Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из их половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.
В итоге по стилю «альтруистичность» нами также не было получено статистически значимых различий. И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.
По итогам сравнения результатов исследования, полученных по методике Т.Лири, были выявлены некоторые достоверные гендерные различия в стилях общения и межличностного отношения подростков.
Рисунок 2 .1 ─ Результаты исследования по тесту Т. Лири
Таким образом, мы установили, что молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей, авторитетной позиции, в конфликтной ситуации они склонны приспосабливаться к существующим условиям, но если ситуация достаточно серьезна или опасна, стараются принять удар на себя и не склонны от него уклоняться, а девушки чаще демонстрируют компетентный способ реагирования в общении, они более зрело, чем молодые люди мужского пола, реагируют на фрустрирующие ситуации. В процессе межличностного взаимодействия девочки чаще проявляют застенчивый тип реагирования, они более стеснительные, чем мальчики, а также более склонны к сотрудничеству, т.е. чаще пытаются понять позицию партнера по общению и найти компромиссное решение.
На
втором этапе мы провели тест «Оценка
отношений подростка с классом»
В результате обработки данных подростков, полученных по данной методике были получены следующие результаты - из 20 опрошенных человек (10 девочек и 10 мальчиков):
коллективистический тип наблюдается у 8 (80%) девочек;
индивидуалистический тип был выявлен у 1 (10%) девочек;
прагматический тип присущ так же 1 девочке (10%);
коллективистический тип присущ 4 (40%) мальчикам;
индивидуалистический тип был выявлен у 5 (50%) мальчиков;
и прагматический тип присущ - одному мальчику подростку (10%).
Наглядно полученные результаты можно продемонстрировать в виде диаграммы:
Рисунок 2.2 ─ Гендерные различия в результатах по изучению типа восприятия
индивидом группы.
Таким образом, мы проследили положительные изменения в структуре Я- концепции подростков – ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения. Мы установили, что подростки уже достаточно ясно осознают свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придают им больше значения, особенно мальчики. Большую роль для детей играет коллективная взаимопомощь, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность, в большей степени эта особенность присуща девочкам. Однако в данном классе имеются индивиды, воспринимающие группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается ими с точки зрения ее «полезности» для них самих. По этому показателю в равной степени выступают как девочки, так и мальчики.
На третьем этапе мы провели социометрическое исследование среди 20 учеников седьмого класса, для того чтобы проследить имеются ли гендерные предпочтения у одноклассников.
Им была предложена инструкция: « Представьте себе, что ваш класс едет в двухдневный туристический поход. Количество приглашённых – ограничено. Вы можете взять с собой только 4-ёх человек из вашего класса. Кто поедет с Вами?»
Выборы детей фиксировались в заготовленной социометрической
таблице матрице № 8, (см. приложение В)
В связи с результатами, установили следующие показатели:
Социометрический статус
ребенка в системе
I-«Звёзды»: 4 (Саша А., Женя Д., Максим К., Вика Ш.)
II-« Предпочитаемые»: 12
III-«Непринятые»: 4 (Рома Б., Даша К., Артём М., Оля Н.)
IV-« Изолированные»: 0
Таким образом, из 20 человек (100%), в статус «звёзды» попали 4 чел.(20%), из них 2 девочки и 2 мальчика, что свидетельствует о равенстве представителей обоих полов в классе и возможности их занимать лидирующую позицию. Среди « непринятых» такая же тенденция- 2 девочки и 2 мальчика.
Таким образом, мы можем говорить о высоком уровне удовлетворенности детей своими взаимоотношениями в классе. При этом разделения по половому признаку не наблюдается, в классе равны в общении, как девочки, так и мальчики. Некоторые подростки симпатизируют друг другу. В целом класс подростков сплоченный, дружелюбный, изолированных детей нет.
Выводы по главе II:
В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков, нами были выявлены гендерные сходства и различия в процессе межличностного общения подростков. Было установлено, что мальчики подростки при общении проявляют больше авторитарный способ общения, а девушки – более компетентный, сотруднический. Для достижения поставленной цели мы провели ряд методик по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений. Установили достоверность в различии некоторых показателей. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу, что существуют гендерные различия в межличностном отношении подростков.
Заключение
В настоящей курсовой работе мы рассмотрели теоретические литературные источники по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. В работе были рассмотрены характерные особенности подросткового возраста, были проанализированы характерные черты общения подростков, изучена их социализация.
В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков. Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений подростков, в результате которого нами были получены следующие основные результаты:
Было установлено, что мальчики подростки при общении проявляют больше агрессивный способ общения, а девушки – более компетентный.
В процессе эмпирического исследования было определено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сочувствие со стороны партнера.
Также нами было установлено, что мальчики склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.
Далее нами было выявлено, что подростки – мальчики достоверно чаще, чем девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки же чаще достоверно находят выход из конфликта в виде компромисса или уклонения от конфликтной ситуации.
Однако предположение о повышенной альтруистичности у девушек не нашло практического подтверждения. И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.
Так же не нашла подтверждения гипотеза о черезмерной доверчивости девушек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у девочек - подростков существует некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в конкретный момент, сомнения относительно их открытости и искренности.
Таким образом, мы проследили положительные изменения в структуре Я- концепции подростков – ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения.
Эти результаты оказались
практически идентичными у
Результаты
данного эмпирического
Информация о работе Особенности межличностных отношений школьников разного возраста