Особенности межличностных отношений школьников разного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из их половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

В итоге по стилю «альтруистичность» нами также не было получено статистически значимых различий. И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.

               По итогам сравнения результатов исследования, полученных по методике Т.Лири, были выявлены некоторые достоверные гендерные различия в стилях общения и межличностного отношения подростков.

 

      Рисунок 2 .1 ─ Результаты исследования  по тесту Т. Лири

 

Таким образом, мы установили, что молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей, авторитетной позиции, в конфликтной ситуации они склонны приспосабливаться к существующим условиям, но если ситуация достаточно серьезна или опасна, стараются принять удар на себя и не склонны от него уклоняться, а девушки чаще демонстрируют компетентный способ реагирования в общении, они более зрело, чем молодые люди мужского пола, реагируют на фрустрирующие ситуации. В процессе межличностного взаимодействия девочки чаще проявляют застенчивый тип реагирования, они более стеснительные, чем мальчики, а также более склонны к сотрудничеству, т.е. чаще пытаются понять позицию партнера по общению и найти компромиссное решение.

 

На  втором этапе мы провели тест «Оценка  отношений подростка с классом».

В результате обработки данных подростков, полученных по данной методике были получены следующие результаты - из 20 опрошенных человек (10 девочек и 10 мальчиков):

коллективистический тип наблюдается у 8 (80%) девочек;

индивидуалистический  тип был выявлен у 1 (10%) девочек;

прагматический  тип присущ так же 1 девочке (10%);

коллективистический тип присущ 4 (40%) мальчикам;

индивидуалистический  тип был выявлен у 5 (50%) мальчиков;

и прагматический тип присущ -  одному мальчику подростку (10%).

Наглядно полученные результаты можно  продемонстрировать в виде диаграммы:

Рисунок 2.2 ─ Гендерные различия в результатах по изучению типа восприятия

индивидом группы.

Таким образом, мы проследили положительные изменения в структуре Я- концепции подростков – ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения. Мы установили,  что подростки уже достаточно ясно осознают свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придают им больше значения, особенно мальчики. Большую роль для детей играет коллективная взаимопомощь, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность, в большей степени эта особенность присуща девочкам. Однако в данном классе имеются индивиды, воспринимающие группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается  ими с точки зрения ее «полезности» для них самих. По этому показателю в равной степени выступают как девочки, так и мальчики.

 

На  третьем этапе мы провели социометрическое исследование среди 20 учеников седьмого класса, для того чтобы проследить имеются ли гендерные предпочтения у одноклассников.

  Им была предложена инструкция: « Представьте себе, что ваш класс едет в двухдневный туристический поход. Количество приглашённых – ограничено. Вы можете взять с собой только 4-ёх человек из вашего класса. Кто поедет с Вами?»

Выборы детей фиксировались в заготовленной социометрической

таблице матрице № 8, (см. приложение В)

В связи с результатами,  установили следующие показатели:

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений:

I-«Звёзды»: 4 (Саша А., Женя Д., Максим К., Вика Ш.)

II-« Предпочитаемые»: 12

III-«Непринятые»: 4 (Рома Б., Даша К., Артём М., Оля Н.)

IV-« Изолированные»: 0

Таким образом, из 20 человек (100%), в статус «звёзды» попали 4 чел.(20%), из них 2 девочки  и 2 мальчика, что свидетельствует  о  равенстве представителей обоих полов в классе и возможности их занимать лидирующую позицию. Среди « непринятых» такая же тенденция- 2 девочки и 2 мальчика.

Таким образом, мы можем говорить о высоком уровне удовлетворенности  детей своими взаимоотношениями  в классе. При этом разделения по половому признаку не наблюдается, в  классе равны в общении, как девочки, так и мальчики. Некоторые подростки симпатизируют друг другу. В целом класс подростков  сплоченный, дружелюбный, изолированных детей нет.

 

Выводы по главе  II:

  В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков, нами были выявлены гендерные сходства и различия в процессе межличностного общения подростков. Было установлено, что мальчики подростки при общении проявляют больше  авторитарный способ общения, а девушки – более компетентный, сотруднический. Для достижения поставленной цели мы провели ряд методик по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений. Установили достоверность в различии некоторых показателей. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу, что существуют гендерные различия в межличностном отношении подростков.

 

 

 

 

Заключение

  В настоящей курсовой работе мы рассмотрели теоретические литературные источники по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. В работе были рассмотрены характерные особенности подросткового возраста, были проанализированы характерные черты общения подростков, изучена их социализация.

В результате проведенного эмпирического  исследования по заявленной проблематике нами была достигнута цель исследования: мы изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков. Для достижения поставленной цели мы провели эмпирическое исследование по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений подростков, в результате которого нами были получены следующие основные результаты:

Было  установлено, что мальчики подростки при общении проявляют больше агрессивный способ общения, а девушки – более компетентный.

В процессе эмпирического исследования было определено, что девушки легче, чем молодые люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче  принимают сочувствие со стороны партнера.

  Также нами было установлено, что мальчики склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.

Далее нами было выявлено, что подростки  – мальчики достоверно чаще, чем  девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки же чаще достоверно находят выход из конфликта в виде компромисса или уклонения от конфликтной ситуации.

Однако  предположение о повышенной альтруистичности у девушек не нашло практического подтверждения. И молодые люди, и девушки при общении стремятся встать на позицию собеседника, понять мотивы его поведения и готовы уступить ему, но только в том случае, если они сами не действуют себе во вред, или если поймут, что их партнеру по общению очень важно получить что-то. То есть, подростки вне зависимости от половой принадлежности и гендерной роли стремятся быть великодушными, но при этом сохраняя свое достоинство.

Так же не нашла подтверждения гипотеза о черезмерной доверчивости девушек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у девочек - подростков существует некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в конкретный момент, сомнения относительно их открытости и искренности.

Таким образом, мы проследили положительные изменения в структуре Я- концепции подростков – ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения.

Эти результаты оказались  практически идентичными у испытуемых, как младшего, так и среднего подросткового  возрастов. Таким образом, мы частично подтвердили нашу гипотезу, что существуют гендерные различия в межличностных отношениях подростков, которые выражаются в том, что мальчики – подростки взаимодействуют исходя из доминирующей, авторитарной и одновременно приспособительной  позиции, а отношения девочек подростков характеризуются застенчивостью, и стремлением к сотрудничеству.

Результаты  данного эмпирического исследования могут применяться в индивидуализации воспитательного процесса с учетом гендерных особенностей средних и старших школьников, учащихся средне специальных заведений, в области консультативной психологии и т.д.

 

 

 


Информация о работе Особенности межличностных отношений школьников разного возраста