Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 06:30, курсовая работа
Стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности
На первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенку свойственно весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. Вместе с такими подростками, у которых кризис самооценки проходит очень остро, есть немало 1О-11-летних детей (около 70%), отмечающих в себе не только отрицательные, но и положительные черты. Однако и в этих случаях обращает на себя внимание явное преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т. е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя.
На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная caмooцeнкa», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Развитие личностной рефлексии
Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.
Анализ рефлексивных ожиданий подростков о том, что думают о них люди, составляющие круг их общения, раскрывает стадиальный характер процесса личностной рефлексии.
На первой стадии подросткового возраста (10-11 лет) предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки.
На второй стадии, в 12-13 лет, главным становится рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это, время личностная рефлексия своеобразно трансформируется и превращается в серьезный стимул для самовоспитания подростка.
В структуре личностной рефлексии на третьей стадии данного периода, в 14-15 лет, существенно возрастает критичность по отношению к себе, что типично для 3'5% подростков.
Развитие нравственных идеалов8
Один из индикаторов социальной развитости личности - это идеалы. Нравственный идеал подростка представляет собой исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подростка, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития. Подростки, стремясь определить свое место в жизни, активно ищут идеал - с кого, с чего делать жизнь? В этом кроется одна из важнейших причин детских размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношений к своим обязанностям, об их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках.
На первой стадии подросткового периода (10-11 лет) у абсолютного большинства детей (93%) идеалы носят конкретный характер и лишь незначительное число детей (5% не смогли дать ответ) имеют обобщенные идеалы. Идеал ребенка младшего подросткового возраста воплощается в конкретном человеке: учителе, родителе; товарище. .
На второй стадии подросткового возраста, в 12-13 лет, конкретный идеал называют 68% детей, а 30% обладают уже обобщенным идеалом.
Третья стадия: 14-15-летниеподростки ~ отличается преобладанием обобщенного идеала: У 81 % детей в качестве идеала выступают обобщенные образы людей как совокупность идеальных черт. 14-15-летние хотят быть похожими на известных литературных героев, героев Великой Отечественной войны, ученых, изобретателей, путешественников, спортсменов.
Следует, однако, отметить, что, во-первых, дети подросткового возраста обычно не могут отделить свой идеал от той ситуации, в которой действовал избранный ими герой, и поэтому не видят возможности следовать его примеру в повседневной жизни. Во-вторых, по мере взросления подросток ищет идеал в среде известных людей из истории и современности. Количество же «близких» идеалов (образов знакомых, конкретных людей) резко уменьшается. В-третьих, в старшем подростковом возрасте происходит сознательный поиск идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности.
Мотивационная направленность личности9
Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, проявляется уровень самосознания и социальной ответственности.
Исследование конкретного соотношения мотивов, механизма построения и изменения их иерархии, условий и причин трансформации исключительно важно, поскольку структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, иерархизированных мотивационных идей, имеющих определенную направленность.
Типы личностной направленности10
у современных подростков четко вычленяются несколько типов личностной направленности на основе характерного для10-15-летних детей отношения к себе и обществу.
Это, прежде всего:
А. Гуманистическая направленность, когда отношение личности к себе и к обществу является положительным. Внутри этого типа выделяются два подтипа:
А-1) гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией - при положительном отношении к себе и к обществу для подростка все же большую ценность представляет общество, окружающие люди, их взгляды, позиции, интересы.
Центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки являются здесь интересы других людей или социальной общности. Эта направленность предполагает готовность бескорыстно жертвовать собственными интересами ради других. Такой тип традиционно назывался коллективистической направленностью. На первый взгляд кажется, что такая направленность является в высшей степени положительным явлением. Однако отношение к данному типу направленности не может быть столь однозначным. Дело в том, что личность с альтруистической направленностью несколько обесценивает себя, что при определенных условиях может привести к изменению отношения личности к самой себе с Я+ на Я-, т. е. к патологическим изменениям личности и формированию депрессивной направленности;
А-2) гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией - для подростка наиболее ценным является он сам, его проблемы, интересы, взгляды; окружающие люди при ,этом не игнорируются, но их ценность для подростка, по сравнению с его собственной, несколько ниже. Для человека с таким типом направленности очень важно признание обществом его личной значимости, неповторимости. Подросток стремится самоутвердиться через деятельность, через ее результаты, ценные для него самого и для общества.
Б. Эгоистическая направленность, когда для подростка существенно более значимым по сравнению с обществом является он сам, его отношение к себе, безусловно, положительное, тогда как к обществу - отрицательное. Внутри этого типа также выделяются два подтипа:
Б-1) эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией - ценность для подростка собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще ниже (отрицательное отношение окружающим), хотя об абсолютном отвержении окружающих, игнорировании их при этом типе направленности личности речи не идет;
Б-2) эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией - общество для подростка не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется только на самой себе, однако концентрация личности на самой себе идет не за счет очень положительного отношения личности к самой - себе -это отношение ниже, чем отношение личности к самой себе при эгоистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, - а за счет резко отрицательного отношения к обществу.
В. Депрессивная направленность личности, когда собственная личность, не представляет никакой ценности, а отношение к обществу можно охарактеризовать как условно положительное (так как положительным в прямом смысле его назвать нельзя.
Г. Суицидальная направленность личности, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.
Глава 2. Девиантное поведение подростков
ДЕВИАЦИЯ (от позднелат. deviatio — отклонение), В социальных науках девиация, девиантное поведение, обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.).
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской
социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее
как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют
реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”11, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под
отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Отклонения могут происходить
в сфере индивидуального
представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
а) человека, которому свойственно определенное поведение;
б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.
Таким образом, под девиантным понимаются:
- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).