Особенности общения младших подростков в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучить особенности общения младших подростков в группе.
Объект исследования – общение младших подростков.
Предметом исследования - общение подростков в группах сверстников.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Шкляевой К. А..docx

— 171.12 Кб (Скачать файл)

Введение

В последнее время все больше изучается работ, посвященных изучению особенностей общения подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Взрослый играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Однако вопрос о том, какое, значение имеет для подростка общение со сверстниками, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос актуален и сегодня.

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Актуальность изучения особенностей общения подростков резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности. От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.

Данной проблемой занимался ряд отечественных исследователей психологов и педагогов: Д. И. Фельдштейн, А. Б. Добрович, Е.В. Андриенко, Р.С. Немов.

Цель курсового исследования – изучить особенности общения младших подростков в группе.

Объект исследования – общение младших подростков.

Предметом исследования - общение подростков в группах сверстников.

Гипотеза курсового исследования: общение младших подростков в группе сверстников зависит от типа отношения к окружающим.

 Задачи исследования:

  1. Проанализировать феномен общения личности в теории психологии;
  2. Изучить особенности становления личности в подростковом возрасте;
  3. Рассмотреть общение подростков в группах сверстников;
  4. Организовать эмпирическое исследования;
  5. Выявить и проанализировать результаты исследования.

Методы и методики исследования

В исследовании был использован комплекс методов и методик: теоретические и эмпирические методы, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

База исследования

 В исследовании приняли участие ученики 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 города Челябинск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШХ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ

1.1. Феномен общения личности в теории психологии

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей,  развиваться и творить [2, С. 97].

Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности [3, С. 106].

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем             [2, С. 97].

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как структуру общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения. Иногда эти аспекты рассматриваются как компоненты структуры общения [9, С. 136].

Коммуникативный компонент общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. "все должны говорить на одном языке" [1, С. 84].

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы [1, С. 85].

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее) [1, С. 86].

Интерактивный компонент заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Это характеристика тех сторон общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция - одной из наиболее ярких ее форм является конфликт              [1, С. 100].

Перцептивный компонент общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [1, С. 117].

Все три компонента общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом [1, С. 120].

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1)социальные функции общения (организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, контроль), 

2)психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности, удовлетворение потребности в общении, функция самоутверждения).

Общение может происходить на различных уровнях:

1)Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2)Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3)Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности [1, С. 120].

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности [8, с.93].

Общение может быть кратковременным и длительным. При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаимопониманию, но в то же время – и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах) [8, с.93].

Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вербальное общение – это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в состоянии их заменить. Невербальное общение – это общение с использованием неречевых средств – мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Проксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл (Hall, 1959) установил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:

1. Публичная зона. Она составляет  от 3,5 м и больше и указывает  на то, что в процессе общения  находятся люди, не имеющие каких-либо  личных или деловых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.

2. Социальная зона. Она  составляет от 1,2 до 3,5 м и указывает  на то, что общающиеся люди  являются знакомыми, партнерами  или коллегами по работе и  между ними сложились не только  деловые взаимоотношения.

3. Личная зона. Она равна  примерно 45 см – 1,2 м. В пределах  этой зоны располагаются люди, между которыми сложились личные  взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.

4. Интимная зона. Она составляет  от 0 до 45 см. В эту зону допускаются  только самые близкие люди, между  которыми сложились интимные  отношения или которые готовы  пойти на установление таких отношений    [8, с.114].

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Деловое общение имеет место в школе при общении учителя с учащимися на занятиях, во время внеклассной и внешкольной работы с детьми. Деловое общение на предприятии имеет место во время совещаний, планерок, производственных собраний, выполнения совместной работы. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д [8, с.115].

Итак, выделяют следующие компоненты структуры общения: коммуникативный компонент, интерактивный компонент, перцептивный компонент. Функции общения могут быть социальными и психологическими. Общение может происходить на манипулятьвном уровне, на примитивном уровне, на высшем уровне. Различают прямое и косвенное общение. Выделяют также целевое и инструментальное общение. Общение может быть кратковременным и длительным. Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками [4, с. 12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  становления личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Общение со сверстниками - важный фактор психического развития в подростковом возрасте, необходимое условие для становления личности человека [11, С. 61].

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем.

Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте). Увеличение массы мышц и мышечной силы идёт наиб, интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Все эти процессы приводят к тому, что подросток испытывает колоссальную тревогу по поводу собственной физической трансформации. Эта тревога по поводу физической трансформации усиливается или ослабевает в зависимости от того, в какой социальной группе, в каком социальном контексте он общается. Любой подросток всегда сравнивает себя с другими. Но если в раннем подростковом возрасте он сравнивает себя в большей степени относительно внешних параметров: для каждого ребенка очень важно, чтобы внешне он был достаточно привлекателен, не особенно сильно отличался от остальных подростков. [11, С. 62].

Информация о работе Особенности общения младших подростков в группе