Особенности межличностных отношений школьников разного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из их половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность  темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из их половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Данная проблема рассматривалась  в психолого-педагогических науках о человеке, однако основное внимание было уделено общим вопросам гендерных различий между девочками и мальчиками, а не вопросу межличностного взаимоотношения детей данного возраста. [13; 5].

Анализ практики показывает, что подростки не обладают достаточными умениями правильно вести себя в  тех или иных ситуациях, а все  чаще сталкиваются с проблемами непонимания  не только со стороны противоположного пола, но и внутри своей гендерной группы. 

Решение данной проблемы и  составляет цель данного исследования.

Цель – изучить гендерные особенности межличностных отношений подростков.

Объект исследования – межличностные отношения подростков.

Предмет исследования – гендерные особенности межличностных отношений.

Задачи исследования:

  1. Изучить социально-психологические подходы к проблеме межличностных отношений.
  2. Дать описание  подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков.
  3. Собрать данные и на основе них выявить гендерные  особенности межличностного общения подростков.

Гипотеза исследования - существуют гендерные различия в межличностных отношениях подростков, которые выражаются в том, что мальчики – подростки взаимодействуют исходя из доминирующей, авторитарной и одновременно приспособительной  позиции, а отношения девочек – подростков характеризуются застенчивостью, доверчивостью, альтруистичностью и стремлением к сотрудничеству.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, метод тестов (методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; методика «Оценка отношений подростка с классом» Е.С. Шефер и Р.К. Белл), социометрия, статистический анализ результатов (коэффициент Стьюдента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретические аспекты в изучении проблемы межличностных  отношений в школьном классе.

 

1.1 Социально- психологический подход к изучению проблемы межличностных отношений.

Немалый вклад в разработку проблемы коллективов и межличностных  отношений в коллективе внесли отечественные  психологи, проанализировав основные признаки коллектива, исследовали коллективистские взаимоотношения и этапы их формирования.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с  позиции групповой психологии. Рассматривались  работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. [17, с 9]

Как отмечает Петровский А.В. : «После того, как в 60-70-е годы прошлого века психология, отпочковавшись от философии, выделилась в качестве самостоятельной науки, ее предметом оставалось психика, душа единичного человека, существующего как бы вне времени, вне социального окружения, в замкнутом кругу собственного я. Ощущения, чувства, память, мышление изучались сами по себе, и даже не предполагалось, что индивидуальные психические процессы могут видоизменяться в зависимости от присутствия или отсутствия других людей. Что, действуя и общаясь друг с другом, люди чувствуют и мыслят не как изолированные индивиды, а как члены различных обществ, накладывающих отпечаток на все психические проявления личности» [10, с 55].

Второе пятидесятилетие  ознаменовалось расцветом социальной психологии, выясняющей закономерности межличностных отношений, изучающей  группы и личность в группе, особенности  общения и взаимодействия людей.

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных  отношений в коллективе внес Бехтерев В.М.. Он исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своей работе «коллективная рефлексология» он раскрыл картину влияния «социальной психики» на поведение людей и отношения между ними. Определяя предмет своего исследования, Бехтерев В.М. пишет: «Предметом коллективной рефлексологии является изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов». [16, с 102]

Н.И. Обозов изучает групповую  деятельность с позиции рассмотрения межличностных отношений, складывающихся и развивающихся в группе на различных  уровнях (аффективном, гностическом, когнитивном). Он подчеркивает, что взаимосвязанность служит одним из основных факторов в системе условий, регулирующих взаимодействие, и предполагает следующую условную эмпирическую классификацию уровней взаимосвязанности:

1. Изолированность (физическая  или социальная) предполагает фактически  отрицательную взаимосвязанность.

2. Практическое отсутствие  связи (нулевая взаимосвязанность).

3. Уровень предполагаемой  взаимосвязанности, существующей  в сознании индивида (имеет широкий  диапазон всех других уровней  взаимосвязанности).

4. «Присутствие других»  (молчаливая взаимосвязанность).

5. «Влияние и взаимовлияние», определяющее изменение психической  деятельности членов группы в зависимости от их мнений, оценок.

6. Соревновательная взаимосвязанность  (специальный уровень).

7. Условия взаимосвязанность  (определяется инструкцией, обязывающей  членов группы в той или иной мере взаимосвязанности). [12]

Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует определённый круг общения.

Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.  [16]

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в развитой (недиффузной) группе происходит опосредствование межличностных отношений содержанием, целями и задачами той деятельности, которая выполняется этой группой. При изменении осуществляемых целей происходит и изменение структуры межличностных отношений. Таким образом, деятельностное опосредствование выступает как системообразующий признак коллектива, и выполняет его сплочающую функцию.

 

1.2 Особенности межличностных отношений школьников разного возраста.

Подростковый возраст, как  и любой другой этап становления  личности, имеет целый ряд особенностей. Однако главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Этот переход включает в себя  два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Необходимо заметить, что хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. [19, с 10]

 Половое созревание отмечается, как наиболее существенный процесс  в подростковом возрасте. По его показателям и определяют границы подросткового периода. Увеличение секреции половых гормонов постепенно начинается в 7 лет, интенсивный же подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Этот процесс сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Заслуженный деятель науки  Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко выделяет три возрастных группы: младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в отношении воспитания и общения с ребёнком. [11]

 Доктор психологических наук Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, которое и является причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

Вследствие бурного роста  и физиологической перестройки  всего организма у подростка  может возникнуть и обостриться  чувство тревоги, повышенная возбудимость, может наблюдаться снижение самооценки. Продолжая разговор об общих особенностях подросткового возраста, нужно отметить резкую смену настроений, эмоциональную  неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое  и зачастую предвзятое отношение к родным и близким  может сочетаться с острым недовольством собой. [18]

Как уже отмечалось выше, отличительным психологическим новообразованием подросткового возраста является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическая перестройка организма, возмужание предоставляет подростку возможность ощутить себя взрослым. Но при всём при этом его социальный статус в школе и семье фактически не меняется. Вследствие чего начинается отстаивание своих прав, борьба за признание самостоятельности и взрослости, что неизбежно приводит к конфликту между взрослыми и подростками родителями и детьми, учителями и учениками. [12; 14]

Как результат возникает  кризис подросткового возраста. Подростковый кризис проявляется в свойственных этому возрасту поведенческих реакциях. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Под реакцией группирования  со сверстниками понимается инстинктивная  тяга к сплочению, к группированию  со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине, умение завоевывать  авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Для него очень важно мнение сверстников, которое становится доминирующим. Подросток  предпочитает их общество, а не общество взрослых, критику которых он  не воспринимает и даже отвергает. [13, с 526]

Отличительная черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению  с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень  самосознания, потребность осознать себя как личность. [17; 18, с 27].

По мнению Л.С. Выготского формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Самооценка подростка  формируется в ходе общения и  взаимодействия с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. В  свою очередь самооценка регулирует поведение подростка в обществе. Ориентация на сверстника связана с  потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием  сверстника как образца, который  ближе, понятнее, доступнее по сравнению  со взрослым человеком. Можно сделать вывод, что на развитие самооценки подростка огромное влияние имеют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.[1; 3]

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для  подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень  чутко реагирует на воздействие  коллектива товарищей. Приобретенный  опыт коллективных взаимоотношений  прямо сказывается на развитии его  личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей  формирования личности подростка.

Подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность понятия «возраст». Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет. [5, с 120].

Но не маловажное значение имеет  для младших подростков межличностное  взаимодействие с учащимися старших  классов. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, огромное желание во что бы то ни стало быть таким же, как все, а с другой – стремление выделиться, отличиться любой ценой. Это стремление вызвано желанием заслужить уважение и авторитет в первую очередь у старшеклассников. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение более старших подростков. Тенденция походить на них, а не на сверстников в подростковой среде с возрастом увеличивается. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая девушка»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью в школе. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с 6-7 классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п. [2; 6; 8]

Информация о работе Особенности межличностных отношений школьников разного возраста