Особенности общения младших подростков в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучить особенности общения младших подростков в группе.
Объект исследования – общение младших подростков.
Предметом исследования - общение подростков в группах сверстников.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Шкляевой К. А..docx

— 171.12 Кб (Скачать файл)

Рис.4. Распределение показателей по шкале подозрительный тип отношения к окружающим.

По шкале подчиняемый тип отношения к окружающим низкий уровень показали 93,3% учащихся. Ребёнок с такими показателями скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. 6,6% - средний уровень, это значит что испытуемый с таким уровнем застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. И высокий уровень выраженности этого типа отношения к окружающим не показал никто.

Рис.5. Распределение показателей по шкале подчиняемый тип отношения к окружающим.

По шкале зависимый тип отношения к окружающим у 66,6% респондентов низкий уровень, это означает, что ученик с таким уровнем конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. 33,3% - средний уровень, испытуемый человек послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. И высокий уровень выраженности этого типа не показал ни один испытуемый.

Рис.6. Распределение показателей по шкале зависимый тип отношения к окружающим.

По шкале дружелюбный тип отношения к окружающим 100% испытуемых показали низкий уровень. Это означает, что испытуемый склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. Высокий уровень этого типа отношения к окружающим не показал ни один ученик.

Рис.7. Распределение показателей по шкале дружелюбный тип отношения к окружающим.

По шкале альтруистический тип отношения к окружающим 86,6% учащихся показали низкий уровень, это означает, что испытуемый человек ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. И высший уровень показали 13,3% респондентов. Испытуемый с таким уровнем гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

Рис.8. Распределение показателей по шкале альтруистический тип отношения к окружающим.

Результаты диагностики межличностных отношений учеников 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 школы города Челябинск в группе представлены на рисунках 1-8.

Таким образом, исследование межличностных отношений у учеников 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 школы города Челябинск в группе показало, что у испытуемых преобладает низкий уровень почти во всех типах отношения к окружающим. Есть и такие ученики, у которых преобладает средний и высокий уровни отношений. Гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделяют следующие компоненты структуры общения: коммуникативный компонент, интерактивный компонент, перцептивный компонент. Функции общения могут быть социальными и психологическими. Общение может происходить на манипулятьвном уровне, на примитивном уровне, на высшем уровне. Различают прямое и косвенное общение. Выделяют также целевое и инструментальное общение. Общение может быть кратковременным и длительным. Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма. В этот период происходит половое созревание. Так же в этом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной жизни человека. Центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка чувства взрослости. Формируется самосознание, самооценка, возникает потребность в самовоспитании. Ведущим видом деятельности у подростков является общение со сверстниками. Общение со сверстниками - важный фактор психического развития в подростковом возрасте, необходимое условие для становления личности человека. Подростковый период является одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека.

Общение со сверстниками является важным фактором, влияющим на формирование личности подростка. Д. И. Фельдштейн выделяет следующие формы общения подростков: интимно - личную, стихийно - групповую, социально – ориентированную. Условно выделяют организованные, формальные и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Важной формой межличностных отношений подростков является дружба.

Исследование межличностных отношений учеников 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 школы города Челябинск в группе проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-эксперементальный, контрольно-обобщающий. В исследовании был использован комплекс методов и методик: теоретические и эмпирические методы и методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Исследование межличностных отношений у учеников 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 школы города Челябинск в группе показало, что у испытуемых преобладает низкий уровень почти во всех типах отношения к окружающим. Есть и такие ученики, у которых преобладает средний и высокий уровни отношений. Гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.  В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с. 
  3. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
  4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 1987.- с.8-12.
  5. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. К61 Психическое развитие детей в норме и патологии: психо­логическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004.  — 4 80 о: ил.
  6. М.: Педагогика, 1987. —240 с.: ил. / Под ред. Д И. Фельдштейна; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.
  7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.-с. 113-134.
  8. Ильин Е. П. И46 Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009.- 576 с.
  9. Петровский, А.В.; Ярошевский, М.Г.Краткий психологический словарьИздательство: М.: ПолитиздатПереплет: твердый; 430 страниц; 1985 г.
  10. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.- с.5-6, 59-64.
  11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- с.61-62, 69-70.
  12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- с.636-643.
  13. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- с.28-40.
  1. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

1. Другие думают о нем  благосклонно

2. Производит впечатление  на окружающих

I.  3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на  своем

5. Обладает чувством собственного  достоинства

6. Независимый

II.  7. Способен сам позаботиться  о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

III.  11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

IV.  15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

V.  19. Охотно подчиняется 

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI.  23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с  другими

VII.  27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением  у других

I.   35. Обладает талантом  руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

II.  39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где  надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

III.  43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им  командовали

46. Скептичен

IV.  47. На него трудно  произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

V.  51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к  помощи других

54. Очень почитает авторитеты

VI.  55. Охотно принимает  советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

VII. 59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

VIII. 63. Любит заботиться  о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление  значимости

I. 67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

II. 71. Думает только о  себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим  принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под  влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения  от каждого

I. 99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях  по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

II. 103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

III. 107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный 

110. Проникнут духом противоречия

IV. 111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

V. 115. Отличается чрезмерной  готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и  никому не возражает

118. Ненавязчивый

VI. 119. Любит, чтобы его  опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать  расположение каждого

122. Со всеми соглашается

VII. 123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить  каждого

VIII. 127. Заботится о других  в ущерб себе 

128. Портит людей чрезмерной добротой

«Ключ» к опроснику методики Т.Лири

Номер октанта

Номер вопроса

I

3

10

11

19

20

22

24

30

33

40

50

64

83

86

105

113

II

2

12

16

28

32

47

56

69

72

74

78

79

93

104

118

123

III

5

15

17

37

52

53

54

63

66

99

106

108

115

116

120

128

IV

4

6

34

35

38

51

57

59

60

62

88

89

90

114

119

122

V

18

27

41

44

45

48

61

65

77

96

100

101

112

117

125

127

VI

7

8

9

14

25

31

39

58

75

82

85

87

95

110

111

121

VII

1

36

43

55

68

71

73

76

81

84

94

97

102

107

109

124

VIII

13

21

23

26

29

42

46

49

67

70

80

91

92

98

103

126

Информация о работе Особенности общения младших подростков в группе