Особенности межличностных отношений школьников разного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений об отношениях людей к обществу, становится актуальной проблема межличностного общения подростков, раскрытие которой позволит понять, как приспособиться детям переходного возраста, исходя из их половой принадлежности, к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

На базе неформальных отношений  в группе между учащимися разных возрастов возникает свободное общение. В процессе свободного общения подросток также приобретает опыт самоутверждения, хотя и своеобразный, отличающийся от опыта, приобретаемого в деловом общении. Свободное общение даёт подростку возможность обсуждения с личностно значимыми людьми широкого круга проблем, волнующих юношество: будущая профессия; нравственная позиция, интересы и увлечения, вопросы дружбы и любви; отношения к людям: сверстникам, взрослым; проблемы, связанные с социальным окружением в семье, во дворе, спортивной секции и т.д.

Хоть общение со старшеклассниками, родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости, однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. [7;9;12]

Таким образом, можно сказать, что по сути подростки девочки как и мальчики практически не отличаются в своем стремлении к межличностному общению. На данном этапе  своего стремления к взрослости для тех и других очень большое значение имеет общение со старшеклассниками, родителями, учителями и другими взрослыми. Это взаимодействие даёт подростку возможность решения широкого круга  волнующих его проблем.

 

1.3 Особенности межличностных отношений детей и подростков разного пола.

 Нарастающее чувство взрослости у подростков способствуют освоению новых видов взаимодействия с окружающими, особенно меняются взаимоотношения с противоположным полом. Это сопровождается бурным телесным развитием, и как следствие и идентификация подростка со взрослым.[9, с 75]

 В период взросления и полового созревания происходит изменение отношений между мальчиками и девочками. Начинается проявление явного интереса друг к другу, как к представителю противоположного пола. [11]

 Становится особенно важным мнение окружающих. Подросток всё чаще начинает задумываться, в какой мере его  лицо, прическа, фигура, манера держаться и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». В этой связи особая значимость придаётся личной привлекательности. Она является одним из важнейших критериев при оценке себя и окружающих.

 Физическое развитие мальчиков и девочек в подростковом возрасте не одинаково, в большинстве случаев девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Дисгармония в развитии может являться поводом для личных переживаний и расстройств. Для девочек-подростков причиной переживаний чаще всего становится высокий рост, лишний вес. У мальчиков чувство неполноценности может вызывать маленький рост, излишняя худоба или полнота.[4, с. 315]

 У младших подростков возникший интерес к другому полу проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки, обычно понимая мотивы действий мальчишек, несерьёзно относятся к подобным выпадам и стараются не обижаться, игнорируя их задиристое поведение. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

 Позднее отношения усложняются. Непосредственность в общении исчезает. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

Приходит время, когда  взаимный интерес всё более увеличивается, хотя со стороны взаимоотношения  мальчиков и девочек становятся более изолированными. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся  отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек-подростков симпатия чаще всего возникает раньше, чем у  мальчиков. Они тайно делятся  своей заинтересованностью с  лучшей подругой или обсуждают предмет  воздыхания в группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются  редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную  скованность, но и быть готовым противостоять  насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

В старшем подростковом возрасте общение между мальчиками и девочками  становится более открытым. Общение  становится совместным, включающим подростков обоих полов. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Не взаимная симпатия порой становится причиной сильнейшего стресса, негативных эмоций, непредсказуемых последствий.[4, с. 320]

Заинтересованность противоположным  полом в подростковом возрасте

ведет к увеличению возможности  выделять и оценивать переживания  и поступки другого, к развитию рефлексии  и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей  вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и  переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний  может являться общение с привлекательным  для себя сверстником другого  пола.

При совместном проведении времени, например, на прогулках, в походах, на танцах, посещение кинотеатров, нередко  между подростками противоположного пола возникают романтические отношения.

 Можно отметить, что в этом возрасте девочки и мальчики стремятся подражать популярным в мире кино, музыки, спорта и т.д., людям.

Подростки тонко чувствуют  происходящие с их телом и душой  метаморфозы. Некоторых это может  смущать, другим это нравится и они  гордятся собой.

На первый план в значимых стремлениях выходит желание  нравиться. Большое значение играют взгляды, улыбки, жесты. Предпочтение отдаётся немым знакам внимания, общение происходит на интуитивном уровне. Улыбка и  пристальный взгляд говорит о  предпочтении другим, побуждает к  ответному поведению.

Не всегда подросток получает ответные взгляды и ожидаемые  улыбки, что приводит к острым страданиям и отчаянию. У девочек подростков переживания прорываются в слёзы, у мальчиков в агрессивное  поведение.

Особую цену приобретают  прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной  с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения  запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения и не принижать их. Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя и спрятать от чужих глаз, начинают писать дневник, стихи и т.д.         [14; 15]

 Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого. Прорабатывая в фантазиях свои действия, подросток в жизни поступает и переживает также.

 Подростковая любовь, конечно, может оказаться истинной любовью. Но такие случаи случаются очень редко, и, как правило, подросток страдает от любви, проливая слёзы.

 Первая любовь и первые чувства остаются в памяти на долгие годы. Оказавшая сильное воздействие юношеская привязанность вспоминается на протяжении всей жизни, хотя образ предмета воздыхания давно стёрся из памяти.[8;14]

Таким образом, можно заметить, что чем старше становится подросток, тем больше усложняются его отношения к представителям другого пола, непосредственность в общении исчезает, оно становится более открытым, совместным, включающим подростков обоих полов.

 

Выводы по главе  I

Подростковый возраст, как  и любой другой этап становления  личности, имеет целый ряд особенностей. Однако главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Нарастающее чувство взрослости у подростков способствуют освоению новых видов взаимодействия с окружающими, особенно меняются взаимоотношения с противоположным полом. Физическое развитие мальчиков и девочек в подростковом возрасте не одинаково. На первый план в значимых стремлениях выходит желание нравиться. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения и не принижать их. Также подросток испытывает потребность в поддержке, поэтому совместная деятельность может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Исследование  особенностей межличностных отношений  подростков разного пола в школьном классе.

2.1 Организация и методы исследования.

Целью нашего исследования явилось изучение гендерных особенностей межличностных отношений подростков в школьном классе.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение, что существуют гендерные различия в межличностных отношениях подростков:

- мальчики – подростки  взаимодействуют исходя из доминирующей, авторитарной и одновременно  приспособительной  позиции;

- отношения девочек–подростков характеризуются застенчивостью, доверчивостью, альтруистичностью и стремлением к сотрудничеству.

Исследование проводилось  на базе  образовательной средней  школы №1 города Белоозерска; в качестве испытуемых выступили 40 учащихся среднего и старшего подросткового   возраста. Испытуемые входили в состав двух школьных классов. 7 «Б» класс включал подростков 11-12 лет (10 девочек и 10 мальчиков), 8 «А» класс включал подростков 13-14 лет (10 девочек и 10 мальчиков).

Для проверки гипотезы был использован метод тестов ( методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика « Оценка отношений подростка с классом» Е.С. Шефер и  Р.К. Белл), а также социометрия.

Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954г., была выбрана потому, что предназначена для исследования типа общения, а также личностных характеристик и взаимоотношений в малых группах.

При исследовании межличностных отношений  наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и  дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная и горизонтальная оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. [19]

 Методика « Оценка отношений подростка с классом» Е.С. Шефер и Р. К. Белл направлена на выявление межличностного восприятия подростками в группе, оно зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего [19].

Исследование социометрического статуса означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. С помощью  социометрии можно изучать типологию  социального поведения людей  в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической  совместимости членов конкретных групп. [19]

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных особенностей межличностных отношений подростков.

На первом этапе исследования мы провели тест «Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири».

Сначала мы остановимся на анализе и интерпретации  результатов исследования, после чего установим гендерные различия.

В результате обработки данных  по тесту Т. Лири в группах мальчиков и девочек – подростков были получены следующие результаты.

Информация о работе Особенности межличностных отношений школьников разного возраста