Особенности общения младших подростков в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучить особенности общения младших подростков в группе.
Объект исследования – общение младших подростков.
Предметом исследования - общение подростков в группах сверстников.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Шкляевой К. А..docx

— 171.12 Кб (Скачать файл)

Для подростков, участвующих в социально - ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники [6, С. 91].

Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, молодежный лагерь, спортивная секция и т.п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Влияние организованного коллектива на формирование личности подростка исследовалось многими авторами и изучено достаточно полно (Новикова Л.И., 1973; Петровский А.В., Шпалинский В.В., 1978, и др.) [5, С. 328].

Если в младших классах наиболее значимый критерий «ценности» сверстника – успеваемость, школьные отметки, то со временем межличностные отношения более дифференцируются, а критерии социометрического статуса усложняются. Более резкой становится разница в положении «признанных» и «отвергнутых».

В свою очередь положение подростка в коллективе влияет на его поведение. И.С. Кон (1979), ссылаясь на исследования М.А. Алемаскина, Г.Г. Бочкаревой, подчеркивает, что неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из основных причин формирования «трудных» подростков. Такие подростки обычно преждевременно оставляют школу и чаще сверстников попадают под дурное влияние вне школы. При обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них были в школах «изолированными», почти все были недовольны своим положением в классе, более половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно [5, С. 328].

Менее изучено влияние на формирование психики и поведение подростка так называемых стихийных (неформальных) групп, которые охватывают примерно восемьдесят процентов подростков. Численность таких групп – 5–15 человек. Состав их обычно смешанный и по возрасту, и по социальной принадлежности. Очень часто уровень организованности неформальной группы не уступает уровню организованности классного коллектива, а иногда и превосходит его. Вожаком такой группы обычно бывает подросток, обладающий реальным авторитетом и чьи психологические лидерские качества совпадают с его официальным статусом [5, С. 329].

Неформальные группы прежде всего удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика.

Свободное общение подростков – это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений [5, С. 329].

В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно бывают однополыми, а в среднем и старшем – носят смешанный характер. По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, как своеобразие, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и т.д. Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой – он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде. То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежный жаргон)             [5, С. 330].

Взрослыми оно воспринимается как коверканье языка, однако молодежный жаргон выполняет и важные коммуникативные функции, служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков. Взрослым чаще всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т.п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности. Следует отметить, что и у взрослых также нередко выражено желание привлечь к себе внимание, но у них для этого гораздо больше возможностей, например общественное положение, профессиональные достижения, в крайнем случае – внушительный кабинет, престижный автомобиль, коттедж [5, С. 330].

Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте, по тонкому замечанию И.С. Кона, заключается в том, что она одновременно служит и школой самораскрытия, и школой понимания другого человека [5, С. 332].

У девочек дружба обычно возникает на 2-3 года раньше и бывает более эмоциональной и избирательной, чем у мальчиков. Мальчики младшего и среднего подросткового возраста чаще выбирают друзей среди сверстников своего пола. Девочки же начинают раньше тяготеть к мальчикам, причем более старшего возраста.

Потребность в психологической близости с возрастом увеличивается и достигает апогея в юности. Нередко дружба, зародившаяся в подростковом возрасте, несколько видоизменяясь, сохраняется на долгие годы. Смешанная, разнополая дружба существенно отличается от однополой и нередко бывает проявлением зарождающейся любви [5, С. 332].

Таким образом, общение со сверстниками является важным фактором,

влияющим на формирование личности подростка. Д. И. Фельдштейн выделяет следующие формы общения подростков: интимно - личную, стихийно - групповую, социально – ориентированную. Условно выделяют организованные, формальные и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Важной формой межличностных отношений подростков является дружба.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ

2.1. Характеристика выборки и этапы, методы и методики исследования межличностных отношений младших подростков в группе

 

В исследовании приняли участие ученики 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 города Челябинск. Выборка состояла из 15 человек в возрасте от 10 до 11 лет. Такая переменная, как половой признак испытуемых, не учитывалась. Испытуемые принимали участие в исследовании только в добровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.

Исследование  межличностных отношений младших подростков в группе проходило в три этапа.

На первом, поисково-подготовительном этапе проводилось изучение и анализ психолого-педагогических исследований по проблеме личностного развития в подростковом возрасте. На этом этапе уточнялись цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования. А также происходил подбор методов и методик.

Второй, опытно-эксперементальный этап содержит диагностику межличностных отношений в группе подростков по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. А также обработку и интерпретацию результатов диагностик.

На третьем, контрольно-обобщающем этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов; производилась статистическая обработка полученных данных, их теоретическое обоснование; проверялась гипотеза, формулировались выводы; была оформлена работа.

Исследование межличностных отношений младших подростков в группе проводилось с помощью методов и методик.

Охарактеризуем методы и методики исследования.

Первая группа методов – теоретические: предполагают комплексный анализ научной литературы по психологии человека, возрастной психологии, социологии.

Вторая группа методов – эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.

Таким образом, исследование межличностных отношений учеников 5 «г» класса МАОУ СОШ № 153 школы города Челябинск в группе проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-эксперементальный, контрольно-обобщающий. В исследовании был использован комплекс методов и методик: теоретические и эмпирические методы и методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Вопросы методики и ключ в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования межличностных отношений в подростковой группе

Проведённый анализ по методики диагностики межличностных отношений Т. Лири показывает, что по шкале авторитарный тип отношения к окружающим 86,6% испытуемых низкий уровень выраженности, это означает, что  человек уверен в себе, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. 13,3% - средний уровень, человек этого уровня доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. И высокий уровень выраженности этого типа отношения к окружающим не показал никто.

 

Рис.1. Распределение показателей по шкале авторитарный тип отношения к окружающим.

 

По шкале эгоистичный тип отношения к окружающим 93,3%  испытуемых показали низкий уровень, такого человека преобладают эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. И 6,6% - высокий уровень, человек с таким уровнем стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. Рис.2. Распределение показателей по шкале эгоистичный тип отношения к окружающим.

 

По шкале агрессивный тип отношения к окружающим 86,6% учащихся показали низкий уровень, респондент с таким уровнем упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. 13,3% - средний уровень, это означает,что человек с таким уровнем требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. Высокий уровень выраженности этого типа не показал ни один испытуемый.

Рис.3. Распределение показателей по шкале агрессивный тип отношения к окружающим.

 

По шкале подозрительный тип отношения к окружающим 86,6% учащихся показали низкий уровень, человек с таким уровнем критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. 6,6%- средний уровень,это означет,что респондент с таким уровнем критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. И высокий уровень этого типа отношений к окружающим показали 6,6% испытуемых. Ученик этого уровня отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

Информация о работе Особенности общения младших подростков в группе