Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:53, курсовая работа
Цель исследования –изучить особенности общения подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему общения в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
3. Раскрыть специфику общения со сверстниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы особенности общения подростков…………………..5
1.1 Характеристика подросткового возраста……………………..……………..5
1.2 Проблема общения подросткового возраста.……………………………...11
1.3 Специфика общения со сверстниками……………………………………..23
2 Исследование особенностей общения в подростковом возрасте…………..31
2.1 Организация, методика и результаты экспериментального исследования……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы особенности общения
1.2 Проблема общения подросткового возраста.……………………………...11
1.3 Специфика общения со сверстниками……………………………………..23
2 Исследование
особенностей общения в
2.1 Организация,
методика и результаты
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Особым этапом в становлении ребенка как социального существа, является подростковый возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику взаимоотношений с окружающими.
Одной стороны,
С другой стороны, семья начинает по-новому контролировать подростка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи подросток обретает новое место.
Изучением проблемы общения
занимались следующие ученые:
Б. Ф. Ломов [2; 3; 6; 8; 15; 17]. Подростковый возраст исследовали
такие ученые, как И. В. Дубровина, В. С.
Мухина, И. Ю. Кулагина,
Объект исследования – феномен общения подростков.
Предмет исследования – особенности общения подростков.
Цель исследования –изучить особенности общения подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования. Теоретический анализ психологических исследований по изучаемой проблеме, констатирующий эксперимент, экспериментальные методики: тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, «Тест оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского.
1Теоретические основы особенности общения подростков
Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10–11 до 14–15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [31, c. 142].
Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
В школе подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками [31]. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников.
Как считает Л. Ц. Кагермазова, «у подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10–11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12–13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14–15 лет)» [10, c. 169].
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками.
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д. И. Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.
Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка – быть лично ответственным, самостоятельным. Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута.
Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное, как отмечает И. В. Шаповаленко, «для 10–11 -летних – получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12–13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли» [29, c. 210].
В 14–15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.
Рассмотрим
специфические особенности псих
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним, с точки зрения Л. Ц. Кагермазова, относят следующие:
Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
Таким образом, подростковый возраст включает в себя период от 10–11 до 14–15 лет. Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками.