зрелости растущих людей.
Развитие изменения самосознания5
Наиболее выпукло особенности стадиального развития личности подростка прослеживаются через изменение структур самосознания, находящихся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ Я. В связи с этим именно показатель развития самосознания в его различных проявлениях - самооценки личностной рефлексии, требованиях к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах и др. - стал предметом нашего исследования, проведенного путем типологического, сравнительного анализа и экспериментального моделирования в процессе лонгитюдного изучения, сочетавшегося с методом поперечных срезов.6
Развитие самооценки7
Типичную картину поуровневых изменений социального развития личности подростка на разных стадиях этого возрастного периода дает анализ такого компонента самосознания, как самооценка. Необходимо отметить, что исследование самооценки позволяет проникнуть в характер развития такого личностного образования, как социальная ответственность - за себя в общем деле, за это дело и за других людей, свидетельствуя в итоге о степени принятия ценностей, целей и идеалов общества.