Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей мотивационной сферы лиц пенсионного возраста. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи, поставленные в курсовой работе:
Теоретическое изучение мотивационной сферы в период поздней взрослости (пенсионный возраст).
Выявить эмпирически мотивационную сферу лиц пенсионного возраста.
Анализ и интерпретация результатов исследования мотивационной сферы лиц пенсионного возраста
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические исследования особенностей мотивационной сферы в пенсионном возрасте………………………………………………
5
1.1 Смена мотивов у пенсионеров…………………………………………
5
1.2 Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости…………………………………………………………………...
6
1.3 Мотивационные особенности лиц пенсионного возраста…………...
10
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационной сферы лиц пенсионного возраста ...........................................................................
15
2.1 Организация и методы исследования мотивационной сферы лиц пенсионном возрасте…………………………………………………………..
15
2.2 Эмпирическое исследование мотивационной сферы лиц пенсионного возраста…………………………………………………………………………
17
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования мотивационной сферы лиц пенсионного возраста…………………………………………..
20
Выводы………………………………………………………………………...
22
Заключение………………………………………………………………...….
23
Список использованной литературы……………………………………..
25
Приложение.......................................................................................................
27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФУТДИНОВА
Курсовая работа
Особенности
мотивационной сферы лиц
Специальность 050602_65
«Изобразительное искусство»
Выполнила студентка
951 группы 4 курса
Галимова Лилия
Равилевна
Научный руководитель
к.п.н. ст. преподаватель
Вазиева Альфия
Рашитовна
Набережные Челны
2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические исследования особенностей мотивационной сферы в пенсионном возрасте……………………………………………… |
5 |
1.1 Смена мотивов у пенсионеров………………………………………… |
5 |
1.2 Возрастная динамика развития
мотивов в период поздней взрослости…………………………………………………… |
6 |
1.3 Мотивационные особенности лиц пенсионного возраста…………... |
10 |
Глава
2. Эмпирическое исследование
мотивационной сферы лиц пенсионного
возраста .............................. |
15 |
2.1 Организация и методы исследования
мотивационной сферы лиц пенсионном возрасте………………………………………………………… |
15 |
2.2 Эмпирическое исследование
мотивационной сферы лиц пенсионного
возраста………………………………………………………… |
17 |
2.3 Анализ и
интерпретация результатов |
20 |
Выводы……………………………………………………………… |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список использованной литературы…………………………………….. |
25 |
Приложение.................... |
27 |
Введение
Особенности мотивационной сферы
Теоретическая и практическая значимость этой проблемы, а также недостаточная ее разработанность определили выбор темы исследования.
Объектом исследования являются лица пенсионного возраста.
Предметом исследования является мотивационная сфера пенсионеров.
Целью курсовой работы является выявление особенностей мотивационной сферы лиц пенсионного возраста. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи, поставленные в курсовой работе:
Гипотеза: мотивационная сфера лиц пенсионного возраста отличается средним уровнем достижения успеха, избегания неудач и степени готовности к риску.
В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики: диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.
Методологическая база исследования мотивационной сферы личности основана на концепциях К. Левина, с изучением теории мотивации, А.Маслоу, с представлением об иерархии потребностей, Д. Мак-Клелланда, Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена, Г. Келли, Дж. Роттера, с дополнениями теорий потребностей человека, А.Н. Леонтьев, с изучением теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.
Глава 1. Теоретические исследования особенностей мотивационной сферы в пенсионном возрасте
Обычно человек старается подготовиться к выходу на пенсию. Этот процесс условно можно разделить на три части, в каждой из которых реализуются определенные мотивы поведения человека.
С выходом на
пенсию положение и роль людей
изменяется. Они приобретают новый социальн
Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие. В связи с тем, какое отношение формируется у него в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие изменения в его мотивационно-потребностной сфере.
Одни воспринимают свой выход на пенсию как сигнал конца своей полезности, безвозвратной потери главного смыслообразующего мотива всей жизни. Поэтому они изо всех сил стараются подольше остаться на своем рабочем месте и работать до тех пор, пока хватает сил. Для таких людей работа — это стремление к определенным целям: от обычного поддержания материального благополучия до сохранения и приумножения карьерных достижений, а также возможность перспективного планирования, во многом определяющего их желания и потребности.
Подавляющее большинство людей, чей возраст приближается к пенсионному, предпочитают продолжать трудиться хотя бы неполный рабочий день.
Для других людей, которые воспринимали свою работу как обязанность или вынужденную необходимость, выход на пенсию означает освобождение от скучной, утомительной, рутинной работы, необходимости подчинения начальству и т. д. Теперь они имеют много свободного времени, которое могут посвятить своим увлечениям или заботе о близких, помощи детям, внукам, правнукам.
К сожалению, российская действительность не позволяет пожилым людям в полной мере реализовать свои потребности в самоуважении и самореализации. Низкая социальная защищенность, общественная нестабильность, трудные материальные условия побуждают человека пожилого возраста сосредоточиться на удовлетворении своих физиологических потребностей, на создании для себя приемлемых бытовых условий. [13]
1.2 Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости
Чем старше человек, тем больше ослабляется его связь с обществом. Человеку все труднее становится самостоятельно удовлетворять свои потребности в жизнеобеспечении, все больше требуется внимания и заботы со стороны других людей.
Для человека, перешагнувшего первое десятилетие периода поздней взрослости, характерно наличие относительно крепкого здоровья и избытка энергии, которую молодой пенсионер направляет на поиск новых разнообразных видов деятельности. Некоторые используют оказавшееся в их распоряжении свободное время для самосовершенствования или для общественной и политической деятельности. Другие продолжают регулярно заниматься спортом и проявляют сексуальную активность. Многие молодые пенсионеры по-прежнему испытывают потребность что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить.
Таким образом, человек, перешагнувший 60-летний рубеж, движим во многом все еще теми же желаниями и потребностями, которые побуждают к действию более молодых людей. Это потребности в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, в активном участии в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него. [22]
После 70 лет большинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близких людей среди друзей и родных сужает круг общения, а болезни ограничивают для многих возможности пространственного передвижения. Человек все меньше и меньше путешествует (навещает друзей и родственников), не участвует в формальных организациях, не заботится о своей общественной роли.
На передний
план выходит главная и основная пот
Как показано американскими психологами, у 70—80-летних людей действительно пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, не ослабевает.
Кроме того, для людей этого же возраста характерен устойчивый познавательный интерес: они готовы и очень хотят продолжать учиться, усваивать новые знания, расширять свой кругозор.
Важным в характеристике мотивационной сферы пожилых людей представляется и тот факт, что до недавнего времени психологи считали основным мотивом их деятельности мотив «избегания неудачи», который в конечном счете и приводил к пассивности, апатии и нежеланию участвовать в изменении существующего положения.
Они продолжают принимать участие в ситуациях, в которых можно проявить свои способности и умения. Стараются нести личную ответственность за порученное дело, ставят перед собой реальные цели, адекватно соотнося свои желания и возможности. Стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали, реагируя на эту конкретную обратную связь. Продолжают строить планы на будущее.
Перспективное планирование является особым фактором, который имеет значение с точки зрения противостояния инволюции личности. Оно позволяет человеку ставить новые цели и побуждает к их выполнению. Чем разнообразнее эти цели, отражающие широту интересов пожилого человека, тем многообразнее и продуктивнее его жизнь, тем больше сохраняется желание человека жить дальше.[6]
Диапазон целей, которые ставятся пожилыми людьми, зависит от сферы их интересов и, следовательно, может быть самым широким — например, от обычного желания дождаться появления правнуков до необходимости завершить начатое творческое дело.
Творчество вообще занимает особое место в жизни пожилых людей. Мотивация творческой деятельности позволяет сохранить высокую работоспособность до глубокой старости. И.В.Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет. Л.Н.Толстой написал роман «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи-Мурат» — в 76 лет. Высокой мотивацией творческой деятельности, позволяющей продолжать реализовать свой потенциал в поздние годы, отличались Микеланджело, Клод Моне, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, В. Гете и многие другие [10].
После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия. Желание творить выступает в качестве одного из ведущих факторов психологического и биологического долголетия.
Многие люди в силу своей включенности в активную творческую и общественную жизнь и в 80 лет не считают себя стариками, говоря, что они еще молоды душой. По мнению Г. Олпорта, цитирующего известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» [26, с. 290]. Иными словами, продолжающая динамично развиваться мотивационная система — одна из основ полноценного функционирования личности в старости. Видимо, старость наступает не тогда, когда человек перешагнул какой-то возраст, а когда человек начинает жить своими воспоминаниями, т. е. не настоящим или будущим, а прошлым.
Информация о работе Особенности мотивационной сферы лиц пенсионного возраста